Только что отшумели споры по поводу «бунтующих маток» - и они угодили в тюрьму. По сути, это была крупнейшая международная провокация против образа России и её веры за последние годы, но стратеги этого предприятия остались как-то в тени. Убедительных доказательств, что это дело рук Березовского, пока не представлено, хотя очевидно, что «ноги растут» с того направления. Вот и адвокат одной из «маток» Фейгин предложил устроить 1 октября «всемирный день поддержки» этих кощунниц – ясно, что дело идет о цивилизационной и политической войне против России как самостоятельного игрока мировой истории. Потом кощунники пошли спиливать поклонные кресты, причем впереди на этот раз оказались полуголые ведьмы из незалежной Украины. В России ответили на это законом о защите детей от вредной информации и запретом пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков (петербургский ЗакС). Одновременно какой-то безумец облил чернилами иконы в храме, либеральные СМИ развернули все свои информационные пушки против Церкви и патриарха. Со своей стороны, Госдума, вопреки либерастическим атакам, приняла закон о деятельности иностранных агентов на территории страны. Наконец, в один день, 25 сентября, пришло известие о внесении в Думу всеми фракциями законопроекта об уголовном наказании за оскорбление чувств верующих, и о совещании у президента, где речь шла о «культурной нищете», своего рота «фастфуде от культуры», в чем президент видит, по его словам, серьёзные риски. Вечером того же дня я получил письмо от Собора православной интеллигенции, где сообщалось о грядущей выставке под руководством некоего Гельмана, которая уже вызвала скандалы в Перми и Новосибирске и теперь едет в Петербург. Приложенные к письму фотографии гельмановских «артефактов» необычайно омерзительны. Авторы письма просят губернатора Г.С.Полтавченко предотвратить готовящееся очередное святотатство.
Приведенные факты прямо и недвусмысленно свидетельствуют, что холодная идейно война в нашей стране вполне может перерасти в горячую. Кстати, за аналогом далеко ходить не надо – «арабская весна» исторически мгновенно перешла в жестокую «арабскую осень» с разгромом посольств и убийством дипломатов. Опытные мастера религиозно-политических провокаций разводят цивилизации на расстояние выстрела. На наших глазах катастрофически возрастает стратегическая нестабильность ХХI века, причем следует признать, что осмыслить и спрогнозировать указанную нестабильность традиционными рациональными средствами ограниченного человеческого ума практически невозможно. Дело идет не о ветхой социальной «физике» (рынках, борьбе за интересы и сферы влияния и т.п. древностях), а именно о метафизике - о противостоянии разных вер и культур. Между прочим, атеизм – это тоже вера, только с обратным знаком: вера в то, что Бога нет. Ещё Гераклит указывал, что всё в мире происходит через войну, а Джордж Оруэлл прямо сформулировал, что мир – это война. Собственно, всё это – лишь «человеческие, слишком человеческие» вариации великого предостережения Евангелия, что «восстанет народ на народ и царство на царство, и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». И тогда придет конец.
Единственным утешением – если это утешение – может служить лишь то, что буквально в последние месяцы российское государство стало подавать некоторые признаки жизни после паралича, в который оно впало в 1991 году, уйдя сразу отовсюду – из экономики, образования, искусства. Гельманы и «бешеные матки» заняли почти всё информационное поле. Однако им, кажется, начинают оказывать сопротивление. Я только что вернулся из Великого Новгорода, где 19 – 21 сентября в Кремле и Университете им. Ярослава Мудрого проходила Всероссийская научно-общественная конференция, посвященная 1150-летию русской государственности. Звучали прекрасные доклады – в том числе основной доклад председателя попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, президента РЖД В.И.Якунина. Перед тысячным залом участников и гостей, съехавшихся со всех концов России и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья, говорилось об очевидном провале неолиберальных реформ в России, и необходимости для нас идти своим цивилизационным путем, взяв при этом с собой всю русскую историю, от легендарного Рюрика и новгородского веча до имперских структур прошлого и настоящего. Потом состоялся торжественный праздник у памятника Тысячелетию России. Было это как раз 21 сентября – в день Рождества Богородицы и в день Куликовской битвы. И новгородский Кремль сиял на солнце над вольным Волховом, как будто и нет на свете никаких сатанинских выставок и бешеных ведьм…
Всё ещё впереди.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор