«Цитирую: «В московские храмы Патриарх направил «Обращение к прокурору» с требованием ужесточить наказание, прося настоятелей зачитать его верующим и собрать подписи. (Внимание! - РНЛ) Это печальная страница. Но Церковь на это отреагировала достойным и здоровым образом. Тех, кто зачитал и подписал это, оказалось совсем мало, и этот документ в прокуратуру не ушел». Иными словами, тот факт, что некоторые священники бойкотировали указание Святейшего Патриарха Кирилла, не зачитали в храмах его обращение к верующим, этот саботаж со стороны духовенства, Чапнин называет «здоровым и отрадным явлением». Куда дальше?! Где еще искать «предателей Церкви», о которых говорил Святейший Патриарх в своем слове на молебне в защиту веры 22 апреля?! Да вот они. Продолжают свою разрушительную деятельность и при этом остаются членами Межсоборного присутствия и других официальных структур Церкви!» - говорится в материале.
«Странные и удивительные вещи выявились в ходе процесса над этими «бешенными кощунницами». Оказывается, некоторые люди считают, что можно занимать ответственные посты в структурах Русской Православной Церкви и позволять себе публично критиковать действия Святейшего Патриарха и Священного Синода! И ничего им за это не бывает. Что за «каста неприкасаемых» в нашей Церкви, которую представляют, в частности, господин Чапнин и протоиерей Митрофанов? Что же они еще такого должны вытворить, чтобы были приняты в отношении их соответствующие служебные прещения?!» - вопрошает автор статьи.
Реакция Сергея Чапнина оказалась незамедлительной. На следующий день портал «Православие и мир» опубликовал его интервью, в котором говорится: «Печально видеть, как обострились отношения внутри самих православных. Поиск врагов среди единоверцев, публичные доносы, истерические записи в блогах с одной единственной надеждой, что это будет прочитано Патриархом и он накажет «виновных»… Кажется, еще чуть-чуть и появится настоящая «православная инквизиция». Это не просто печально, это совершенно отвратительно».
Реакцию публициста и высокопоставленного церковного чиновника комментирует в интервью «Русской народной линии» духовник Собора православной интеллигенции, член правления петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз:
В психологии существует понятие «сложившиеся стереотипы восприятия». Эти стереотипы могут быть как истинными, так и ложными, но при их употреблении возникает ряд устойчивых ассоциаций. Поскольку в советские годы людям внушали, что инквизиция - это мракобесие и страшная практика, направленная на убийство и сжигание невинных людей, то в сознании многих советских людей (а большинство современных православных людей воспитывались еще при советской власти) сформировался определенный стереотип относительно инквизиции. И сейчас при упоминании этого понятия у этих людей возникают соответствующие ассоциации. Поэтому, если мы употребляем слово «инквизиция», то у многих людей закрывается способность к нормальному аналитическому мышлению. Слово «инквизиция» у многих вызывает следующие негативные ассоциации: пытки, смерть, неправда. Господин Чапнин использует данный термин, чтобы сделать отрицательный перенос на всех тех, кто осмеливается выступать против его либерального мнения. Это известный психологический прием, который часто используется нашими либералами для очернения оппонентов.
Работу сложившихся стереотипов восприятия можно представить на примере переименования Отдела внешних церковных сношений в Отдел внешних церковных связей. Вполне приемлемое русское слово «сношения», обозначающее отношения и связи, постепенно в результате сексуальной пропаганды стало ассоциироваться исключительно с половым актом.
Хочу обратить внимание на слова апостола Павла: «...не участвуйте в неплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5:11). Все люди, творящие зло, не идут к свету, чтобы не обличались их дела, потому что они злы. А творящие добро всегда идут к свету, потому что бояться им нечего, дела их светлы и праведны, а при свете они становятся еще более ясными. Поэтому люди, творящие темные делишки, обличаемые совестью, всегда боятся гласности, пытаются все сделать тайнообразующе. Ведь в темноте можно провернуть темные дела, прикрываясь хорошими делами и благими намерениями, а на самом деле преследовать свои меркантильные интересы.
На сегодняшний день, мне кажется, для нашей Церкви очень важна гласность. Из-за того, что Церковь долгие годы была гонима, из-за того, что она была преследуема светской властью, в годы советской власти старались не выносить наружу церковные нестроения, потому что и так хватало гонений извне. Любое внутреннее нестроение могло быть раздуто светскими властями для еще большей травли Церкви. Но, с другой стороны, из-за атеистического давления и умолчания о внутренних нестроениях в Церкви сложился такой стереотип поведения, согласно которому о происходящем внутри Церкви не нужно говорить. В этом кроется величайшая опасность, что люди, пользуясь безгласностью, начинают под эгидой Церкви проворачивать свои грязные делишки, осуществлять свои честолюбивые установки, растить тщеславие, лелеять самость. И все это делается, прикрываясь именем Христа, - это худший вид фарисейства. В силу того, что их пороки никогда не были обличаемы в церковной среде, то они воспринимаются уже не как пороки, а как норма поведения. Люди, уверенные в своей безнаказанности, продолжают свою линию движения в пропасть.
Сейчас время изменилось. Государство уже не травит Церковь, а даже наоборот, многие государственные деятели очень к ней благорасположены. Бояться Церкви нападений извне нечего. Сейчас гораздо страшнее разложение изнутри. К сожалению, агенты влияния, которые засылались Западом, взрывающие нашу страну либеральными установками, прокрались и в церковную среду. А что такое либеральные установки? Это приоритет гуманизма, когда человеческие ценности выше Заповедей Христовых, когда плотское и материальное выше духовного. Усвоив эти взгляды, люди, а иногда и специально засланные господа, обряженные в церковные одежды, начинают разлагать Церковь изнутри. Причем делается это очень хитро, осторожно, зачастую такие агенты влияния имеют высшее богословское образование. И вот здесь просто необходимо обличать их зло, показывать ложь их действий и требовать удаления этой раковой опухоли из тела Церкви, иначе она сожрет Церковь. Конечно, Церковь как богочеловеческий организм устоит, и никакие врата ада не повредят ей, но люди, которые составляют Церковь, могут повредиться, и очень сильно.
Поэтому долг каждого православного христианина, как писал апостол Павел, не только не участвовать в делах тьмы, но и обличать зло. Когда мы видим действия, направленные на разрушение Церкви, против церковной иерархии, на разрушение духовной жизни, мы должны эти действия выявлять и обличать. Когда люди увидят ложь богохульников, они отвернутся от них и никогда не последуют их путем. Господа же эти станут нерукопожатными. Сказано, что с людьми, которые пребывают в смертном грехе, не только нельзя общаться, но и есть вместе. Как писал апостол Павел: «...не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11). То же относится ко всем прочим страстям. Если человек укоренился в них и не хочет исправляться, то он должен быть извергнут из Церкви. Об этом апостол Павел пишет в ряде посланий.
На мой взгляд, нужен анализ действий различных церковных чиновников, наносящих вред Церкви. Другое дело, что тон наш должен быть спокойным и выдержанным в полном соответствии со словами Господа: «люби грешника и ненавидь грехи его». Мы сожалеем о грешнике, не оскорбляем его как личность, но его непотребные дела обличаем, призываем к покаянию и исправлению. Если же он не хочет исправляться, то нужно обращаться к церковной иерархии, к тому, кто поставлен во главу Церкви, чтобы следить за целостью церковного организма. Это не только правильно, это - обязанность каждого христианина. Напомню знаменитую формулу: «люби своих врагов, сокрушай врагов Отечества и ненавидь врагов Церкви». Эта формула была принята Русской Православной Церковью, наши предки жили по ней. Нельзя быть толерантным ко злу. Нельзя спокойно смотреть, как разрушается тело Церкви, и гибнут люди. Тогда ты становишься виновен в духовной гибели твоего брата. Бог спросит с тебя за это. Поэтому гражданская активность, смелость, правдивость всегда должны присутствовать в православных людях.
Существует еще одна опасность, что человек забудет себя, свое внутренне состояние, увлечется поисками внешних врагов, займемся критиканством. Это тоже заболевание гордыни. Потому что человек, обличающий других, считает себя лучше, тем самым тешит свою гордость и тщеславие. Надо понимать эту опасность и не заниматься критиканством. Критиковать неправильные поступки нужно из любви к ближним, из любви ко грешнику, чтобы он исправился, и к церковному сообществу, чтобы этот человек не мог ему повредить. Одновременно надо осуждать себя и говорить: «Господи, сегодня он пал, а завтра могу пасть я. Сохрани меня от этого!» Надо сохранять смиренное состояние, но вместе с тем, помолясь Господу, принимать активные шаги по противодействию злу.
Мы видим массу тому примеров в Священном Писании, например, обличение самого Христа, когда Он выгнал торгующих из храма. Мы видим деяния апостола Павла, когда он сверг Симона волхва, вздумавшего купить благодать Божию. Вспомним святителя Николая Мирликийского, который дал пощечину священнику Арию, когда тот возводил хулу на Божию Матерь. Тогда, согласно церковному преданию, не стерпев, святитель Николай ударил нечестивца Ария и был за то заключен под стражу. Но Сама Божия Матерь явилась отцам собора и сказала, что святитель Николай правильно сделал, вступившись за Нее. Тогда святителя Николая немедленно освободили из-под стражи и с большим вниманием отнеслись к его словам. На этом примере мы видим, как угодно было Матери Божией наказание еретика. Мы видим решительные действия и Самого Иисуса Христа и Его учеников, когда они противостояли разрушающему Церковь влиянию извне. Мы должны также сохранять смирение и любовь, но быть непреклонными ко всякому злу, наносящему вред церковному телу.
11. Ответ на 1., рудовский:
10. Re: «Православная инквизиция», или чего боится господин Чапнин».
9. Re: «Православная инквизиция», или чего боится господин Чапнин
8. Re: «Православная инквизиция», или чего боится господин Чапнин
7. На 5. Денис К.
6. Иногда сложные болезни излечиваются простыми лекарствами.
5. 2. КозловскийВ
4. Re: «Православная инквизиция», или чего боится господин Чапнин
3. Ответ на 1., рудовский:
2. «Православная инквизиция», или чего боится господин Чапнин