По окончанию молебна отец Геннадий обратился к богомольцам с пастырским словом:
Новой традицией в информационном медиа-пространстве стало празднование информационного Нового года не по гражданскому, а по церковному календарю - 1 сентября по старому стилю. Нужно ли такое празднование, что оно в себе несет, какая новость содержится в самом этом празднике?
Думаю, что молебны на начало информационного года являются воцерковлением самого медиа-пространства. Церковь задумана и основана Господом таким образом, чтобы освящать все и вся. Если мы откроем старинный требник, то увидим, что там есть молитвы на освящение гумна, колодца, сеяния. То есть освящались все области жизни и деятельности человека. В наше время структура жизни и деятельности человека существенно меняется, и люди сейчас больше пребывают не на сельском поле, но на медиа-поле. И это поле тоже по смыслу бытия Церкви должно быть освящено, воцерковлено. Я думаю, эти молебны концептуальны, глубоки по своему смыслу. Они воцерковляют нашу духовную пищу, освящают новости, чтобы они были душеполезны, чтобы они стали хлебом насущным, пшеницей, а не плевелами.
Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам добрые вести в грядущем году, молимся о том, чтобы эти вести были спасительны для нашей души, а если Господь посетит нас скорбями, и мы услышим печальные известия, чтобы мы их пережили духовно и смогли бы прозреть даже в скорбях действие промысла Божия. Чтобы они для нас были поводом не к отчаянию и упадку, но к покаянию и духовному возрождению. Поэтому мы совершили молебен на церковное новолетие и информационный Новый год перед иконами Матери Божией «Августовская» и «Виленская-Остробрамская», святителя Феофана Затворника, а также преподобной Анастасии Киевской.
Близится великая дата - 400-летие Дома Романовых, и этот юбилей заставляет нас подвести итоги святости этого благочестивого Дома. Он прославился и мучениками, и благоверными Государями, а вот перед нами икона преподобной Анастасии Киевской, в миру благоверной Великой Княгини Александры Петровны Романовой, супруги Великого Князя Николая Николаевича Романова, брата Императора Александра I. Великая Княгиня Александра Петровна вела широчайшую благотворительную деятельность, основала в Киеве Покровский женский монастырь и в нем приняла постриг с именем Анастасия. Она была канонизированна в лике преподобных в 2009 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, ее мощи были обретены, и мы имеем еще одну представительницу Дома Романовых в лике святых. В нашем городе ее иконы пока редки, и мы помолились преподобной матери нашей Анастасии, благоверной Великой Княгине.
Начало этого года милует нас великими милостями. У нас в храме, дерзну сказать, пребывает полнота Покрова Божией Матери над Русской землей. Когда мы хотим выразить бескрайность Русской земли, мы говорим, что она раскинулась от края и до края, от океана до океана, от Калининграда до Владивостока. Если эту мысль выразить более церковно, через образы Божией Матери, то мы должны назвать две иконы, которые Сама Богородица прославила на самом восточном и на самом западном конце России. Если мы посмотрим на восток, то мы видим Матерь Божию «Порт-Артурскую», которая пребывает во Владивостоке, а если обратимся на запад, то именно «Августовская» и «Виленская» иконы являются самыми западными чудотворными иконами Русской земли. Можно сказать, что Святая Русь раскинулась от «Порт-Артурской» до «Августовской» икон Божией Матери. И как раз в нашем храме именно эти две иконы находятся рядом и даже расположены на одной стене. Две иконы рядом объединяют Русскую землю воедино Покровом Божией Матери. Можно сказать, на этой стене духовная карта русской земли от «Августовской» до «Порт-Артурской» икон, а вся Русь между этими образами.
Почему сегодня мы молимся именно перед этими иконами сугубо? К сожалению, именно с запада к нам приходили самые страшные нашествия. Именно с запада к нам пришли польские захватчики 400 лет назад, с запада к нам пришли «двунадесять языков» 200 лет назад, с запада напали на Россию германские полчища 100 лет назад. И уже в более близкое время, в середине ХХ века, опять западная сторона стала для нас той стороной, откуда пришли черные тучи фашизма. Поэтому, хотя мы и молимся всегда на восток лицом, но мысль свою нужно обращать на запад, чтобы нам иметь защиту. И вот в начале ХХ века на самом западном рубеже Русской земли, недалеко от реки Неман, которая тогда была границей Российской Империи, была явлена Августовская икона Божией Матери, защитница России на западных рубежах.
Это последняя икона Царской России, явленная в 1914 году, за 3 года до катастрофы, до крушения Российской Империи. Порт-Артурская икона предпоследняя, явленная в 1903 году. Матерь Божия накануне беды оградила Русскую землю и с востока, и с запада. Интересно, какое открывается богословие Покрова Матери Божией накануне катастрофы. А потом, в самый день катастрофы, Матерь Божия уже не на окраине, а в центре, в сердце Русской земли, в Москве, в Коломенском явила Свою Державную икону. Здесь есть какая-то особая тайна, мистика. Три иконы, явленные в ХХ веке, являют особую тайну Покрова Божией Матери над Россией. Мы должны их особенно почитать, любить.
Августовская икона, празднование которой установлено 14 сентября, теперь становится еще и покровительницей наступающего церковного нового года. Теперь мы всегда будем встречать Новый год с иконой Богородицы «Августовская». Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с церковным новолетием! Это праздник, в который мы с чистым сердцем, не кривя душой, без всякого зазрения нашей христианской совести можем друг другу желать всего самого доброго, светлого и святого в наступающий год.
После молебна состоялась трапеза, во время которой прошло оживленное обсуждение церковных проблем и современного состояния Русской Православной Церкви.
2. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Молебны на начало информационного Нового года концептуальны и глубоки по своему смыслу
1. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Молебны на начало информационного Нового года концептуальны и глубоки по своему смыслу