itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Собранность вместо духовно-нравственного расслабления

Воскресная проповедь иерея Александра Шумского о расслабленном

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
1145
Время на чтение 6 минут
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангельское чтение о расслабленном хорошо известно церковным людям, так как часть его постоянно читается на водосвятных молебнах. Но давайте, братья и сестры, еще раз вникнем в смысл евангельских слов. Перед нами одно из великих чудес, совершенных Иисусом Христом в период Его земного служения. Ведь человек, которого Он исцелил, был парализован в продолжении 38 лет! Для чего Господь совершает это чудо? Во-первых, Им движет любовь к этому несчастному, который уже множество раз пытался оказаться в воде Овчей купели в тот момент, когда Ангел приводил ее в возмущение. А только в этот момент вода приобретала целительные свойства. Во-вторых, в совершении этого чуда Спаситель являет Свою Божественную природу. Ведь Он Сам, не призывая на помощь ангельские силы и независимо от воды, совершает чудо исцеления, показывая тем самым, что Он выше сил бесплотных и всех законов природы.

Следует обратить внимание на то, что исцеленный был действительно очень несчастен. Кроме болезни, он страдал еще от полного равнодушия окружающих людей, своих соплеменников. Поразительно, что за 38 лет не нашлось ни одного человека, который помог бы ему оказаться в купели в нужный момент. Это еще одно доказательство того, что мир перед приходом Спасителя впал в состояние окамененного нечувствия. Каждый думал только о себе. Почти все находились в состоянии нравственного паралича. Один страдает от расслабления тела, другие – от расслабления нравственного чувства. Люди не имели сил для сострадания.

Важно обратить внимание на вопрос, который задает Иисус Христос больному перед тем как исцелить его: «Хочешь ли быть здоров?». Казалось бы, что здесь выяснять? Разве может больной не иметь желания стать здоровым? Здесь мы видим удивительную деликатность Спасителя, Его уважение к личности, к ее свободе выбора, к ее свободной воле. Святые отцы говорят: «Бог нас без нас не спасет», т.е. без нашего соучастия. Кроме того, и это самое важное, в данном вопросе Спасителя речь идет, собственно, не столько о физическом здоровье расслабленного, сколько о его духовно-нравственном здоровье. Ведь все наши болезни – следствия наших грехов. Господь – не маг и не экстрасенс, которые озабочены только внешним эффектом физического выздоровления, чтобы поработить человека себе и напитать свою гордыню. Спаситель хочет целостного восстановления, обновления, преображения свободной личности. Но для этого требуется свободное согласие человека. А мы знаем, что есть люди, которые не хотят быть духовно здоровыми и, даже больше, ненавидят такое здоровье.

Удивителен и ответ расслабленного на вопрос Спасителя, свидетельствующий о его глубоком терпении, смирении и уповании на милость Божию: «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». В этой связи, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли сердце сокрушенное от продолжительной немощи? Видишь ли, как обуздано было в нем всякое нетерпение? Он не высказывает никакой хулы, как слышим от многих в подобных обстоятельствах; не проклинает дня своего рождения; не оскорбляется таким вопросом».

Показательно также, что Иисус Христос исцеляет расслабленного в субботу. Он говорит больному: «Встань, возьми постель твою, и ходи». Эти слова вызвали возмущения в иудеях, потому что в субботу, в день покоя, по законническим правилам нельзя было ничего делать, в том числе и брать в руки постель. Здесь открывается, что Господь является Господином субботы, что Он выше всякой связанности, будь то законы природы или законы, созданные людьми. Также мы видим, до какой степени нравственного одичания и нравственной слепоты дошли вожди еврейского народа, законники и фарисеи, которых совершенно не впечатляет чудо исцеления расслабленного, но крайне возмущает малейшее нарушение самых ничтожных правил. Более того, они хотят убить Начальника жизни! Все это еще раз обнаруживает неприглядную духовно-нравственную картину мира того времени.

Потом Господь встречает исцеленного человека в храме и предупреждает его о том, чтобы он больше не грешил, иначе с ним может случиться еще большая беда. Это предупреждение Господа в высшей степени актуально для современного мира и для каждого из нас. Очевидно, что Овчая купель, этот Дом милосердия, есть образ грешного мира, в котором пребываем все мы и в который вошел Спаситель, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Нам, братья и сестры, следует задуматься над тем, как мы относимся к Богу, как мы отвечаем на Его милосердие по отношению к нам. Не бывает ли так, что на милосердие и помощь Бога мы отвечаем полным параличным бесчувствием?! Я, как священник, могу привести множество подобных примеров. Вот один из последних. Приходит человек и говорит, что у него обнаружили опухоль мозга. Он, казалось бы, понимает, что эта болезнь тесно связана с его грехами. Он кается, причащается перед операцией. Операция проходит успешно. Человек полностью выздоравливает. И после этого забывает дорогу к храму. Таким людям следовало бы брать пример с евангельского расслабленного, который после своего исцеления идет не домой, не в компанию друзей, а направляется в храм, где его встречает Господь.

Многое сегодня способствует тому, чтобы мы забывали Бога. Одним из сильнейших отрицательных факторов является, так называемое, общественное мнение, настроенное, зачастую, не просто безбожно, а противобожно. Особенно опасно то, что эта противобожность выражается не в открытых богоборческих лозунгах, а в массовом аморализме и попрании всех нравственных законов.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) провидчески говорил еще а 1951 году: «Но бывали и бывают в истории времена, когда общественное мнение само заслуживает осуждения, бывают времена, когда не единицы, но множество людей поступают так же, повинны в том же. Тогда все умножается и умножается число не стыдящихся такого гнусного греха, как блуд, прелюбодеяние. Это становится обычным в обществе. Все один за другим впадают в эти грехи, все развращаются, и это общее развращение приводит к тому, что общественное мнение не осуждает развратных, - развращенность множится, множится, множится в несчастном народе и растлевает сердца и умы народа.

Так было в великой Римской империи перед ее падением, перед тем, как была она уничтожена варварскими полчищами. Тогда был неописуемый разврат, было всеобщее падение нравов; тогда человечество считало милосердие к несчастным недопустимой слабостью. Тогда попиралось все чистое, все доброе, все святое. Тогда на степень культа возводились разврат, ложь и предательство.

Вот если настает такое страшное время в каком-либо народе, в каком-либо государстве, с ним будет то же, что с Римом».

Сегодня грех уже объявлен нормой во всех, так называемых, цивилизованных странах Запада. Об этих опасностях неустанно предупреждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

И нам, православным людям, надо осознать, что мы вступили в эпоху нового исповедничества. Мы не должны, не имеем права быть ни в малейшей степени соучастниками содомского общественного мнения.

Расслабление духа, души и тела – самая характерная примета нашего времени. Как часто приходится слышать сегодня и от молодых, и от пожилых, нередко и от православных: «Надо расслабиться». Страшные слова, братья и сестры! Вы только вдумайтесь в них! Вместо того, чтобы сказать: «надо помолиться», говорят: «надо расслабиться» и вместо храма идут в ночной клуб или еще в какое-нибудь сомнительное место.

Можно сказать, что современный мир одержим расслаблением. Но расслабленность духа, души и тела отнюдь не безобидное и пассивное состояние, как может кому-то показаться. Духовно-нравственно расслабленные умы и сердца – та среда, в которой размножаются все паразиты зла и порока. Посмотрите, как в последние годы активизировались гонения на христиан по всему миру. В Европе уже дошли до того, что запрещают людям носить нательные кресты, а Крест как символ спасения вообще изгоняется из жизни. Почему? Потому что «Крест – демонов язва». И все это делается с попустительства духовно-нравственно расслабленного общества и руками этого общества. А у нас в Москве разве не приходится сталкиваться с подобными вещами?! Сейчас в столице по благословению Святейшего Патриарха Кирилла осуществляется программа строительства новых храмов. Казалось бы, любой здравый человек, даже нецерковный, должен радоваться, что рядом с его домом построят не пивной бар или ночной клуб, а храм Божий. Но находятся москвичи, которые, например, заявляют: «Нам будет мешать колокольный звон», «нам негде будет выгуливать собак», «мы не хотим видеть из своих окон крест» и тому подобное. В таких безумных словах проявляется черная сатанинская энергия и активность духовно-нравственно расслабленных людей. И ведь, что поразительно – если завтра вместо православного храма на пустующем месте водрузят какой-нибудь рекламный порнографический щит, никто из таких расслабленных богоборцев и пальцем не пошевельнет в знак протеста, и будут их дети из своих окон взирать не на Святой Крест, а на сатанинский срам.

Что можно противопоставить духовно-нравственному расслаблению? Только собранность! Нам нужна сегодня собранность воинов. И недаром на сегодняшний воскресный день приходится также празднование в честь величайшего воина-мученика Георгия Победоносца, являющегося защитником нашего первопрестольного града и всей России. И 22 апреля, в день великого молитвенного стояния у Храма Христа Спасителя в защиту православных святынь и Церкви, мы обращались в своих молитвах к великомученику Георгию и, взирая на его копье, поражающее древнего змия, вдохновлялись воинским духом и наполнялись уверенностью в победе добра над злом. И уже совсем скоро, 9 мая, мы будем праздновать день Великой Русской Победы, олицетворяющей победу Света над тьмой.

Наступает время, братья и сестры, когда мы обязаны предельно сосредоточиться, собраться. Только при этом условии мы сможем сохранить внимание, которое в решающий момент нашей жизни позволит нам отличить Истину от ее подмены. Будем вдохновляться сегодняшним евангельским чтением с упованием, что и нашу расслабленную Родину воздвигнет Господь с болезненного одра. Аминь.

Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Время ПЕРЕМЕН

"Будем вдохновляться сегодняшним евангельским чтением с упованием, что и нашу расслабленную Родину воздвигнет Господь с болезненного одра. " Помнится, один профессор богословия сказал не так давно, что все устали от перемен, и пусть будет всё ныне так как и есть...
Прохожий / 07.05.2012, 07:29

3. Re: Собранность вместо духовно-нравственного расслабления

О. Александр,всех Вам благ желаем.. Ваши проповеди всегда доходят до сердец народа российского - православного!! Многая лета Государству Российскому!! С нами Бог!!
инок / 06.05.2012, 08:33

2. Спасибо, о.Александр

Вместо того, чтобы сказать: «надо помолиться», говорят: «надо расслабиться»

Наступает время, братья и сестры, когда мы обязаны предельно сосредоточиться, собраться. Только при этом условии мы сможем сохранить внимание, которое в решающий момент нашей жизни позволит нам отличить Истину от ее подмены.

Спасибо Вам, о.Александр, за вразумление.

1. ПАРАЛИЧ

Всё не так,и жизнь-не сказка Дни сливаются в один Инвалидная коляска С детских лет и до седин Пусть такое не приснится Приговор-по сердцу бич С приговором как смириться? Церебральный паралич Грустный взгляд,в глазах-пустыня Что,зачем и почему? От рожденья и до ныне Жить придётся одному Жить,прикованным к постели С детских лет и....до седин Не при деле,на пределе И один,всегда один Все вокруг пустые лица Кто расслабленному рад? Удивиться, удалиться Поскорее норовят Бесконечная дорога Может в ад,а может в рай Докричимся ли до Бога? Вот,возьми и угадай
добрев / 05.05.2012, 08:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40