Страстная седмица, семь дней перед Пасхой Христовой.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.
Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу.
Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.
Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах.
Мы часто употребляем поговорки, забывая о том, что сам Господь через Святое Писание дал нам эти драгоценные поучения, чтобы мы следовали Его Завету.
Зарыть талант в землю - достаточно известная старинная библейская притча.
Талантом у древних евреев называлась мера веса, которой мерили драгоценные и другие металлы, а также взвешивали монеты. Отсюда слово талант имело значение как единица измерения чего-то ценного.
В притче один человек, уезжая на время, выдал трем своим слугам по таланту золота с разрешением пользоваться этими талантами и вернуть ему деньги с прибылью. Двое пустили полученные таланты в оборот, а третий, боясь рисковать, зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся, то один из слуг не смог вернуть свой талант, так как растратил его в результате неумелых действий. Второй преумножил свой талант и вернул хозяину десять талантов вместо одного. Ну а третий откопал и вернул хозяину все тот же один талант.
С тех пор о человеке, не сумевшем воспользоваться представленными возможностями, говорят - он зарыл свой талант в землю.
В наше время слово «талант» используется исключительно как степень одаренности того или иного человека, как правило, в искусстве, науках или ремесле.
Но важно помнить, что все наши способности даны нам Господом не для того, чтобы использовать их для удовлетворения собственных амбиций, а для того, чтобы преумножить их и вернуть Хозяину. Нам всё на этой земле дано в пользование. И как, порою, жалко выглядят те, кто считает себя особо одарёнными и даже избранными от природы, а на самом деле лишь преумножают свою гордость, отводят себя от Бога и, как следствие, теряют таланты.
Притча «о талантах» нам напоминает ещё и о том, что каждый человек получил от Бога дар, и в этом никакой заслуги, самого человека - нет. А вот как он распорядится дарованием, это важно. Ярлык «бездарь» неверен по сути, ведь неталантливых людей не бывает. В этом смысле академик ничем не отличается от сантехника, а кесарь от слесаря. Каждый ответит только за то, как он использовал данный ему талант, закопал или приумножил.
К сожалению, часто приходится видеть, что люди так беспечно растрачивают свои способности, что к концу дней не способны ни вернуть приумноженное, ни отыскать закопанное. И среди прочих самый ценный талант - способность любить и преумножать любовь. Способность творить и любовью освещать своих ближних.
Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения движения «Народный собор»