О том, как будет организован учебный процесс и решена проблема многоконфессиональности, шла речь на пресс-конференции с участием представителей минобразования, Нижегородской и Арзамасской митрополии и Духовного управления мусульман Нижегородской области.
По словам начальника отдела дошкольного и школьного общего образования минобра Виктора Шмелева, преподавание основано на федеральном образовательном стандарте. Тот, в свою очередь, предусматривает шесть самостоятельных «модулей» – православная культура, исламская культура, мировые религии, культура иудаизма, культура буддизма и светская этика. Основам той или иной культуры – по выбору семьи школьника — будут обучать в 4-х классах каждой из 1030 общеобразовательных школ региона. Продолжительность курса — 34 учебных часа. Кроме того, запланированы общие уроки на тему единства, многообразия и патриотизма в России.
С начала нынешнего года, сообщил чиновник, велась многоплановая работа по подготовке учащихся, учебных пособий и педагогов.
Во всех школах прошли родительские собрания для учащихся четвертых классов. Родителям объяснили суть обучения, их права и обязанности. Поскольку дети несовершеннолетние, решение в пользу того или иного культурологического предмета принималось на семейном совете и доводилось до директора школы в виде письменного заявления.
В минобре области обобщили информацию, и картина получилась следующая. В четвертый класс в новом учебном году пойдут 27 670 ребятишек. При этом 57,9 процента семей выразили желание учить детей основам Православия. За исламскую культуру высказалось 0,53 процента, за иудейскую и буддизм - по одной сотой процента, за основы мировых религий — 11,75, за основы светской этики — 29,8 процента.
Цифры средние по области, и в отдельных городах и районах наблюдались отклонения. Так, в Дивееве за обучение основам Православия высказалось 100 процентов семей. В Краснооктябрьском районе, где компактно проживают нижегородские татары, 13 учащихся намерены учиться православной культуре, 27 — исламской и 41 — мировым религиям. Интересен расклад по второму городу области, центру химпрома Дзержинску. Там, по словам Николая Шмелева, выбравших православную культуру, культуру мировых религий и светскую этику оказалось почти поровну.
По каждому из модулей уже отпечатаны учебники. В роли преподавателей выступят учителя обществоведения или литературы. Поскольку по закону дисциплина светская, преподавать в школах священнослужителям запрещено. Вносить в обучение элементы религиозных обрядов — тем более.
Журналистам объяснили, что предмет этот — особенный. Никаких домашних заданий, «двоек», скорее всего, не будет. «Оценка знаний должна быть позитивной и работать на интерес учащегося», - отметил представитель минобра, впрочем, добавив, что многое будет зависеть от подходов и педагогического мастерства учителя. В подготовке учителей и работников РОНО активно участвовал НИРО — Нижегородский институт развития образования.
Протоиерей Алексий Горин и замруководителя ДУМНО Абдулбари-Хазрат Муслимов дали высокую оценку введению основ духовной культуры в школах, отметив, что обе конфессии вносят свой вклад в подготовку педагогических кадров и учебных программ.
Станислав Смирнов, журналист, Нижний Новгород
2. Ответ на 1., Hyuga :
1. Сложная проблема.