Великопостный зуд Солженицына

Церковный историк Алексей Светозарский о «Великопостном письме» публициста к Патриарху Пимену в связи с его 40-летием

100 лет со дня рождения Александра Солженицына  Великий пост 
0
3057
Время на чтение 6 минут

В этом году исполняется 40 лет со времени появления так называемого «Великопостного письма» публициста Александра Солженицына к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. Письмо было опубликовано в Крестопоклонную неделю 1972 года. «Камнем гробовым давит голову и разламывает грудь еще не домершим православным русским людям - то, о чем это письмо. Все знают, и уже было крикнуто вслух, и опять все молчат обреченно. И на камень еще надо камешек приложить, чтобы дальше не мочь молчать. Меня таким камешком придавило, когда в рождественскую ночь я услышал Ваше послание. Защемило то место, где Вы сказали наконец о детях - может быть, в первый раз за полвека с такой высоты: чтобы наряду с любовью к Отчизне родители прививали бы своим детям любовь к Церкви (очевидно, и к вере самой?) и ту любовь укрепляли бы собственным добрым примером», - говорится в письме.  

«Но - что это? – возмущается публицист. - Почему этот честный призыв обращен только к русским эмигрантам? Почему только тех детей Вы зовете воспитывать в христианской вере, почему только дальнюю паству Вы остерегаете "распознавать клевету и ложь и укрепляться в правде и истине"? А нам - распознавать? А нашим детям - прививать любовь к Церкви или не прививать? Да, повелел Христос идти разыскивать даже сотую потерянную овцу, но все же - когда девяносто девять на месте. А когда и девяноста девяти подручных нет - не о них ли должна быть забота первая?»

«Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов - есть наилучшее сохранение ее? Сохранение - для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение - чем? Ложью? Но после лжи - какими руками совершать евхаристию? – патетично восклицает Солженицын. - Святейший Владыко! Не пренебрегите вовсе моим недостойным возгласом. Может быть, не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей Русской Церкви земная власть выше небесной, земная ответственность - страшнее ответственности перед Богом. (…) В эти дни, коленно опускаясь перед Крестом, вынесенным на середину храма, спросите Господа: какова же иная цель Вашего служения в народе, почти утерявшем и дух христианства и христианский облик?»

Примечательно, что Солженицын сначала опубликовал свое клеветническое письмо в западной прессе, враждебно настроенной по отношению к Советскому Союзу, и лишь потом, когда его «послание» вызвало на Западе русофобскую кампанию, направил письмо, казалось бы, его непосредственному адресату - Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. «Великопостное письмо» публициста вызвало однозначно негативную реакцию внутри Советского Союза.

4 апреля 1972 года в «Литературной газете» было опубликовано письмо группы религиозных деятелей по поводу клеветнических наветов А.И.Солженицына. «Мы узнали, что некоторые зарубежные радиостанции, снискавшие недобрую славу проповедников всяческих наветов на нашу Родину, недавно передали новый пасквиль небезызвестного А. Солженицына, полный клеветы на Русскую Православную Церковь и ее главу Патриарха Московском и всея Руси Пимена, - говорится в письме. - Что же и на этот раз не устраивает А.Солженицына, недостойную хулу которого против родного отечества быстро подхватывают за рубежом все наши недруги? Оказывается, А.Солженицына не устраивает благородное деяние Патриарха в защиту мира. Он усматривает в действиях Патриарха на поприще защиты мира нарушение религиозного обета. А.Солженицын осуждает Патриарха за оказание материальной поддержки делу защиты мира. Советские сторонники мира, в их числе и верующие, с большой признательностью отметили недавно благородный акт Патриарха, который передал в Советский фонд мира собранные в церквах суммы денег на цели укрепления мира и на сохранение памятников русской культуры. А.Солженицыну это не нравится, и больше того, коробит его. Он упрекает Патриарха за то, что тот, как утверждает Солженицын, «миллионные суммы жертвует на посторонние фонды». Итак, Фонд мира, в который советские люди с большой любовью вносят свой вклад - является для Солженицына - «посторонним фондом»! Участие в этом Фонде стало для советских людей, независимо от их религиозных взглядов, душевным порывом в борьбе против угрозы новой войны. И этот благородный порыв А.Солженицын злобно осуждает».

«Мы уже не говорим, что А.Солженицын задался, судя по всему, по наущению своих зарубежных покровителей, неблаговидной целью опорочить доброе имя Патриарха Московского и всея Руси. Но из этой затеи ничего не выйдет. Самым широким религиозным кругам во всех странах, всей мировой общественности хорошо известны деяния неутомимого труженика мира Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вот уже много лет он выступает как активный деятель Советского комитета защиты мира, Всемирного Совета Мира. Его пламенные призывы в защиту мира находили и находят большой отклик и поддержку со стороны представителей различных религиозных организаций. Его стараниями Русская Православная Церковь, как и другие церкви СССР, вносит свой посильный вклад в дело предотвращения угрозы новой войны. Спрашивается, зачем же понадобилось А. Солженицыну осуждать эту благородную деятельность Русской Православной Церкви и ее уважаемого и почтенного главу? Ответ на этот вопрос может быть только один: Солженицын выступает, хочет он того или нет, в незавидной роли пособника тех, кто идет против дела мира», - справедливо отметили религиозные лидеры.

«В нашей стране, как известно, существует Закон о защите мира, принятый Верховным Советом СССР. Согласно этому закону пропаганда войны, в какой бы форме она не велась, подрывает дело мира, создает угрозу новой войны и является в виду этом тягчайшим преступлением против человечества. За все годы после принятия этого закона у нас не нашелся ни один человек, который осмелился бы выступить против интересов мира. И вот теперь, оказывается, появился такой человек. Что и говорить, неблаговидную роль избрал для себя А.Солженицын! Мы глубоко уверены, что клеветнические наветы А. Солженицына на Русскую Православную Церковь и ее главу Патриарха Московского и всея Руси Пимена осуждают все поборники мира», - говорится в документе, подписанным митрополитом Новгородским и Ленинградским Никодимом, экзархом Украины митрополитом Филаретом, Католикосом-Патриархом всея Грузии Ефремом II, Католикосом всех армян Вазгеном и др.

О значении «Великопостного письма» публициста Александра Солженицына рассуждает в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия Алексей Светозарский:


«Это событие долго муссировалось в прессе, в основном западной, и в самиздате. Я считаю, что безнравственно писать письмо адресату с упреками, на которые он просто, в принципе, не мог ответить в силу своего тогдашнего положения. Солженицын в очередной раз проявил стремление судить Церковь, в которой, конечно же, было немало всякого, ведь время было очень тяжелое в нашей церковной истории. Мне кажется, автор письма до конца своей жизни так и не изжил стремление судить отстраненно и свысока, как некая особая инстанция, как пророк. Такое поведение вообще характерно для наших писателей, общественных деятелей и мыслителей, пытающихся поставить себя над Церковью, над этими отношениями. Их попытки всегда оканчивались нравственным падением.

Продолжением этой позиции, впрочем, весьма последовательным, явилось выступление уже высланного из Советского Союза Солженицына перед Архиерейским Собором РПЦЗ, на котором он также не избежал от упреков в адрес Церкви. Я имею в виду его упреки в отношении Церкви к старообрядчеству, совсем уж к историческому вопросу. 

Если его так сильно обуревал зуд, то ему надо было попытаться встретиться с Патриархом лично. Я, конечно, не уверен, что Патриарх пошел бы на эту встречу, но многие деятели культуры почвеннического направления имели контакты со Святейший Патриархом, который, правда, был не очень контактным человеком. Тем не менее, некоторые ныне здравствующие писатели и художники находили тропинку к Патриарху Алексию I, если этого хотели, и находили радушный прием. В случае же с «Великопостным письмом» Солженицын, очевидно, рассчитывал именно на некий внешний эффект, как это часто бывало в деятельности нашего писателя и «пророка», как его некоторые называют по какому-то недоразумению. Именно поэтому его письмо сначала появилось в западной прессе, оно на это и было рассчитано.

А.СолженицынКонечно, это «Великопостное письмо» имело последствия. Этим занимались специальные люди, которые отслеживали реакцию на него, кем-то оно распространялось, соответственно у этих людей были неприятности. В свое время наш замечательный критик Аполлон Григорьев обвинял Герцена в том, что тот, отсиживаясь в Лондоне, критикует Россию, тогда русские люди, проживающие на Родине, отправляются на каторгу. Солженицын вел себя так, как некогда Герцен. Горячая молодежь, которая воспринимает все общественные вопросы последовательно и бескомпромиссно, всегда страдает от подобного рода заморских деятелей.

 Если смотреть в неком историческом контексте и вспомнить годы хрущевских гонений на Церковь, беспрецедентные для европейских народов того времени, то притеснения и несправедливости, которые были в отношении Церкви, репрессии, закрытие храмов и т.д., не вызывали на Западе никакой реакции ни у либеральной, ни у правоконсервативной интеллигенции. Лишь в 1965 году начинает формироваться правозащитное движение в отношении религии в СССР и разыгрываться церковная карта в эпоху холодной войны. Я считаю, что «Великопостное письмо» - одно из явлений этого периода».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

29. Между КОЛОКОЛОМ и КОЛЕСОМ.

У меня прямо-таки аналогия напрашивается по поводу упреков в письме к Пимену про то, как и что надо делать на Руси и Черным списком нынешней Лиги избирателеЙ, клеямящих видите ли за трусость учителей во время выборов. Уже в стотысячный раз хватали за руку Александра Исаевича за его немыслимые информационные провалы по количеству раскулаченных, сосланных, истребленных в репрессиях. При жизни доказательно объясняли писателю. Не хотел слушать и слышать. Даже не ругаю его. Трудно. Человек при жизни в пантеон великих попал. Но путаник, господа, это еще страшнее и хуже, чем открытый враг. Авторитетом так придавливает, закачаешься. Почитайте переписку его с Астафьевым. Сибиряку было начхать на авторитеты.
bagdanov_77 / 09.04.2012, 13:28

28. Re: Великопостный зуд Солженицына

Господи помилуй, какой ужас это письмо С.! Вспоминается эпизод из Евангелия, когда будущие апостолы, обидевшиеся на самарян, говорят Господу: "Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?" А Господь отвечает: "Не знаете, какого вы духа". Вот и АИС не знает того Духа, о котором якобы печется. К чему призывает это письмо? К открытому неповиновению власти, к столкновению, к бунту, к революции! Опять же из Евангелия: кто подзуживал Господа "Спрыгни с крыла храма, ведь Тебя ангелы подхватят"? Тот самый дух, который подзуживал и АИСа. Почерк одинаковый. Что за претензии формулируются к Церкви? Солженицыну ли не знать особенности конкретного времени? Почему, дескать, Церковь регистрирует тех, кого крестит? Потому что всегда это делала. Потому что и в лихолетье относилась к крещению как к важнейшему событию в жизни человека. Потому что все русские летописи создавались Церковью, и только ею. Почему на один действующий храм двадцать разрушенных? А что, Церковь, что ли, их рушила? Претензии на сей счет почему-то предъявляются Патриарху. А сам факт восстановления патриаршества что-то должным образом АИС не оценивает. А ведь он должен быть ему памятен. Вообще это письмо похоже на ситуацию, когда хам подходит к женщине и говорит: "Ты лысая, старая, неповоротливая, а ведь должна быть 90-60-90". И наслаждается замешательством. И победно оглядывается, приглашая окружающих присоединиться к глумлению. Утверждение о том, что церковная история ХХ в. написана исключительно по измышлениям АИС, в высшей степени странно. У нас есть, к примеру о. В. Цыпин, который ни разу в своих трудах АИСа не упоминает и на него не ссылается. А если бы ссылался, то не был бы доктором церковной истории. Да и вообще - это все недавняя, хорошо документированная эпоха. В пристрастной беллетристике нет никакой нужды. В Крупин был лично знаком с АИС и отзывался о нем как о человеке исключительно монолога. АИС слышал только себя и на разговор, на диалог был неспособен. Не говорил, а провозвещал. Учил непрерывно. Очевидно, что сам о себе был мнения неслабого. А что касается незабвенного новояза, то Крупин называл его мертворожденным дитятей. В связи с этим вспоминается песенка Окуджавы со словами Чехова, т. сказ., двойная цитата:"Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак учить".
Ирина Фр. / 04.04.2012, 21:35

27. "Медный тазик".

"К положению Церкви должно мирствовать,но в то же время, должно и понимать его". Св.Игнатий Брянчанинов. Мирствует-ли Солженицин к положению Церкви? Никак. А не мирствует потому,что не понимает. А не понимает,потому, что нет в человеке Любви. Ни к Церкви,ни к России,ни к русскому народу. Да и не было никогда.
Писарь / 02.04.2012, 12:05

26. Re: Великопостный зуд Солженицына

Вот, интересно, почему по поводу написанного Ф. М. Достоевским не возникает бурной полемики в нашей среде? Кстати, на мой взгляд, А. И. Солженицын, действительно, не писатель, но публицист. Писатель - это Чехов, Мамин-Сибиряк, Распутин.
Чемоданов / 02.04.2012, 10:39

25. (.. продолежние)

(извините, нажал не на ту клавишу и текст "улетел"). Письмо С. нужно рассматривать в контексте церковной истории 1960-х и начала 1970-х. С ним связаны более ранние выступления: оо. Глеба Якунина и Николая Эшлимана, епископа Ермогена (Голубева) и других. 1960-е годы --- переходные от ситуации Церкви сталинского и раннего пост-сталинского периода к той Московской патриархии, которую мы видели и которой она встретила перестройку. Соответственно, того состояния, из которого она трансформировалась в состояние нынешнее. Поэтому изучение и осмысление этой часто церковной истории было бы весьма полезно для понимания дня сегодняшнего. Ссылка, которую дал уважаемый Сергей Агапов (http://www.apocalyptism.ru/A-Men-Yakunine-Eshliman.htm), весьма любопытна, но это не объективное изложение, и сам по себе материал для исследования. (Лев Регельсон, автор сайта, сам уклонился в какую-то экзотическую "эсхатологическую" ересь.) В общем, если говорить по существу дела, то это имеет смысл. А заниматься взбалтыванием воздуха в стиле, увы, исходной публикации, --- смысла не имеет.
Ф. Ф. Воронов / 02.04.2012, 01:30

24. Ответ на 20., Сергий Агапов:

Обсуждая это злосчастное письмо, мы должны понимать и причину его отправки, и историю его создания. Должны знать и предшествующее письмо священников Патриарху Пимену. Рекомендую ознакомиться с предысторией по ссылке: http://www.apocalypt...akunine-Eshliman.htmВопрос непростой. Пахнет провокацией, в которую втянуты и уважаемые люди вроде отца Дмитрия Дудко и отца Николая Ведерникова. Подозрительна роль и протоиерея Александра Меня. Знаю, что среди некоторой части нашего Священноначалия существует настоящий культ этого, по своему оригинального священника, знаю, что кое-кто в нашей церкви поминает его как святого наряду с Иоанном Златоустом, думаю, что не без ведома церковных властей. Но роль его в этих событиях, мне кажется, не до конца еще выявлена и осознана. Помощи Божией всем в изучении всех обстоятельств приведших к появлению этих открытых писем.

Дорогие друзья, конечно, повод плохой, но если весьма огорчительная публикация Светозарского приведет к обсуждению по существу, то нет худа без добра. Мне кажется, нужно понять предысторию письма Солженицына и что, собственно говоря, он там пишет. Это совсем не требования "обличать власть", о которых упомянул Анатолий Дмитриевич (видимо, вообще не вникнув дело, раз он перепутал всю хронологию), и которых в письме не было. Письмо Солженицына можно понять в контексте истории Церкви в России 1960-х и начала 1970-х. С ним связаны более раннее письмо священников Глеба Якунина и Никола
Ф. Ф. Воронов / 02.04.2012, 01:19

23. Ответ на 13., С. Швецов:

Историк, правда, по ходу дела попутал патриарха Пимена с патриархом Алексием первымПростите, Федор Федорович, во всем прочем с Вами трудно не согласиться, но к Крестопоклонной 72-го патриарх Алексий (Симанский) уже 2 года как пребывал в мире горнем.

Об этом и речь. Письмо к патриарху Пимену, а профессор Светозарский говорит "представители почвенной интеллигенции находили к патриарху Алексию дорожку", что ж мол Солженицын ее не нашел, начал открытые письма писать? Возникает резонный вопрос, отдавал ли себе отчет профессор, о каком патриархе говорит.
Ф. Ф. Воронов / 02.04.2012, 00:42

22. Дадим слово Солженицыну:

В США 30 июня 1975 г. "русский патриот" заявил: "Я друг Америки... США давно проявили себя как самая великодушная и самая щедрая страна в мире... Ход истории сам привел вас - сделал мировыми руководителями... Пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела". Про Нобелевскую премию: "Мне эту премию надо. Как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем тверже стану, тем крепче ударю!" Дополню. Как кормили в ГУЛАГе: http://clck.ru/LJ/0xqtm

21. Re: Великопостный зуд Солженицына

Начнешь обличать, как Господь Сам обличит окаянного. Письмо священников 65 года. Следовательно, адресат Святейший Алексий I. Слава Богу за все.
Сергий Агапов / 01.04.2012, 20:10

20. Ответ на 16., Анатолий Степанов :

ПОДЛОСТЬ совершил наш писатель, а не подвиг. Сделав вид, что он не понимает обстоятельтв, в которых живет Церковь, сидя в своем эмигрантском далеке начал требовать от Патриарха, чтобы он стал обличать власть. Не того ли требуют сейчас от Патриарха Кирилла нынешние борцы за "выборную честность"?!

Очень жаль, дорогие друзья, что ожесточившись в спорах, мы допускаем элементарные ошибки. Как мог Александр Исаевич поучать Патриарха из эмигрантского далека в 1972 году, когда лишь в 1974 он был принудительно отправлен за границу? Еще. Обсуждая это злосчастное письмо, мы должны понимать и причину его отправки, и историю его создания. Должны знать и предшествующее письмо священников Патриарху Пимену. Рекомендую ознакомиться с предысторией по ссылке: http://www.apocalyptism.ru/A-Men-Yakunine-Eshliman.htm Вопрос непростой. Пахнет провокацией, в которую втянуты и уважаемые люди вроде отца Дмитрия Дудко и отца Николая Ведерникова. Подозрительна роль и протоиерея Александра Меня. Знаю, что среди некоторой части нашего Священноначалия существует настоящий культ этого, по своему оригинального священника, знаю, что кое-кто в нашей церкви поминает его как святого наряду с Иоанном Златоустом, думаю, что не без ведома церковных властей. Но роль его в этих событиях, мне кажется, не до конца еще выявлена и осознана. Помощи Божией всем в изучении всех обстоятельств приведших к появлению этих открытых писем.
Сергий Агапов / 01.04.2012, 19:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Константинович Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Константинович Светозарский
100 лет со дня рождения Александра Солженицына
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Жить не по лжи
Как я рассказывал сыну-десятикласснику о причинах краха Советского проекта
26.04.2023
Не пора ли успокоиться?
О Солженицыне, власти и отношении к прошлому
23.09.2020
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12