«В этом фильме сильна моя детская религиозность»

В Святодуховском центре состоялась кинолекция по фильму Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

0
768
Время на чтение 3 минуты
6 марта в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры состоялась очередная кинолекция из цикла «Шедевры мирового и отечественного кинематографа и христианская культура». Автор цикла – выпускник Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владимир Викторович Дементьев. На этот раз лекция была посвящена фильму знаменитого шведского режиссёра Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957).

Просмотр фильма Владимир Васильевич предварил кратким рассказом о Бергмане. По его словам, в мировом кинематографе есть три гения, в работах которых отразился синтез христианской проблематики: Андрей Тарковский, Федерико Феллини и Ингмар Бергман. У каждого мастера был личный христианский опыт, который отразился в его творчестве. Но, если Андрей Тарковский совершал путь от атеизма к вере, то Ингмар Бергман, сын протестантского архиепископа, шёл в обратном направлении. О картине «Седьмая печать» сам Бергман говорил: «В этом фильме ещё сильна моя детская религиозность. Я с ней борюсь, но она иногда меня побеждает. В это время я ещё часто обращаюсь к молитве, она сопровождает меня по жизни». И всё же в фильме «Седьмая печать» явно намечается отход Бергмана от Христианства. В последующих картинах – «Девичий источник», «Земляничная поляна», «Причастие» – детская вера и христианское мировоззрение режиссёра продолжают бороться с его «взрослым» уходом от Бога.

Действие фильма разворачивается в период кризиса средневековой, христианской эпохи – в начале XIV столетия. В то время в Европе свирепствовала чума, которая выкосила треть населения. Главный герой фильма, рыцарь Антониус Блок, возвращается в Скандинавию из десятилетнего крестового похода. Пребывание на Святой земле разочаровало его, но он не оставил надежды встретиться с Богом. Рыцарь задаёт себе «проклятые вопросы», которые роднят его с героями литературы XIX века: «Почему я не могу убить Бога в себе? Почему Он так мучительно, до унизительности, продолжает жить во мне, хотя я проклинаю Его и жажду вырвать из своего сердца? Почему, несмотря ни на что, Он… остаётся реальностью, и от неё невозможно освободиться?»

В первый же день на родной земле за Антониусом Блоком приходит Ангел смерти. Рыцарь уговаривает Смерть сыграть в шахматы и дать ему отсрочку – до тех пор, пока не закончится их партия. За то краткое время, пока длится игра со Смертью, рыцарь успевает обрести смысл жизни. На дороге он встречает бродячих актёров: мужа с женой и их годовалого сына. Это наивные люди, любящие друг друга и сияющие чистотой во тьме всеобщего отчаяния и страха смерти. По мнению В.В.Дементьева, Юф, Миа и их сын Микаэль – это аллегория Святого Семейства. Антониусу Блоку удаётся избавить их от смерти, но сам он вместе со своими спутниками должен умереть. Над Европой сгущаются тучи, люди уверены, что скоро настанет Судный день – но повозка со «Святым Семейством» пускается в дальнейший путь, озарённая лучами утреннего солнца.

В своих комментариях к «Седьмой печати» В.В. Дементьев подчеркнул многочисленные параллели фильма со Священным Писанием и указал на евхаристические символы в кульминационной сцене картины. В заключительном слове он связал тему фильма с завершившейся Крестопоклонной неделей. «В середине поста нам предлагается на поклонение крест, мы освежаем свои силы на пути к Страстной седмице. Мы шли путём поста и взошли на некую вершину, на которой стоит крест. С этой вершины мы смотрим вперёд и видим там Голгофский крест, а за ним – Воскресение. Впереди – путь Спасителя на страсти, и мы устремляемся вслед за Ним. Ключевой момент пути перед Страстями Господними – Лазарева суббота. Когда Господь приходит в Вифанию и узнаёт, что Лазарь уже умер, когда подходит к гробнице – слёзы текут по Его лицу. Богословы и отцы Церкви толкуют это двояко. С одной стороны, говорят о человеческой природе Спасителя, которая не подвержена греху, но подвержена его последствиям: голоду, утомлению, слезам. С другой стороны, некоторые толкователи считают, что Господь проливает слёзы от того, что Он, Творец жизни, видит эту жизнь умершей и разлагающейся. В этот момент Господь вступает в поединок со смертью. Он оживляет четырёхдневного Лазаря, и слава этого чуда настолько сильна, что фарисеи принимают окончательное решение умертвить Спасителя. Мне кажется, что поединок рыцаря со Смертью несёт на себе и эту смысловую нагрузку. Рыцарь Антониус Блок в этом поединке уподобляется Спасителю – и спасает "Святое Семейство"».

В следующий раз лекция из цикла «Шедевры мирового и отечественного кинематографа и христианская культура» должна состояться в Святодуховском центре 9 апреля. Владимир Викторович читает лекции и в библиотеке подворья Оптиной пустыни (набережная Лейтенанта Шмидта, д. 27/2).

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Харитонов Андрей:

Бергман кто был, протестант? А потом, судя по сказанному, вообще отступил от Бога... Ну и какой-такой "религиозности" можно научиться у него православным христианам, имеющим сокровищницу свв. отцов и православного богослужения?Даже нет никакого желания смотреть этот фильм. Не хочется погружаться в пучину духовного мира его создателей. Сделано-то, видать, талантливо.

Если рассуждать так, как вы, то огромное количество мировых киношедевров - один сплошной вред. Нельзя смотреть Феллини, Куросаву, Сатьяджита Рея. А ведь еще Василий Великий сказал: "Даже из языческих книг при правильном изучении можно извлечь пользу."

1. Re: «В этом фильме сильна моя детская религиозность»

Бергман кто был, протестант? А потом, судя по сказанному, вообще отступил от Бога... Ну и какой-такой "религиозности" можно научиться у него православным христианам, имеющим сокровищницу свв. отцов и православного богослужения? Даже нет никакого желания смотреть этот фильм. Не хочется погружаться в пучину духовного мира его создателей. Сделано-то, видать, талантливо.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49