К.П.Победоносцев – это человек, который во многом определял государственную политику, в частности, в области государственно-церковных отношений. Этот человек в эпоху всеобщего шатания и угождения разного рода веяниям имел свою твердую позицию. Даже за это он достоин, по крайней мере, уважения. Он достоин уважения еще и за то, что, когда происходящее вокруг него перестало соответствовать его высоким нравственным принципам как ответственного государственного чиновника, то он подал в отставку. Это был человек, который служил не лицам, а делу, как он его понимал.
Что касается его публицистической деятельности, безусловно, это и сегодня читаемый автор, который внес довольно значительный вклад в развитие русской общественной мысли.
Относительно его позиции в церковно-общественных отношениях спорят до сих пор. Здесь есть некоторые крайности в оценках Победоносцева. Например, крайность либерального подхода: Победоносцеву противопоставляются Витте и митрополит Антоний (Вадковский). Но, даже при этом противопоставлении, позиция того же митрополита Антония, несомненно, крупнейшего иерарха и подвижника, все же проигрывает. Он был гораздо менее прямодушен, чем Победоносцев. Это Победоносцев и отметил, не приняв его извинения после интриги с Витте, с записками относительно положения Церкви в России. Если митрополит играл здесь на два фронта, то Победоносцев оставался до конца принципиальным человеком.
Я полагаю, что окончательная оценка его деятельности – это вопрос будущего. Сегодня очень важно, избегая крайностей, отметить К.П.Победоносцева как крупнейшее явление в нашей государственной, религиозной и культурной жизни.
2. Константину Петровичу - Вечная память!!!
1. Re: Алексей Светозарский: «Окончательная оценка его деятельности – это вопрос будущего»