И от нас, православных, требуется сегодня особенное молитвенное усилие. Не обязательно устами произносить какие-то специальные слова, главное, чтобы в каждом любящем православном сердце сияли два слова «Христос и Россия».
Первая седмица предварялась отрадными знаками. 25 февраля соединились два празднования, в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Московского Алексия, всея России чудотворца. Промыслительно совпадают два эти празднования. Святитель Алексий, символ Русского единства, является одним из главных молитвенников за благочестивых российских вождей и воинов, за Российское государство. Иверская икона Божией Матери всегда защищала и продолжает защищать врата, ведущие в сердце Русской земли – Московский Кремль.
Не раз спасала Божия Матерь нашу страну от смертельной опасности через Свою икону, называемую Иверская. Последний раз это произошло в октябре 2002 года, когда чеченские террористы захватили театральный центр на Дубровке. 26 октября празднуется принесение в Москву в 1648 году Чудотворного списка Иверской иконы Божией Матери. Именно в этот день был осуществлен успешный штурм театрального центра нашими героическими воинами из подразделений «Альфа» и «Вымпел».
Двое из них, ставшие церковными людьми и моими друзьями, рассказывали, что каждый опытный воин знает и чувствует, когда заканчивается его компетенция, и начинают действовать высшие силы. Так произошло и в тот раз. Никакими человеческими силами невозможно было предотвратить взрыв главного фугасного зарядного устройства, которое, в случае детонации, разнесло бы весь квартал, и жертв было бы во много раз больше. Очевидно, что именно Божия Матерь не позволила чеченским смертницам нажать на кнопку. Кроме того, террористы могли спокойно уйти в один из моментов штурма, но не заметили образовавшегося выхода.
А ведь этот теракт был направлен именно против российского Президента Владимира Путина. Если бы террористам удалось осуществить задуманное, то не устояла бы российская власть, и мы сегодня не жили бы в стране под названием Россия.
И в этом году Божия Матерь и святитель Алексий словно затворили за нами врата, чтобы враг не смог ударить нас, входящих в Великий Пост, в спину.
А сегодня, в четверг первой седмицы Великого Поста, мы празднуем день памяти еще одного величайшего святителя и патриота священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. И, конечно, нельзя не увидеть в этом отрадный знак Божией помощи русскому народу в судьбоносный момент его истории.
Патриарх Ермоген – символ русского сопротивления смуте. Были дни, когда он остался в одиночестве в плену у лютого врага России, и тогда на его плечи легла ответственность за всё! В это страшное мгновение истории решалось и прошлое, и будущее Русской земли. Сломался бы Патриарх, и закончилась бы русская история, и уже не отыскали бы глаза на карте мира великого названия Россия. В те лютые дни Патриарх Ермоген олицетворял собой одновременно и Русскую Православную Церковь, и русский народ. Не знаю, был ли еще в нашей истории момент, когда на плечи одного человека ложился такой груз ответственности! Разве что, при святом благоверном князе Александре Невском.
Я хочу обратиться сегодня не к тем, кто сознательно стремится ввергнуть нашу Родину в болотную топь смуты, не к оранжевым либералам, ненавидящим Россию (к врагам Родины бессмысленно обращаться с увещеванием), а к тем русским людям, в том числе и православным, которые, не ведая что творят, выступают против государственной власти и законного претендента на верховную власть. Братья и сестры! Вспомните, как Патриарх Ермоген отстаивал царя Василия Шуйского, которого тоже многие считали избранным незаконно. Противники царя говорили, что его избрала не вся Русская земля, а только Москва. Видите, тогда, как и сегодня, ссылались на нечестные выборы. Дважды смутьяны насильно выводили Патриарха Ермогена на Лобное место, требуя от него признать незаконность избрания царем Василия Шуйского. Патриарх решительно отвергал хулы, возводимые на царя, и открыто заявлял, что Василий Шуйский законно избранный и Богом поставленный царь. И когда Василия Шуйского, совершая кощунство над таинством пострига, насильно постригли в монахи его враги, Патриарх Ермоген продолжал называть его царем, а постриженным в монашество считал князя Тюфячкина, который произносил за Шуйского монашеские обеты при пострижении. После свержения Василия Шуйского смута входит в свою высшую стадию. Те, кто сверг законного царя, оказались открытыми изменниками и стремились посадить на Московский престол польского королевича. Таким образом, в период смуты многие бояре выступили подобно нынешним оранжевым либералам.
Польский король Сигизмунд обещал водворить в Московии мир и порядок, если на русском престоле окажется его сын Владислав. Братья и сестры, вам это ничего не напоминает? Разве эти обещания о мире и порядке не совпадают полностью с тем, что обещают нам сегодня наши оранжевые, а так же «друзья» из ближнего и дальнего зарубежья? Ситуацию тогда опять спас Патриарх Ермоген. Когда ему после многих интриг и лукавых обещаний оранжевые бояре поднесли грамоту, которая фактически оказалась присягой польскому королю Сигизмунду, он решительно отказался ее подписывать. Изменник Салтыков не выдержал, начал поносить Патриарха и в ярости схватил нож, чтобы его зарезать (вот как оранжевые всех времен относятся к Предстоятелям нашей Церкви). Патриарх громко отвечал: «Не страшусь твоего ножа, вооружаюсь против него силою креста Христова, ты же будь проклят от нашего смирения в сей век и в будущий». Эти слова Патриарха Ермогена обращены и ко всем нынешним изменникам нашей Родины и будут жечь их на Страшном Суде.
Промыслительно, что именно сегодня, в день 400 летия со дня мученической кончины Патриарха Ермогена, наш Святейший Патриарх Кирилл совершит освящение места под строительство храма во имя священномученика Ермогена. И в этом нам видится еще один знак грядущей Русской победы.
Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках