Мир с родоначальниками горько
Да восплачет,
снедию сладкою
Падший с падшими.
В Прощеное воскресенье, в преддверии Великого поста, Св. Церковь воспоминает грехопадение родоначальников человечества Адама и Евы и изгнание их из рая сладости. С этого момента началась исполненная горести история странствования падшего человека на земле, которая продолжается уже более семи с половиной тысячелетий и закончится днем Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми.
У людей в обычае отмечать горестные события жизни отказом от привычных развлечений, а иногда и слезами. Это хороший обычай, ибо согласуется со словом Божиим: «Сердце мудрых в доме плача, а сердце безумных в доме веселия» /Еккл. 7, 2-3/. Если во время частных бедствий или при воспоминании о них уместен плач, то тем более в настоящий день, когда мы приводим на память первопричину всех несчастий и горестей человеческих, т.е. грехопадение. Безчисленные войны и революции, убийства, несправедливости, нищета, голод, стихийные бедствия, безумие, тяжкие болезни, старческая немощь, наконец, неизбежная для каждого из нас смерть – суть следствия греха. Так что уместно в настоящий день плакать ни много, ни мало - целому мiру.
Мы исповедуем, что весь мiр, видимый и невидимый, сотворил всеблагий всемогущий Бог, затем поставил господина видимому, или материальному, мiру - человека, все покорив под ноги его, ибо увенчал это прекраснейшее всех творений мудростью, властью и непререкаемым авторитетом. Все прочее было создано одним повелением Божиим, но созданию человека предшествовал совет Трех Ипостасей Божества, о чем пишет Боговидец Моисей в книге Бытие: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию…» /Быт. 1, 26/. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…» /Быт. 2, 7/. Преподобный Макарий Великий говорит: «Как Бог небо и землю создал для обитания на них человеку, так тело и душу человеческую создал в жилище Себе, дабы жить и упокоеваться в теле, как в Своем доме, с прекрасною невестою, т.е. с возлюбленною душею, по образу Его созданною». Господь вводит Адама в рай как осиянного божественной славой царя всего видимого мiра, в изобилии награжденного всеми дарами Святаго Духа: премудростью и разумом, советом и крепостью, ведением и благочестием, и страхом Господним (Ис. 11, 2-3). Тот же Макарий Великий говорит: «Сначала князем века сего и господином всего видимого мiра человек был поставлен от Бога: ни огонь не мог явить над ним своей силы, ни вода потопить, ни повредить зверь, ни ядовитое что-либо подействовать». Тело Адама было сияющим, как у Владыки Христа во время Его славного Преображения, способным проникать сквозь непроницаемые преграды, как у Воскресшего Христа. Земля, еще не подвергшаяся проклятию от Творца, чуждая тления, была благоухающим садом, где мирно паслись животные, порхали птицы и насекомые. Нынешняя земля – лишь слабая тень той, первозданной. Но Бог превознес Адама превыше земли, поместив в раю сладости, красоты которого и духовных наслаждений просто не способен выразить язык человеческий, как об этом поведал св. Ап. Павел и некоторые святые позднейших времен. Делом Адама было возделывание и хранение рая. Созерцая совершенство последнего, человек должен был возноситься мыслью к совершенству Творца, упражняться в том, чтобы его воля в точности соответствовала всеблагой воле Божией, чтобы сердце благоухало любовью к Творцу. Должен был человек хранить рай, как мудрый царь пределы своего царства от всего, что могло бы нарушить его порядок и спокойствие. Вместо оружия дана была Адаму и сотворенной из него Еве заповедь поста – не вкушать от древа познания добра и зла. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Очевидно, что плоды дерев райских гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое – древом познания добра и зла. Познание это хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, - для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно… Есть смертносное познание зла, которое человек может развить сам в себе: оно смертоносно, потому что тогда естественная доброта человека отравляется принятою злобою, как прекрасная пища ядом, и сама превращается в злобу. Есть и душеполезнейшее познание зла, даруемое Святым Духом избранным сосудам Его, при котором чистый и сильный ум исследует все, и самые тончайшие извития греха, обличает их, не смешиваясь со грехом, и хранит от зла себя и ближних».
Господь сотворил человека свободным, ибо к любви, в которой заключается весь закон Божий, способно только существо свободное. Бремя свободы не так легко, как может показаться на первый взгляд, ибо побуждает ее обладателя всегда бодрствовать, испытывать помыслы и чувствования, всякий раз отвергая злое и избирая благое. Для испытания благого произволения прародителей Господь позволил войти в рай сладости не устоявшему в своем достоинстве архангелу Деннице, низвергнутому с неба. В то время ему был еще открыт путь к покаянию. Увидев долготерпение Творца по отношению к нему, а также совершенство новосозданного мiра, и особенно человека, помещенного в прекраснейшем раю, он должен был бы умилиться и принести Богу покаяние. Однако воспринятая в его сердце смертельная гордость подвигла сатану к чудовищной зависти по отношению к человеку, он огласил рай богохульством и ложью. Увы! «Завистию диавола вошла в мiр смерть» (Прем. 2, 24). Диавол употребил орудием обольщения прародителей животное, к которому люди, видимо, имели пристрастие, почитая его мудрейшим всех зверей, - змея. Они даже не удивились, когда это подчиненное им животное стало говорить точно разумное существо. Увы, люди слишком скоро изнемогли под бременем свободы, не выдержали малого искуса, не смогли понести легчайшей заповеди, восприняли в сердца свои яд сатанинской гордости, прельстились на слова: «будете яко бози». Жена, выслушав речи диавола, «увидела, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт. 3, 6).
Что же дальше? Вместо того, чтобы стать как боги, Адам с Евой увидели свою наготу, ибо Дух Святой оставил их, божественная слава, одевавшая их тела светом точно ризою, отошла от них. Вкусив плодов запретного древа, они вкусили смерти. Господь является к ним и зовет: «Адам, где ты?», тем самым говоря: «Что ты с собой сделал? Из какого великого достоинства ниспал! Неужели не чувствуешь, что стал неузнаваем?» Ждет покаяния, но его нет. Нет прежнего Адама, нет любимейшего создания. Есть добровольно подчинившееся сатане существо, отвечающее гордо и богохульно: «Жена, которую Ты дал мне, взяла от древа, и я ел». Ева вторит мужу: «Змей обольстил меня». Сатану Господь уже ни о чем не спрашивает, потому что после соблазнения людей он окончательно утвердился в зле, стал неисправим. Сатана получает вечное проклятие. Адам, прежний царь видимого мiра, подчинившийся лукавому рабу, а не Богу Вседержителю, получает справедливый приговор, наказание, долженствующее его исправить, многими слезами и трудами приготовить к обновлению его исказившуюся природу. Господь изрекает в уши Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». /Быт. 3, 17-19/.
Вслед за всемогущим Божиим приговором, как прежде, при мiроздании, мгновенно являлись новые творения, так теперь мгновенно изменился весь мiр. В него вошла смерть. Прежде кроткие и послушные животные стали злобными и кровожадными. По воздуху впервые разнесся запах тления, начали раздаваться звуки, выражающие ярость, ужас, злобу. Изменился вид животных и растений. В соответствии с терниями греха, опутавшими душу человека, прежнее его владение земля взрастила ему волчцы и терния.
Недостоин стал человек пребывания в раю, как недостойна черная дымящаяся головня пребывать на золотом блюде. Грозный херувим вывел Адама и Еву из рая и встал на его страже с огненным обращающимся оружием. И сел Адам «прямо рая», чтобы оплакивать наготу свою. Нам невозможно представить всю глубину скорби прародителей, изринутых из прежнего места блаженства, ибо мы не видели рая, тем паче не ощущали себя полновластными его хозяевами, как они; наши грешные тела никогда не излучали, подобного солнечному, сияния, как это было у них. Как же не разорвались их сердца от горя? Как они сами не лишили себя оставшейся им плачевной жизни? Только обетование Божие о будущем спасении, о Семени жены, что сотрет главу змия, удержало их от дальнейших тяжких преступлений. Они каялись в грехопадении и жили надеждой на Того, Кого Св. Церковь воспевает как Победителя ада и смерти, обращаясь к Которому говорит: «безумнаго мучителя раба, Владыко, пришел еси убити» (воскресный канон 2-го гласа). Только единородному Сыну Божию, этому Семени жены, воплотившемуся не от мужа, но от Духа Святаго и Марии Девы, под силу было воссоздать изуродованную грехом человеческую природу.
Тогда же грех в силу естественного закона, ибо от подобного бывает подобное, перешел на потомков Адама и Евы, о чем и Боговидец Моисей пишет: «Адам родил сына по подобию своему и по образу своему» /Быт. 5, 3/, - а не по Божию. С тех пор грех распространился, опутал, точно плющ, древо рода человеческого, сосет из человечества силы, мертвит и низводит в мрачную преисподнюю. Поэтому воистину сегодня «мир с родоначальниками горько да восплачет, снедию сладкою падший с падшими».
Кто-нибудь спросит: какая польза от плача? – Но трехдневный плач спас Ниневитян. И весь окружающий мiр изменился бы к лучшему, если бы пролил покаянные слезы. За покаянными слезами, за обращением блудного сына, должны следовать дела покаяния, битва против греха, которая и предстоит православным христианам в подвиге Великого поста. Как вера без дел мертва, так плач, не направленный на устранение его причины, т.е. греха, безплоден. Не будем же уподобляться людям безрассудным, плач которых выражает отчаяние, навевает тоску и расслабляет душу. Заповеданный нам Господом плач призван бодрить душу, изощрять мысль, утончать чувства, властно призывать к подвигу. Мы увидели сегодня картину грехопадения прародителей, будем же поступать противоположным образом, чтобы Господь возвел нас в прежнее достоинство. Прародители пали от лености, потому что не возделывали и не хранили должным образом рай Божий, - станем же возделывать, т.е. всякий день исполнять Божии заповеди, и хранить сердце от лукавых помыслов. Прародители пали от невнимания, подпустив врага, - будем же трезвиться. Они пали от неразумия, позволив нечистому духу нечистыми устами рассуждать о Боге, – будем упражняться в молитве и богомыслии. Они пали от завистливого ока и невоздержания – будем упражняться в воздержании. Прародители пали от гордости – будем же мыслить о себе смиренно – как о грешных и недостойных, созданных из праха земного, за все доброе в себе воздавая славу единому Богу и только грехи приписывая себе.
Церковное учение о грехопадении прародителей являет перед нашим мысленным взором высоту и светлость, из которых мы ниспали, побуждает стремиться к прежнему достоинству через покаянные молитвы к Богу – источнику очищения и духовных дарований. Люди же малодушные и ленивые придумали сказки, которыми оправдывают свои малодушие и нерадение. Одни из таковых говорят, что человек и в настоящем своем состоянии смерти хорош и не нуждается в совершенствовании. Другие возводят страшную хулу на Бога, утверждая, будто человек произошел от обезьяны. Они сравнивают себя с неразумными животными для того, чтобы гордиться перед ними своими достижениями, и незаметно для себя сами заражаются отвратительным скотством. Но мы призваны к другому уделу – к воссозданию искаженного грехом богоподобия. «Будьте святы, - говорит Господь, - потому что Я свят» (1 Петр. 1, 16).
С такими мыслями встретим подвиг Великого поста, и он станет для нас желанным. Пусть бегут от него как от огня грехолюбцы, не хотящие помышлять о небесном отечестве, - мы же будем ощущать себя странниками и пришельцами на этой земле, где столько поводов для плача, чтобы, дай Бог, вечно радоваться в Царстве Божием. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
3. Ответ на 2., Галина :
2. Поучение в Прощеное воскресенье.
1. Re: Поучение в Прощеное воскресенье