Прокомментировать национализм Навального и его сторонников издание попросило православных священнослужителей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, зав. сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов решительно заявил, что Россия никогда не была, не может и не должна быть национальным государством. «Эта идея запущена Навальным только для того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне. Это средство самораскрутки, средство приобрести популярность в связи с текущим моментом вне исторического сознания. Вот и все», - сказал он. «О каком "национальном государстве" можно говорить в стране, где более ста народов? Россия - это империя, и кто работает на империю, тот и русский. Национальность здесь не причем – в некотором смысле это понятие вообще выдумали большевики», - считает отец Димитрий. «Я вообще за унитарное государство, где все должны жить мирно и дружно», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также считает, что позиция Навального вызывает множество вопросов. «Где четкое определение, что, собственно, такое "национальное государство"? Каким образом устанавливается степень русскости – по анкетным данным, по паспорту, по крови? Я, например, считаю себя русским, но во мне столько кровей намешано!», - сказал он. «То же касается и Православия. По сравнению с преп. Серафимом Саровским я, к примеру, никакой не православный», - добавил отец Александр. «Другое дело, что нельзя унижать великий народ, нельзя стремление к человеческому и национальному достоинству объявлять чем-то неприемлемым или даже преступным. Но это должно регулироваться и соответствующими законами, и соответствующим отношением власти к этим проблемам», - отметил протоиерей.
«Беда в том, что Навальный как-то легкомысленно касается очень сложных проблем. О них многие тома написаны, их разные страны в разное время решали – и иногда очень разумно. Беда в том, что скопировать ничье решение нельзя: сейчас другие реалии, другие исторические условия. Надо бы опираться на найденные решения, адаптировать их к современности и двигаться вперед. Одними декларациями тут не отделаешься», - заключил пастырь.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко заявил, что слова Навального вызывают у него смешанные чувства, но под многими из них он готов подписаться. «В самом понятии "национализм" я ничего плохого не вижу, хотя это слово часто используют как ругательство. Я также абсолютно согласен, что государство – это, собственно, механизм, обеспечивающий права граждан, и не более того – ничего возвышенного в служении чиновников я не вижу», - заявил протоиерей. «С определением значения титульной нации я тоже согласен. Еще Иосиф Бродский, еврей по национальности и русский поэт, говорил об империи русского языка. Исчез Советский Союз, давно исчезла Российская империя, но существует империя русской словесности, которую уничтожить невозможно. Это важно понять», - добавил он.
«Но когда от русской (не "российской"!) культуры мы переходим к понятию "русский народ", начинаются странности. Ведь по существу мордва, удмурты, марийцы – это тоже русский народ. И сами себя они определяют как людей именно русского (не "российского"!) мира, для которых русский язык родной, для которых Лев Толстой – их соплеменник. При этом у них есть и своя национальная культура и свой язык. Тогда что, собственно, значит «Россия для русских» (хотя Навальный прямо об этом и не говорит, но вся дискуссия о современном русском патриотизме фактически сводится именно к этому)? Мне кажется, что удел русского языка, его величие именно в многонациональности. Как когда-то латынь и греческий объединяли всю мировую культуру, также и русский язык объединяет людей, - даже живущих на разных континентах. Поэтому говорить о России как мононациональном государстве нельзя» - считает отец Борис.
«Что касается религиозности, то православное Христианство – это обязательно сознательный выбор. Если мы его будем навязывать, мы разрушим реальную связь человека с православной традицией. Если мы будем заявлять, что человек в нашей стране рождается русским и православным, то допустим непоправимую ошибку», - считает священнослужитель. «Подводя итоги, выделю два принципа. Во-первых, государство для граждан, а не наоборот. Чиновники - наемные работники, которым граждане платят зарплату, и если они работают плохо, их выгоняют. Во-вторых, религия – дело личного выбора. Если их соблюдать, все будет в порядке, и мы будем жить в свободном и замечательном во всех отношениях обществе и государстве», - заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, оговорился, что с развернутым изложением позиции Навального он не знаком, а по выдержкам ему судить трудно. «Как кажется, здесь есть разумные предложения. Безусловно, русские составляют большинство населения страны. Это ядро, вокруг которого формируется ее культурный фон. Роль Православия также сомнению не подлежит. Так что приоритеты обозначены в целом верно», - сказал он. «Вопрос, какие из этих положений последуют практические выводы. Ведь из истории известно, что многие хорошие идеи сильно искажались при их реализации. Как, например, выдержать приоритеты русской национальной культуры, русской нации без ущерба другим национальным традициям? Это очень серьезный вопрос, требующий досконального изучения», - добавил отец Гермоген.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает идею России как национального государства губительной. «Россия со времен Киевской Руси всегда была многоплеменной и многонациональной. Это всегда был союз племен и народов, постепенно объединявшихся. Россия как "национальное государство" - абсурд. Эта идея давно уже отыграна в русском сознании и сдана в архив. Петр говорил, что Россия – это страна "россов", т.е. всех живущих на данной территории. Это правильно, потому что Россия – это империя, где всем народам должно быть хорошо», - сказал он.
«Отмечу, что русский народ шел на жертвы, чтобы поднять другие народы на более высокий уровень культуры. Наша культура и наша цивилизация уникальны по своей широте и полифонии. В этом наше отличие, например, от "средних" американцев, причесанных под одну гребенку и с поразительно узким восприятием культуры – о духовной глубине я уже и не говорю», - отметил священник. «Навальный этого отличия не чувствует: видимо, не хватает йельского образования. Он смотрит на русскую культуру сквозь американские понятия. Оттого все его построения выглядят как спекуляция или пшик», - заключил он.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, согласился, что на первый взгляд позиция Навального выглядит привлекательно. «Но часто бывает так, что слова расходятся с делом. Коммунисты после красивых слов устроили кровавый террор. Фашисты в Германии пришли к власти мирным законным путем благодаря красивым обещаниям, и во что это вылилось?» - напомнил он. «Что за человек Навальный, я не знаю, и потому его позиция мне, православному русскому человеку, не вполне понятна. Что он называет русским народом? Что для него значит "русский человек"? Ведь Достоевский говорил, что без Бога русский человек – дрянь. Поэтому говорить о русском народе в отрыве от православной христианской веры бессмысленно», - считает священник.
«Русские составляют подавляющее большинство населения России – давно пора признать очевидный факт, что Россия, по сути, мононациональное государство. Никакого противоречия принципам демократии в этом утверждении нет. В свою очередь, большинство русских считают себя православными, от 80% до 90% крещены, причем никто их к этому не принуждает. Поэтому необходимо признать нашу страну и монорелигиозной. В словосочетании "русский значит православный", таким образом, никакого противоречия нет», - добавил он.
«Трижды подчеркну, что никакого ущерба самосознанию людей других национальностей и других вероисповеданий в признании этого факта быть не может. Миссия русского народа в мире – это христианское служение. И величие этой миссии соразмерно величию христианского служения. Какой в связи с этим должна быть власть, какой должна быть государственность? Вывод очевиден. Власть, безусловно, должна принадлежать русским, как государствообразующей нации. Но власть должна пониматься не как узурпация, а по слову последнего русского императора, как служение христианским идеалам. Справедливо суждение, что русский народ – народ богоносец. Наш Бог есть Любовь. И именно тот народ – богоносец, который несет любовь», - заключил отец Игорь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что Алексей Навальный опоздал с идеей национального государства «лет эдак на пятьсот». «Если превратить Россию в национальное государство, то размеры страны окажутся в пределах территории времен Ивана Грозного. Мы все-таки заинтересованы в сохранении нашей великой цивилизации, где фундаментом является не только русский элемент, но и другие народы. Россия развивалась как имперское государство, то есть многонациональное, которое включает в себя в русском варианте и другие вероисповедания при доминировании православия», - говорит он. «В СССР национальная идея была заужена, русских унижали. Советская политика сохраняла за национальностями внешний антураж, но внутреннее духовное содержание уничтожалось. Поэтому вполне естественно пробуждение национального интереса сегодня. И мы должны, опираясь на лучшие национальные идеи, не отрицать тех, кто не входит в русскую нацию – которая и сама представляет собой союз трех народов: малороссов, белорусов и русских», - убежден священник. «Национальная политика должна не разделять, а объединять, в том числе все лучшее, что есть в духовном, культурном и экономическом наследии каждой нации. Чтобы лучшее умножалось, а худшее трансформировалось и преобразовывалось в едином сплаве народов. Если национальные идеи основаны не на противостоянии и уничижении других, их можно только приветствовать», - подытожил отец Димитрий.