СНГ же возникло в результате дезинтеграционных процессов, в результате распада. СНГ с самого начала называли «цивилизованной формой развода» постсоветских республик. Все понимали, что можно было бы «развестись» и нецивилизованно. Югославия продемонстрировала такой пример, где 20 лет шла страшная гражданская война.
Изначально в СНГ были достаточно наполеоновские планы, предлагались идеи создания общего экономического пространства, общей экономической зоны. В 1996 году несколько стран подписали соглашение о создании Таможенного союза. Но все эти идеи оставались только на бумаге, ничего не работало. Уже в 1997 году Борис Ельцин заговорил о кризисе СНГ. Было подписано 350 соглашений и ни одно из них не выполнялось. Лидеры бывших советских республик считали, что их главная задача - строить свою собственную государственность.
20 лет прошли либо под знаком дезинтеграции, либо инерции дезинтеграции. Но это была инерция вспять. Со временем и в постсоветских государствах пришли к выводу, что продолжать обосабливаться и конфликтовать - это позиция, явно занижающая их рейтинг на мировой арене и не способствующая их развитию, а, напротив, способствующая их деградации. Справедливость этих выводов хорошо показал финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Падение производства на постсоветском пространстве было значительным. Это стало возможным, во-первых, из-за однобоко ориентированных экономик бывших советских республик, а, во-вторых, из-за того, что бывшие советские республики находятся поодиночке перед лицом кризиса.
В 2010 году был воссоздан Таможенный союз, и на этот раз он уже реально заработал, члены Таможенного союза стали получать ощутимую выгоду. Поэтому не зря сейчас Владимир Путин выступил с идеей создания Евразийского союза. Он прекрасно понимает, что если постсоветское пространство так и не будет структурировано, если не будет создан регион новой Евразии, то это постсоветское пространство будет структурироваться совсем другими политическими силами.
Сегодня государству сложно выжить в одиночку. Чтобы успешно развивать свою экономику, иметь достаточное количество потребителей, чтобы производить современную продукцию и получать доходы на развитие и закупку новых технологий, надо иметь рынок потребителей не мене 300 млн. человек. Поэтому Западная Европа уже давно объединилась. Поэтому объединились с Канадой США.
Объединение России, Белоруссии и Казахстана дает всего 170 млн. потребителей. Если бы удалось подключить к этому процессу Украину, то рынок перевалил бы за 200 млн. потребителей. Создание Евразийского союза - это серьезный шаг на пути интеграции постсоветского пространства. Потому что он означает уже прекращение дезинтеграции. Это неполитический шаг, он обусловлен экономическими причинами, дело в том, что интеграция на постсоветском пространстве просто выгодна бывшим советским республикам. Как бы президент Белоруссии не упражнялся в критике российского руководства, и как бы руководство России не отвечало ему тем же, тем не менее, наши страны договариваются.
Конечно, создание Евразийского союза имеет и геополитическое измерение. Если мы сами не будем выстраивать свой регион, его обустроят другие силы. Такие большие пространства, как постсоветское, рано или поздно структурируются. Народ, который не хочет создавать свое экономическое пространство, окажется в пространстве других держав, но он будет уже не в центре, а на периферии этого пространства. Если перефразировать знаменитую фразу Наполеона о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую, то можно сказать, что в чужом пространстве всегда будешь на задворках в положении Греции или Португалии. Думаю, Россия достойна лучшей участи, поэтому идея создания Евразийского Союза мне кажется крайне важной.
Недавно я был в Белоруссии. Там я понял, что взгляд белорусов на вопрос интеграции с Россией довольно скептичен. Мне кажется, что создание Евразийского союза белорусские партнеры станут использовать как условие для нового торга с Россией по проблемам, которые их интересуют. Тем не менее, этот торг будет вестись до определенной черты. Когда станет ясно, что он начинает вредить интересам Белоруссии в Таможенном союзе, то белорусы пойдут на уступки.
Вообще создание Евразийского союза - веление времени. Его диктуют объективные геополитические и экономические факторы. Удастся ли сторонам найти нужные компромиссы, договориться по основным пунктам? Поживем - увидим. Но мне кажется, что на евразийском пространстве в сознании политиков уже произошел переворот: хватит делиться, обосабливаться, выяснять, кто из нас главнее и круче, давайте работать, объединяться в Евразийский союз, иначе на постсоветском пространстве может возникнуть совсем другое международное объединение, и уже другие народы будут играть в нем ведущую роль.
Юрий Васильевич Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»