Кому-то надо было доставить сербского национального героя в гаагское судилище именно в таком состоянии. Увы, возраст и болезни делают свое неприглядное дело, и генерал Младич ныне производит впечатление очень больного человека. Мы надеемся, что в самое ближайшее время будут раскрыты кое-какие секреты «захвата» Младича, более походившего на театральную постановку.
В этой связи нельзя не упомянуть слова известного сербского военно-политического комментатора Мирослава Лазанского. Он сказал буквально следующее: «Когда был раскрыт заговор генерала Роммеля, то гестаповцы принесли ему пистолет. Роммель ответил: "Спасибо, у меня есть свой", и застрелился». Уважаемый Лазанский лукавит как минимум несколько раз. Генерал Младич не устраивал заговоров против сербского и югославского руководства, Младич перенес несколько инсультов, и невозможно сказать, мог ли он распоряжаться оружием. Так что, реплики Лазанского больше похожи на тявкание шакала на раненого льва. А истина обязательно проясниться. И мы узнаем, где все эти годы был Ратко Младич и почему так легко был арестован.
Теперь что касается статусной конференции 6 октября. Несмотря на неважное, мягко говоря, состояние здоровья Младича, его продолжают доставлять в здание гаагского судилища в наручниках. По этому поводу председательствующий суда предложил Младичу обратиться в секретариат Трибунала.
В суде Младич заявил: «Мне 69 лет, у меня серьезные проблемы со здоровьем. Но я буду защищать не Ратко Младича, но Республику Сербскую, Сербию и народ».
Председательствующий судья цинично заявил, что в Гааге не судят других людей, народы или республики. Хотя лишь недалекому человеку не понятно, что процессы над Караджичем и Младичем, а также над группой офицеров Армии РС, это именно процесс над Республикой Сербской, которую мусульмане уже несколько лет пытаются представить «геноцидным созданием».
Младич попросил, чтобы ему дали на пять минут повидаться с женой, которая в этот же день улетает в Белград. Председательствующий судья предложил заняться этим вопросом адвокату генерала Лукичу.
6 ноября впервые публично говорили о состоянии здоровья Младича, который до этого выступал против такого шага. Генерал заявил, что хочет прожить как можно дольше и увидеть свободу. По его словам, он становится только сильней после оказания давления на него.
Младич попросил, чтобы его осмотрели врачи из Сербии и Республики Сербской, которые лечили его с 1996 по 1998 гг.: «У меня движется камень в почке, у меня страшные боли, но я хочу поправиться, не хочу мешать процессу, так как хочу, чтобы была открыта истина».
Хотя председательствующий судья позволил говорить Младичу только о его здоровье, генерал успел сказать несколько слов о своем боевом пути: «Меня бесит, что вы упоминаете Сребреницу, что я давал там детям конфеты, а потом всех их лишил жизни. Идите по порядку – с 1991 года, когда я оказался в Книне, затем каждая община, каждое село, каждая гора... Все, что истина, все что я знаю, я все скажу. Если будете оказывать на меня какое-либо давление - ничего хорошего из этого не выйдет».
Следующая статусная конференция состоится 10 ноября.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»