6 октября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) провел слушания по иску к России 15 родственников польских офицеров, расстрелянных в Катыни в 1940 году, сообщает ИТАР-ТАСС. Польское правительство выступает на процессе в качестве третьей стороны. С самого начала заседания стало ясно, что стороны по-разному трактуют юридическую сторону событий 70-летней давности. Как заявил заместитель министра юстиции России Георгий Матюшкин, с де-юре события 1940 года не попадают под термин «военные преступления». Кроме того, в Минюсте РФ уверены, что ЕСПЧ вообще не должен рассматривать данное дело из-за того, что Россия стала членом Страсбургского суда только 58 лет спустя массовых расстрелов.
В свою очередь, представители истцов настаивают на обратном. По мнению адвоката потерпевших Иренеуша Каминского, российские власти не сумели провести «объективное и адекватное расследование», нарушив ряд статей Европейской конвенции по правам человека. В частности, речь идет о статье 2 (право на жизнь), а также о статье 3 (запрещение пыток).
«Как ожидается, вердикт по резонансному делу будет вынесен в течение года, но конкретных сроков пока нет», - отметил в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС официальный представитель организации.
Накануне слушаний в Страсбурге премьер-министр Польши Дональд Туск выразил надежду, что катынская трагедия перестанет быть камнем преткновения в российско-польских отношениях. «Я надеюсь, что польские усилия, как отдельных лиц, так и государства, рано или поздно позволят, с одной стороны, получить моральное, историческое удовлетворение, а с другой стороны, приведут к тому, что эта тема перестанет быть в будущем камнем преткновения в польско-российских отношениях», - сказал он.
Главным в жалобе на Россию по «Катынскому делу» в ЕСПЧ является выяснение того, что стало с людьми, а не вопрос компенсаций, сказала РИА Новости по окончании первой части слушаний по делу Польши против России адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы семей погибших в Катыни в 1940 году польских офицеров. «Вопрос о компенсации никто никогда не ставил, - сказала она. - Для заявителей главное - удовлетворить жалобу юридически, самое главное - моральное удовлетворение». Ставицкая заявила, что суть жалобы - получение статуса реабилитации. «Заявители хотят, чтобы этот вопрос (реабилитация) наконец был решен», - сказала она.
«Вообще "Катынская история" стала в Польше не просто самой популярной темой, но и, можно даже сказать, одной из самых значимых местных святынь, - отметил Сергей Лебедев. - Мы слышали польские россказни о том, как "проклятые москали" расстреляли цвет польской нации. Пропаганда работает над созданием этого мифа усиленно, снят даже специальный фильм, к сожалению, в эту пропагандистскую кампанию был втянут талантливейший режиссер Анджей Вайда. Для поляков Катынская трагедия всегда имела большое значение, но эксплуатировать эту тему поляки стали после гибели в авиакатастрофе польского президента. После этого случая признание вины России в Катынской трагедии стало идеей фикс для поляков».
«Стоит понимать, что если признают, вину России в Катынской трагедии, то сразу возникнут требования выплатить компенсации. Правда, поляки утверждают, что их интересует только установление истины. Но следует ли верить полякам? Поляки в данном случае не оригинальны, они идут по пути евреев, которые сначала говорили о том, что они хотят показать миру "правду о холокосте", а потом, когда их "правда" была показана, они потребовали с немцев выплаты компенсаций. Евреи до сих пор доят не только Германию, но и массу общественных организаций, которые "недостаточно хорошо" вели себя по отношению к евреям», - отметил эксперт.
«Что касается Европейского суда по правам человека, - продолжил он, - то, во-первых, эта организация была создана как орудие Запада против неугодных. Поэтому не стоит ожидать справедливости от такого суда. Если суд будет заинтересован в том, чтобы белое признать черным, а черное - белым, то он вынесет такое признание. Хотя Запад и утверждает, что Европейский суд по правам человека это самый гуманный и самый демократичный суд в мире. Кстати, то обстоятельство, что этот суд заинтересовался "Катынским делом" именно сейчас связано не с тем, что им вдруг почему-то захотелось установить "истину", а с антироссийской кампанией, поднятой в Европе, вспомним хотя бы недавний неожиданный обыск дочерних компаний "Газпрома" в Западной Европе».
«Польша пытается стать "Израилем" для России, чтобы получить возможность "легально" вымогать деньги у нашей страны. Поляки поняли, что у Германии опасно вымогать деньги, кроме того, немцы итак поиздержались, фактически взяв на содержание Израиль. Вот Польша и решила воспользоваться примером Израиля, хотя польская политическая элита, откровенно говоря, недолюбливает евреев. Таким образом, Катынь может стать лобным местом для России, где отрубят голову едва приподнявшейся российской державы», - заключил Сергей Лебедев.