Уважаемый Владимир Владимирович!
Чем ближе приближается время принятия Закона РФ «Об образовании», тем большую тревогу испытывают специалисты. Ведь Закон – это документ, определяющий условия функционирования той или иной социальной сферы. А если мы приняли условия задачи, то решение ее уже не зависит от нас. Поскольку принимаемый Закон имеет массу изъянов, то понятно, какую тревогу испытывают специалисты. Да и что испытывали бы специалисты, принимая самолет с массой неисправностей. А ведь в самолет нашего образования после его принятия сядет едва ли не все население нашей страны. Так нужно ли срочно принимать Закон, имеющий массу очевидных недостатков?
На часть из них уже указывалось в ходе обсуждения. В качестве примера я укажу только главный недостаток. Образование составляют две части – обучение и воспитание. Эти части своего рода – двигатели всей системы образования, вокруг них выстраивается все. Но фактически весь Закон сведен к обучению, а это значит, что воспитание на законодательном уровне исключено из образования. Но нужно ли оно в образовании? Безусловно. В том числе и потому, что без воспитания невозможно и обучение, так как последнее развивает интеллектуальную сферу, а воспитание – духовно-нравственную. А если мы заняты только интеллектуальной сферой, но не развиваем духовно-нравственную, то это аналогично тому, как если бы в земледелии мы совершенствовали качество семян, но не заботились о почве. Понятно, что в скором времени почва истощится и какие бы семена мы не бросали в землю, она ничего родить не сможет. Между тем духовно-нравственная сфера для развития интеллектуальной имеет еще большее значение, чем почва для растения. Сравнивая образование с трехмоторным самолетом, можно сказать, что воспитание – это два двигателя, а обучение – один. Теперь можно понять, почему специалисты, знающие о скором принятии нового Закона, испытывают те же чувства, что и специалисты, принимающие трехмоторный самолет, на который не поставили два двигателя.
Конечно, можно сказать: «Ну зачем это воспитание в Законе? Закон и так получился очень большой». Но это все равно, что сказать: «Ну дались вам эти двигатели! Самолет – вон какая махина! И без двигателей полетит». Не полетит!
Да к тому же и сама махина Закона имеет массу изъянов, многие из которых грозят если и не катастрофой, то большими проблемами. Так, в Законе не определены его ключевые понятия. Например, утверждается гуманистический характер образования, но не раскрыто его содержание. Тем не менее, сегодня существуют сотни определений этого понятия, а в истории образования их куда больше. Так какое же содержание этого понятия будет определять развитие российского образования? Получается, что каждый будет толковать это понятие так, как ему захочется
В Законе провозглашается «светский характер образования». Но ведь существуют десятки определений, причем «работающих» и в законодательных актах разных государств. Что понимается под «светским характером» в обсуждаемом Законе? Значит, каждый будет толковать его, как он захочет. К чему это может привести, не хочется даже думать. И можно продолжать, продолжать и продолжать перечислять недостатки Закона.
Почему же принимаемый Закон пока далек от совершенства. Мне думается, здесь две причины. Первая: у нас до сих пор не изжита установка – принять Закон как можно скорее, а поэтому не хватает времени на его качественную доработку. Но требуется ли срочно принимать этот Закон? Не требуется! Российское образование совершенно спокойно еще несколько лет может работать в рамках существующих законов.
Вторая: у нас нет механизма разработки этого Закона. Его можно создать в виде научно-педагогического совета при партии «Единая Россия», в который войдут настоящие специалисты по образованию и который позволит в течение года существенно переработать этот Закон. Самое главное – в совет должны войти настоящие специалисты высшего мирового уровня, а не идеологи. Есть ли в России такие специалисты? Да, есть. Назову только некоторых: Б.А.Виноградов, О.В.Долженко, Л.С.Гребнев, Ю.В.Громыко, Н.А.Нарочницкая, В.И.Слободчиков, О.Н.Смолин, В.А.Садовничий и многие другие. Да, это люди разных мировоззрений, разных политических ориентаций и т.д. И сделать из них единый рабочий Совет бесконечно труднее, чем создать сборную страны по футболу из футболистов разных клубов. Но эта задача решаема, потому что специалистов высочайшего уровня не надо дополнительно учить. Почему предлагаю создать такой совет при «Единой России»? Потому что именно она является сегодня консолидирующей политической силой всей России. Такой совет может успешно провести всю необходимую работу, чтобы аккумулировать в Законе все достижения России в области образования и педагогической мысли и предложить его на утверждение Государственной Думе, пусть и нового созыва. В свою очередь, Закон даст основу для дальнейшего оптимального развития российского образования.
2. заведуещему кафедрой Меньшикову.
1. Открытое письмо профессора В.Меньшикова премьер-министру В.Путину по поводу законопроекта «Об образовании в РФ»