О суверенной образовательной политике России

И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании

Национальная доктрина образования  Русская школа  Закон об Образовании в РФ 
0
208
Время на чтение 16 минут

Кор.: Как мы знаем, Президент РФ В.В. Путин поставил задачу сформировать современную систему суверенного российского образования. Не означает ли это возвращение существующей школы в прошлое?

В.М.: Когда говорят о суверенной политике, все равно в чем, то со стороны как либералов, так и патриотов звучит критика. Либералы против, потому что им кажется, что это уход в прошлое, и значит, не соответствует светлому будущему, а патриоты не могут договориться, в какую эпоху надо возвращать ту или иную реальность: советскую, дореволюционную, допетровскую. На самом же деле суверенная система образования – это не возвращение существующего образования в прошлое, а его продвижение в будущее – причем на своей исторической основе.

Кор.: Известно, что советское образование было лучшим в мире. В 90-е годы оно упало с этой вершины. Может ли суверенная образовательная политика вновь вернуть российское образование на лидирующие позиции в мире?

В.М.: Да, может! При условии, что суверенная образовательная политика будет решать задачи высшего мирового уровня, подобно тому как если вы хотите быть первыми в космосе, то вы должны создать космический корабль, который первый улетит на Марс, а затем на Юпитер.

Кор.: А Вы хотя бы приблизительно представляете себе ситуацию в образовании?

В.М.: Конечно, в нем есть несомненные успехи. Но в целом ситуация трудная. Фактически российское образование находится в положении цугцванга, когда то или иное его улучшение, даже существенное, пока не может остановить падение его качества. Вдумаемся: когда в истории России было, чтобы репетиторство начиналось уже в начальной школе? Кто-то вспомнит дореволюционную Россию. Но там это было фактически семейное начальное образование, там ребенка готовили к поступлению в гимназию. И оно исчезло с открытием в городах прогимназий. А сегодня это репетиторство. И само по себе это очень опасный знак и сигнал. Правды ради, оговоримся: а много ли стран в мире с благополучным образованием?

Кор.: Вас слышат тысячи людей. Вы можете сказать им, в чем самая главная беда современного образования? Что недостает нашим школам, чтобы вновь стать лидером мирового образования?

В.М.: Главная беда в том, что у российского образования сегодня отсутствует его цель. А уже со времен Аристотеля известно, что цель образования является исходной категорией в воспитании. И сам Аристотель придавал исключительное значение определению правильной цели образования.

И об этом говорил едва ли не каждый великий педагог после него. Так, К.Д. Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, <…> просто ли дом, <…> бесполезные торжественные ворота…? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

И если мы обратимся к советскому закону об образовании, то прочитаем: «Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества…»

В современном «Законе об образовании» Российской Федерации мы цели не увидим вообще. Тогда что мы строим: «храм, дом или бесполезные ворота» (К.Д. Ушинский)? И как в этом случае мы можем занять лидирующее положение в мире, если мы вообще не представляем, куда движется наше образование. Значит, если мы хотим занять лидирующие позиции в мире, мы должны знать ту цель, тот идеальный образ будущего образования, который, как идеальная точка в архитектуре, задает идеальное пространство развития нашего образования, которое должно выйти на высший мировой уровень.

Кор.: И какой должна быть истинная цель образования?

В.М.: Она известна уже с античности – всестороннее (гармоничное) развитие человека. Иное дело, что системы образования, реализующие эту цель, бывают очень разными: одна – в Древней Греции, другая – в Древнем Риме, третья – в Советском Союзе. Как писал все тот же Аристотель, «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю».

Кор.: И каким должно быть современное российское образование, чтобы занять лидирующее положение в мире?

В.М.: Это всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование.

Всестороннее (гармоничное). Сегодня нередко говорят, что всестороннее (гармоничное) образование – это какая-то несбыточная мечта и оно невозможно. Но здесь все зависит от того, как мы понимаем всестороннее воспитание: если как «дурную всесторонность» (Г.В.Ф. Гегель), то невозможно, а если как разумную, то необходимо. На самом же деле всестороннее воспитание – это абсолютное условие нормального развития человека. Древние греки, видимо, это поняли первыми в истории человечества. Правда, такое воспитание они называли гармоПо-настоящему сформировало и сделало жизненным нравственное воспитание христианство. И оно сформировало духовное и трудовое воспитание. Вот эти семь направлений воспитания: духовное, нравственное, умственное, речевое, эстетическое, трудовое, физическое – и есть всестороннее воспитание.

И уже в античности было понято, что игнорирование любого направления воспитания ведет к ущербности в развитии человека, что сказывается на благополучии общества и каждой социальной сферы. Приведу только один факт, на который обращает внимание Аристотель: «Лакедемоняне <…> постоянными тяжелыми упражнениями <…> делают детей звероподобными, как будто это более всего полезно для развития мужества. <…> Да и о самих лакедемонянах мы знаем, что, пока они ревностно занимались тяжелыми упражнениями, они превосходили прочих, а теперь и по части гимнастических состязаний, и в военных делах они уступают другим. Ведь лакедемоняне отличались от других не тем, что они упражняли свою молодежь указанным выше образом, но единственно тем, что они закаляли ее против тех, кто не закалял. Отсюда следует, что первую роль должно играть прекрасное, а не дикоживотное».

А мы все решаем, зачем нужно эстетическое образование в образовании? Вспомним Великую Отечественную войну. Мы победили врага потому, что превзошли его не только непосредственно в военном деле, но и в культуре: сравним нашу культуру до и во время войны и фашистскую культуру.

Инновационно-классическое. Нет нужды говорить, что классика – это совершенство, это достигнутый идеал в каждом деле. Например, классическая культура и искусство. Свою классику в каждом обществе формировало и образование. Всегда! Начиная с древних времен. И даже в Средние века было сформировано свое классическое образование.

Но в классике, при всем ее совершенстве, есть своя опасность – ее застывание в прошлом. Наступает момент – жизнь уходит вперед, создает новую классику, а образование остается при старой классике, которая оставляет образование в прошлом, и поэтому образование не может готовить людей, способных решать задачи современной жизни. Поэтому в образовании необходима инновационность, которая, с одной стороны, сохраняет всю полноту существующей классики, а с другой – дополняет ее современной классикой. Примером такого является создание неогуманистических классических гимназий в Западной Европе в первой половине XIX века, которые дополнили древнюю классику современной тогда наукой. А вот во второй половине XIX века требовалось создание классической национальной, или «народной», школы, что и предлагал К.Д. Ушинский. Увы, нет пророка в своем Отечестве.

И еще один важный момент этого требования – единство классического содержания и классической формы (способ, метод, технология, как говорят сегодня) освоения этого содержания; формы, соответствующей этому содержанию. К сожалению, это одна из самых сложных и менее всего решаемая проблема человечества. Фактически пока более-менее, хотя бы в какой-то мере отработана только классическая методика умственного воспитания. Гораздо хуже – другие.

Непрерывное – это система, когда каждый человек может получать образование на протяжении всей своей жизни как по вертикали, так и по горизонтали. И в этом случае образование становится не только чем-то функционально необходимым, но оно, как и труд, служит не только средством добывания хлеба насущного, но и величайшим благом для человека. Соответственно, человек учится не только потому, что ему надо получить какую-то профессию и всю жизнь повышать свой профессиональный уровень, но и потому, что он развивает свой духовный, интеллектуальный, культурный и т. д. уровень. Как сказал один рабочий, прекрасно учившийся на заочном отделении, отвечая на вопрос о том, зачем ему высшее образование, ведь он начальником все равно не будет: «А что лучше водку пить?!». Но почему водку пить – это нормальное состояние рабочего, а получать высшее образование ненормальное?

Конечно, образование было непрерывным уже с древних времен, но только для единиц. Но с каждым веком число людей, получающих непрерывное образование, все увеличивалось. Сегодня же человечество вышло на тот уровень своего развития, когда оно, по крайней мере юридически, может стать реальным достоянием каждого человека. Отметим, речь идет не только о непрерывном профессиональном образовании, что прежде всего должно быть, но и об общем образовании. И соответственно, образование становится не только средством непрерывного профессионального формирования и совершенствования, но и средством общего непрерывного развития человека.

Кор.: Вы указали главные принципы развития образования. И с этих позиций какие наиболее очевидные недостатки российского образования Вы можете еще назвать?

В.М.: Как при ясном свете становится видно все темное, так при знании истины становятся очень заметны недостатки любой стороны жизни, в том числе и образования. А недостатков очень много. Назовем только некоторые. У нас практически исчезла система общего образования в высшем образовании, а ведь общее развитие человека не заканчивается средней школой. У нас сегодня не лучшим образом обстоят дела с трудовым и эстетическим воспитанием в среднем образовании. Требует существенного улучшения и умственное воспитание – именно здесь больше всего репетиторства. Но самое страшное – интересно, услышит ли хотя бы кто-то эти слова, – мы при громогласных восторженных криках об успехах в области духовно-нравственного образования похоронили духовно-нравственное воспитание в нашей школе. И тем самым мы создаем духовный вакуум, который через какое-то время похоронит нашу страну. И это не просто слова. Образование имеет какое-то непонятное, воистину мистическое значение в жизни общества. Вспомним Аристотеля. Почему спартанцы стали проигрывать войны другим государствам? Да потому, что у них было только физическое воспитание, которое Аристотель без эстетического воспитания называл «звероподобным». А казалось бы, какое отношение эстетическое воспитание имеет к военной подготовке?

И этот закон действует во все времена и до сих пор. Скажем, если мы сегодня запретим преподавать в школе математику, то через 15-20 лет мы окажемся не в Древнем мире, а в Каменном веке, потому что любая цивилизация древних времен имела свою сложную математику, в которую нельзя войти без математического образования.

Но с каким шумом мы говорим сегодня о моральном падении Запада. И это абсолютная правда! Но мы упорно не хотим понять, что, похоронив сегодня духовно-нравственное воспитание в своей школе, мы сели в тот же самый поезд, что и Западная Европа, только в последний вагон. Но катимся мы вместе с Западом в ту же бездну, но только с отставанием буквально на несколько лет, максимум десять-двадцать. И значит, указывая публично на Запад, мы в прямом смысле напоминаем то существо, которое, глядя в зеркало… Поэтому мы, отрицая духовно-нравственное воспитание, создали в нашей стране своими собственными руками духовно-нравственный вакуум, который через 30-40 лет утащит в бездну наше общество. Это вообще кто-то может услышать?! Тем более осознать?!!!

Кор.: И что мешает России создать систему суверенного образования?

В.М.: Как всегда – две беды. Дороги (бессмысленное администрирование) и дураки (непрофессионализм).

Что касается бездумного администрирования, то это у всех на глазах. Всем известный пример. Как решают чиновники проблему повышения учительских зарплат? Увеличением нагрузки учителей на всех уровнях и их сокращением, сокращением, сокращением – от детского сада до вуза. Но ведь такая простота скоро приведет к тому, что наши учителя физически не смогут работать в школе. И думается, что совсем скоро, как в том советском анекдоте, во всех образовательных учреждениях останется по два человека: это руководитель и охранник. Первый будет встречать родителей и учеников на крыльце и говорить: «Занятий не будет – учителей не осталось», а охранники на вахте: «Посторонним вход воспрещен. Идите домой!»

И этот перечень можно продолжать, продолжать и продолжать. Но как учит нас У. Оккам: «Не умножайте без нужды сущности».

Кор.: Тогда разгоним чиновников?

В.М.: Нет, чиновник абсолютно необходим в государственной системе управления, в том числе и в образовании. Но пока он создает условия для организации процесса образования, а не губит образование бессмысленным руководством.

А второе – тотальный непрофессионализм. Кажется, образование осталось последней областью, в которой разбираются все. Ведь все мы родители, и поэтому знаем, как воспитывать и обучать детей.

Простой пример. То, что сегодня в образовании накопилось очень много проблем, известно любому непрофессионалу. Возьмем репетиторство. И какие решения предлагаются? Не буду утомлять примерами.

Или решение педагогических проблем методом отмены. Многие требуют немедленной отмены ЕГЭ. Но сегодня ЕГЭ создает хотя бы видимость объективной проверки знаний учащихся. Отменят ЕГЭ – и что взамен? Отмена Болонки. Отменим Болонскую систему. И мы что, создадим лучшую в мире систему высшего образования? Да не создадим. Разрушим. Ведь в замену ничего не предлагается, кроме игры в сроки. Здесь и 4-2, и 5-1, и 3-3, и 2-2-2. А если учесть, что некоторые предлагают включить в эти сроки и аспирантуру, то число разных ступеней и сроков вообще возрастает значительно. Но улучшить высшее образование путем механического манипулирования сроками без понимания его целей, содержания, технологий, средств, организации образования – это еще более бессмысленное занятие, чем попытка известных персонажей создать профессиональный музыкальный квартет. Можно продолжать, продолжать и продолжать.

Кор.: Чем так опасен непрофессионализм?

В.М.: Тем, что он видит, и совершенно правильно, какие-то частности, предлагает пути и способы, и чаще даже правильные, устранения недостатков, но в результате оказывается, что ситуация не улучшается, а ухудшается. И это потому, что непрофессионалу не дано видеть ситуацию в целом. Более того, непрофессионалы со своим здравым рассудком и своими мерками «от сих и до сих» здесь играют самую роковую роль. Например, чего стоят заявления некоторых ученых, что решать демографическую проблему можно только отменой высшего женского образования. Комментарии излишни.

Кор.: Кто виноват – ясно, не спрашиваю даже: что делать? Хотя бы что нам всем надо уяснить прежде всего?

В.М.: То, что образование – это живой развивающийся организм, а не какой-то механический конструктор, который можно все время собирать и пересобирать. Поэтому образование надо развивать не с помощью бессмысленных бумаг, а в соответствии с его сущностью, подобно тому как выращивают люди сад.

Кор.: Как это понять?

В.М.: Существуют самые разные версии появления образования, вплоть до инопланетной – ну куда же мы без инопланетян. На самом же деле одной из базовых реальностей любого человеческого сообщества является воспитание. В любом первобытном сообществе обязательно были материальный труд, духовная деятельность, нравственность, язык, какое-то искусство (оно-то им зачем?), какая-то медицина и обязательно воспитание. Значит, воспитание есть то, что вырастает из самой жизни любого человеческого сообщества и что абсолютно необходимо для его существования.

Когда в своем историческом развитии человечество выходит на уровень создания больших сообществ, то, что называется цивилизацией, то эта цивилизация сохраняет не только воспитание, но и создает его особую форму – образование, и его особый институт – школу. И школы были во всех стабильных цивилизациях. В последнее время реконструируется школа ацтеков, похожая скорее всего на шумерско-аккадскую школу, о которой они слышать вообще ничего не могли. И это говорит о том, что воспитание и образование – это нечто имманентно возникающее в истории человечества и органично развивающееся. Это понимание имеет решающее значение для понимания образования: образование есть нечто органично развивающееся, а не то, что создается указом чиновника.

При этом образование не есть механическая калька общества, не есть институт, который механически выполняет «социальный заказ», например, государства на подготовку чиновника, даже если первоначально школа чаще всего и возникала как институт подготовки чиновников. Но проходило какое-то время, и образование во всех обществах становилось автономным институтом, который жил по своим законам. Да, оно готовило чиновников, причем чаще всего не специально, просто люди, окончившие ту или иную школу, начинали заниматься работой чиновника. Но не все. Кто-то занимался культурой, кто-то общественной деятельностью, кто-то преподавательской. Но образование играло какую-то бесконечно большую роль в обществе, нежели подготовка чиновника. Иначе мы никогда не объясним, зачем будущим китайским чиновникам в совершенстве владеть изысканной музыкой или литературой, а вавилонским – изучать уравнения второго порядка. Они что без этого подсчитать и собрать налоги не могли? Нет. Дело в том, что образование выполняло более значимую функцию в обществе, чем только подготовка людей к исполнению той или иной частной функции – оно развивало целостный человеческий потенциал, формировало педагогический, духовный, интеллектуальный и культурный потенциал той или иной цивилизации, совершенно необходимый для ее успешного развития. Поэтому кардинально новая система российского образования должна стать органическим продолжением развития исторически существующего образования, его лучших достижений.

Кор.: В чем кроется самая большая опасность для создания этого образования?

В.М.: Да опять же те самые две беды: бездумное администрирование и непрофессионализм.

Первая опасность сверхочевидна: дай задание чиновникам создать систему марсианского образования, и уже 1 сентября 2024 года они торжественно доложат, что российское образование стало марсианским.

На самом деле для развития системы непрерывного образования из существующего образования в нашей стране потребуется минимум два-три десятилетия. Потому что она должна органично вырасти. Ну не будет давать 1 сентября 2024 года урожай сад, посаженный весной 2024 года.

Еще страшнее непрофессионализм, когда судьбу нашего образования определяют либо либералы, либо, что гораздо чаще, особенно на уровне чиновников, просто непрофессионалы.

Вообще судьба многих чиновников поистине незавидна, потому что они, даже будучи профессионалами, являются заложниками непрофессиональных решений, поступающих сверху, а механизма блокировки таких решений нет – кроме практики, то есть пока все не смогут воочию увидеть неправильность этих решений на живых детях. И в этой ситуации чиновнику остается только одно – действовать так, как ему предписано сверху.

А судьбу образования должны определять подлинные профессионалы-педагоги, в том числе и чиновники. И если, например, даже ученые приходят в образование, то они тоже должны профессионально освоить образование, тем более профессионалом должен быть чиновник, работающий в образовании.

Кор.: А что делать?

В.М.: Сделать ставку на профессионализм. Собрать оставшихся в стране ученых-профессионалов и поручить им разработку системы российского образования мирового уровня. А чиновники должны делать то, что и должны – создавать условия для успешного развития образования. Но для этого они тоже должны быть профессионалами высшего уровня в образовании. Да, на первом месте у них должно быть административное начало. Но не меньше, а желательно и больше – профессиональное начало. И тогда идеал образования, созданный действительными профессионалами, станет реальной основой развития всего российского образования, даст подлинный импульс его развитию, послужит основой существенного совершенствования всех уровней образования.

Кор.: Так просто?

В.М.: Если к этому приложить колоссальный, причем многолетний и умный, то есть профессиональный труд всей страны.

Кор.: Но ведь все ждут результата здесь и сейчас.

В.М.: А положительные результаты появятся достаточно скоро, если мы будем профессионально, по-человечески, а не по-чиновничьи развивать образование. Ведь создание идеального образования, в данном случае всестороннего (гармоничного) инновационно-классического непрерывного, потребует развития всей системы образования, начиная с дошкольного. В этой связи можно напомнить, что качество советского образования, после того как оно было восстановлено в самом начале 30-х годов в своей классической дореволюционной основе, после безбрежного творчества в 20-е годы, стало заметным уже в середине тех же 30-х годов.

Кор.: Благодарю за ответы.

В.М.: И я благодарю Вас за предоставленную возможность обратиться к людям. И прошу извинить меня, если я своими ответами кого-то обидел. Но я говорил исключительно о ситуации в образовании, а не о конкретных людях – они здесь действительно заложники ситуации.

Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Курск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Меньшиков
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Традиционная российская идеология – идеология преображения
Когда же государство поймёт, что народу нужна народная идеология?
04.01.2023
Что самое главное для современного российского образования?
Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны
29.07.2022
Как нам сделать лучшее образование в мире?
Рекомендации профессора Владимира Меньшикова
20.07.2022
Все статьи Владимир Меньшиков
Национальная доктрина образования
Все статьи темы
Русская школа
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38