itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Законопроект об образовании не позволяет обеспечить достижение поставленных руководством страны задач

Закон об Образовании в РФ 
0
2233
Время на чтение 46 минут

От редакции: Как мы уже сообщали на сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Мы сетовали, что законопроект опубликован летом, когда все в отпусках, и нет возможности провести его детальный анализ. Однако нашлись люди, которые взяли на себя этот труд. Сегодня мы публикуем обращение к Президенту России Д.А.Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова, в котором обращается внимание на существенные недостатки законопроекта. Насколько нам известно, аналогичное обращение ученые направили и главе Правительства В.В.Путину. Призываем всех наших читателей, кого касается этот законопроект напрямую – преподавателей вузов и школ, родителей обратить внимание на закон и данное обращение. От этого закона напрямую зависит наше будущее.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаемся к Вам в связи с размещением на официальном интернет-сайте Министерства образования и науки Российской Федерации очередной редакции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[i].

К сожалению, указанный законопроект содержит в себе ряд существенных, зачастую - критических, недостатков, не позволяющих обеспечить достижение поставленных руководством страны перед разработчиками указанного законопроекта задач, вывести российское образование на мировой конкурентный уровень, снять множество имеющихся серьезных проблем.

Существенными недостатками законопроекта, в частности, являются:

1. Явно недостаточная гарантированность бесплатности тех уровней, форм, видов образования, бесплатность и доступность которых гарантированы Конституцией Российской Федерации.

2. Идеологизированность, атеистичность концепции законопроекта, максимальная выхолощенность норм, которые могли бы обеспечить встроенность образовательных систем крупнейших конфессий России в образовательное пространство Российской Федерации. Статья 89 законопроекта никуда не годится, лишь создавая видимость решения этих вопросов. Вопреки неоднократным требованиям руководства страны, принципиально проигнорирован вопрос интеграции теологии в государственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученых степеней кандидата и доктора теологии, не сводя их к параллельным профессионально-квалификационным степеням. Явно недостаточно гарантированы интересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений и православных граждан, а равно верующих и организаций иных традиционных, исторически представленных в России конфессий. Не решен вопрос признания государством дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами, университетами) Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий.[ii]

Но без законодательного закрепления норм о профессиональном религиозном образовании многие поручения руководства страны (например, о развитии мусульманского образования) останутся лишь средством для латентного распределения и израсходования бюджетных средств в качестве самостоятельной и единственной цели.

3. Выхолощенность нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотичсского, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

4. Полное игнорирование такого вне всякого сомнения важного для будущего страны вопроса, как вопрос о кадетском образовании. Таковое даже не упомянуто в законопроекте.

5. Не обеспечены необходимым нормативным материалом особый правовой статус негосударственных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов и т.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные, мусульманские и т.д.), вопросы финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениями и иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений.

6. Не обеспечены требования культуросообразности российского образования. Между тем, власти европейских стран и руководство Совета Европы озабочены вопросом обеспечения культуросообразности образования. Свидетельством тому, к примеру. Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833(2008) от 17.04.2008 «Расширение изучения европейской литературы» и № 1750 (2006) от 29.05.2006 «Школьное образование в целях всестороннего развития».

Направляем Вам в приложении к настоящему обращению поправки в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые объективно позволяют решить множество сложных проблем.

Просим Вас внести предлагаемые поправки в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С глубоким уважением.

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права

Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, эксперт по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, профессор, почетный работник высшего профессионального образования


[i] http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/

[ii] К примеру, по аналогии с Соглашением от 18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней и дипломов в высшем образовании.

Приложение

Таблица предлагаемых поправок в проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1]

Редакция законопроекта

Предлагаемая редакция

Статья 2 «Основные понятия»

Пункт 4 статьи 2

воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

воспитание в системе образования – специально организуемая в интересах личности, семьи, общества, государства в системе образования деятельность, направленная на формирование и развитие личности создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных и семейных ценностей, ценностей нравственного и здорового образа жизни, принятых в семье и российском обществе правил и норм поведения, не противоречащих нравственным убеждениям родителей несовершеннолетнего обучающегося и традиционным ценностям народов России, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. в интересах человека, семьи, общества, государства;

Дополнить статью 2 новым пунктом 5.1) следующего содержания:

5.1) кадетское образование – особый вид среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

Дополнить статью 2 новым пунктом 7.1) следующего содержания:

7.1) класс с религиозно-культурным компонентом образования – класс дошкольной или общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовки обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

Дополнить статью 2 новым пунктом 21.1) следующего содержания

21.1) общеобразовательная организация кадетского образования – особый вид образовательной организации среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения – интернатного типа с пятого класса – при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

Дополнить статью 2 новым пунктом 21.2) следующего содержания

21.2) общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

Дополнить статью 2 новым пунктом 29.1) следующего содержания:

29.1) профессиональное религиозное образование – вид гуманитарного образования, целенаправленный процесс обучения на основе определенного вероучения и вероисповедания, реализуемый при участии и под контролем соответствующей религиозной организации и направленный на освоение обучающимися умений, навыков и компетенций, связанных с соответствующим вероисповеданием, в том числе в области проведения религиозных обрядов и церемоний, и усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей;

Статья 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»

Пункт 3 статьи 3

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

3) приоритет традиционных российских социокультурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей в воспитании и развитии личности обучающегося, приоритетность сохранения жизни и здоровья человека;

Пункт 6 статьи 3

6) свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека;

6) обеспечение мобильности в образовании, включая гарантии академических свобод в преподавании – в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и требований, а также гарантии права выбора форм получения образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося; обеспечение условий для выбора несовершеннолетним обучающимся и его родителями (законными представителями) и формирования гибких (по содержанию, сложности и срокам прохождения) индивидуальных образовательных траекторий;

Дополнить статью 3 новым пунктом 11

11) воспитание нравственного отношения к людям, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, позитивного правосознания и уважения к закону, правам и свободам личности, трудолюбия, бережного отношения к культуре и окружающей среде, воспитание уважения к родителям (законным представителям) и семье; создание условий для физического, психологического, духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся;

Дополнить статью 3 новым пунктом 12

12) приоритетность обеспечения государством особой правовой защиты несовершеннолетних обучающихся, охраны и защиты их физического, психического и духовно-нравственного здоровья в процессе получения ими образования;

Дополнить статью 3 новым пунктом 13

13) обеспечение охраны и защиты достоинства личности педагога, воспитание у обучающихся уважения к педагогическим работникам;

Дополнить статью 3 новым пунктом 14

14) преимущественное и приоритетное право родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, его семьи на воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие своих детей перед всеми другими лицами;

Дополнить статью 3 новым пунктом 15

15) обязательность среднего (полного) общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;

Дополнить статью 3 новым пунктом 16

16) обеспечение получения гражданами Российской Федерации среднего (полного) общего образования на русском языке – государственном языке Российской Федерации; обеспечение условий на выбор в качестве дополнительных языков обучения в рамках среднего (полного) общего образования родных языков народов, исторически проживающих в России, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области образования;

Дополнить статью 3 новым пунктом 17

17) учет в дошкольном и общем образовании особенностей и разницы физиологического и психологического развития мальчиков и девочек, полоролевое и семейное воспитание на основе традиционных нравственных, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи;

Дополнить статью 3 новым пунктом 18

18) личная ответственность должностных лиц государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования, а также руководителей образовательных организаций независимо от формы собственности за обеспечение прав обучающихся, охрану их физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

Статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации»

Часть 3 статьи 5

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Получение дополнительного образования, а также второго и последующих среднего профессионального образования или высшего образования осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц.

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность для граждан Российской Федерации и, в случаях, устанавливаемых двусторонними договорами, граждан иностранных государств:

1) дошкольного образования;

2) среднего (полного) общего образования в полном объеме основных и дополнительных образовательных программ общего образования, без ограничения количества реализуемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

3) начального профессионального и среднего профессионального образования в объеме государственных образовательных стандартов, а также по дополнительным программам, утверждаемым организациями начального или среднего профессионального образования, имеющими государственную лицензию и государственную аккредитацию;

4) дополнительного образования несовершеннолетних в имеющих государственную лицензию и государственную аккредитацию организациях дополнительного образования по программам, утверждаемым этими организациями.

5) на конкурсной основе впервые получаемого высшего образования по программе бакалавриата и впервые получаемого высшего образования по программе магистратуры в объеме федеральных государственных образовательных стандартов, а также образовательных стандартов и программ инновационных учебных дисциплин, устанавливаемых организациями высшего образования в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Общее количество мест, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в организациях высшего образования, а также распределение таких мест по конкретным организациям высшего образования ежегодно, не позднее 31 марта текущего года на очередной набор устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

Количество мест, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по каждому направлению профессиональной подготовки в магистратуре не может быть менее половины количества таких мест в бакалавриате.

Дошкольное образование и общее образование (каждого уровня) предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

Получение повторно (второго или последующего) высшего образования соответствующего уровня, получение дополнительного профессионального образования осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Гарантируется бесплатность получения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повторно высшего образования для уволенных в запас и вышедших в отставку военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, перечень которых и условия получения такого образования которыми, а также соответствующие направления подготовки определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.

Условия бесплатного получения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повторно (во второй или последующий раз) начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации устанавливаются Правительства Российской Федерации.

Статья 7 «Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации»

Часть 1 статьи 7 дополнить новым пунктом 5 следующего содержания

5) обеспечение реализации в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования и классах с религиозно-культурным компонентом образования соответствующих компонентов образования.


Статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами»

Часть 4 статьи 11

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты соответствуют требования настоящего федерального закона по содержанию и качеству образования и включают в себя требования к:

1) условиям и критериям подготовки и утверждения, а также структуре основных образовательных программ, к объемам и соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, за исключением указанного соотношения для основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, когда объем части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не менее одной третьей от объема обязательной части основной образовательной программы;

2) к содержанию основных образовательных программ, разрабатываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

3) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

4) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования

Часть 2 статьи 11

2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, требований саморегулируемых организаций работодателей;

4) государственные гарантии уровня, и качества и содержания образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ.

Часть 7 статьи 11

7. Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат) обновляются не чаще одного раза в пять лет и не реже одного раза в десять лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (магистратура) обновляются не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в семь лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования обновляются не чаще одного раза в восемь лет и не реже одного раза в пятнадцать лет.

Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования принимаются федеральными законами после открытого обсуждения в течение не менее шести месяцев на специально создаваемых Интернет-ресурсах.

Новая статья 11.1

Дополнить законопроект новой статьей 11.1 следующего содержания

Статья 11.1. Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в организациях дошкольного и общего образования

1. В Российской Федерации разрабатываются и утверждаются не реже чем раз в десять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, федеральные государственные стандарты духовно-нравственного, гражданско-патриотического и правового воспитания обучающихся в организациях дошкольного и общего образования, обеспечивающие:

гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся;

воспитание правовой культуры и трудовой этики обучающихся;

интеграцию личности в российскую и мировую культуру.

2. Содержание образовательных программ, используемых учебных пособий и учебного процесса, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем, должно быть направлено, с учетом возраста обучающихся, но не младше 14-летнего возраста, на пропаганду нравственных и семейных ценностей, формирование установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке семьи с детьми, на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака, формирование убежденности в необходимости верности супругов и понимания важности достижения самостоятельности и ответственности личности перед тем, как вступить в сексуальные отношения.

Содержание занятия (мероприятия) и учебно-методическое обеспечение должны соответствовать возрасту обучающихся. Образовательная программа и учебные пособия должны быть согласованы с попечительским и педагогическим советами и родительским комитетом образовательного учреждения, должны быть доступны в образовательном учреждении или на его интернет-сайте для ознакомления.

Администрация образовательного учреждения не позднее пятого сентября каждого года обязана предоставить информацию родителям (законным представителям) обучающихся об основном содержании используемых учебных программ и пособий при проведении указанных занятий или мероприятий. Уведомление родителей должно включать детальное объективное описание учебных тем и учебных материалов, которые предназначены к использованию в рамках таких занятий или мероприятий. Кроме того, родители (законные представители) должны быть проинформированы о том, что они вправе обратиться с просьбой об освобождении их ребенка без санкций от определенной части программы или курса, в целом, либо от участия в определенных мероприятиях на том основании, что это противоречит их религиозным верованиям и нравственным убеждениям, а также обусловленным этими убеждениями интересам воспитания их ребенка. После предоставления указанной информации администрация образовательного учреждения должна получить письменное согласие родителей (законных представителей) обучающихся на участие их детей в соответствующих занятиях или мероприятиях. Краткие упоминания в рамках предмета «Биология», обусловленные определяемой учебной программой необходимостью изучения анатомии и физиологии, не влекут необходимости письменного согласия родителей обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право отказаться от посещения их ребенком указанных курсов, занятий и мероприятий, направив администрации образовательного учреждения письменное уведомление.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации от администрации образовательного учреждения о содержании указанных курсов, занятий и мероприятий, о квалификации преподавателей, в какой орган управления образованием они могут обратиться с жалобами и предложениями в случае ненадлежащего преподавания указанных курсов.

Запрещается проведение с несовершеннолетними обучающимися занятий и мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем (в том числе внешкольных мероприятий), направленных на моральное развращение несовершеннолетних, связанных с достижением такого результата или способствующих ему, на стимулирование или побуждение к ранней подростковой сексуальной деятельности, формирующих представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных половых связей, супружеских измен, иных форм половой распущенности, формирующих представления о гомосексуализме (мужском или женском), педофилии, детской проституции, в целом о проституции как о социально приемлемом поведении.


Статья 48 «Правовой статус педагогических работников»

Дополнить статью 48 новой частью 15 следующего содержания

15. Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 64 «Дошкольное образование»

Дополнить статью 64 новой частью 4 следующего содержания

4. В дошкольных образовательных организациях могут создаваться классы (группы) с религиозно-культурным компонентом образования.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию дошкольной образовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования дошкольной образовательной организации может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными дошкольной образовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования дошкольных образовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией дошкольной образовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других дошкольных образовательных организаций или других классов.

Статья 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование»

Часть 1 статьи 66

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

1. Начальное общее образование направлено на:

1) духовно-нравственное и психологическое формирование и развитие личности, ее духовно-нравственное и культурное воспитание на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса; воспитание достоинства личности;

2) гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся;

3) развитие индивидуальных способностей личности, положительной мотивации и умений в учебной деятельности

4) формирование основы высокой культуры межличностного и межэтнического общения;

5) овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля;

6) физическое воспитание обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни и спорту.

Часть 2 статьи 66

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося: формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, на овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, на развитие его склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению.

1. Основное общее образование направлено на:

1) духовно-нравственное и психологическое становление и развитие личности, ее духовно-нравственное и культурное воспитание на основе традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных, в том числе традиционных семейных ценностей, основанных на понимании брака как союза мужчины и женщины, создаваемого для образования полноценной семьи; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса; воспитание достоинства личности;

2) гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся;

3) формирование высокой культуры межличностного и межэтнического общения;

4) интеллектуальное развитие личности, овладение обучающимися научным мировоззрением и основами наук;

5) овладение обучающимся русским языком – государственным языком Российской Федерации, а также основными познаниями в русской литературе и литературе других народов России;

6) физическое воспитание обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни и спорту;

7) подготовку обучающегося к жизни в обществе, формирование навыков умственного и физического труда, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Часть 3 статьи 66

3. Среднее общее образование направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности, дифференциации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, формирование нравственных и гражданско-патриотических убеждений и установок, правосознания и правовой культуры, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, ответственному отцовству и материнству в будущем.

Дополнить статью 66 новой частью 9 следующего содержания

9. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Образовательная организация самостоятельно определяет выбор режима пятидневной или шестидневной учебной недели, в зависимости от возраста обучающихся и особенностей реализуемых образовательных программ.

Дополнить статью 66 новой частью 10 следующего содержания

10. Содержание образовательных программ исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также соответствующих учебных пособий, учебной и методической литературы, содержание мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания для обучающихся должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации и способствовать воспитанию нравственности, гражданственности, патриотизма, правовой культуры обучающихся.

При реализации исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания запрещается использование образовательных программ, учебных пособий и учебной литературы, разработанных за рубежом, либо разработанных иностранными организациями или при их участии, либо учрежденными ими российскими юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием.»

Дополнить статью 66 новой частью 11 следующего содержания

11. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) преподавания знаний о религиях могут быть посвящены только религиям, исторически традиционно представленным в России и составляющих историческое наследие народов России, и реализуются на основании программ и по учебным пособиям, которые должны пройти согласование руководства централизованных религиозных организаций указанных религий или уполномоченных ими лиц.

Реализация в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и альтернативных им учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) может осуществляться в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, либо в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в порядке, устанавливаемом участниками образовательного процесса.

Выбор одного из указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) для обучающегося осуществляется его родителями (законными представителями) путем выражения ими согласия. Родители (законные представители) вправе предварительно ознакомиться с содержанием соответствующих образовательных программ, учебных планов, учебников и пособий. Согласие родителей (законных представителей) на преподавание их несовершеннолетним детям одного из указанных учебных предметов курсов или дисциплин (модулей) оформляется письменным заявлением родителей (законных представителей) в администрацию общеобразовательной организации. Преподавание знаний об основах религиозной культуры несовершеннолетнему старше 14 лет может проводиться только при условии, что имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий.

Реализация указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется при участии и под контролем соответствующей их религиозно-культурному содержанию централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации указанных в настоящей части учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей);

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего указанные учебные предметы, курсы или дисциплины (модули), в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Альтернативные указанным в настоящей части учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) могут предусматривать изучение этики или основ нескольких религиозных культур, соответствующих религиям, указанным в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России

Дополнить статью 66 новой частью 12 следующего содержания

12. Классы с религиозно-культурным компонентом образования могут создаваться в общеобразовательных организациях, в том числе в начальных общеобразовательных школах, основных общеобразовательных школах, средних общеобразовательных школах, центрах образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательной организации для освоения основной образовательной программы общего образования может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными указанной общеобразовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией общеобразовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций или других классов.

Дополнить статью 66 новой частью 13 следующего содержания

13. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования может быть создана:

а) централизованной религиозной организацией;

б) иными организациями или физическими лицами при условии согласования устава создаваемой общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования с соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организацией.

Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования создаваться в следующих формах:

общеобразовательная школа с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательная гимназия с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательный лицей с религиозно-культурным компонентом образования.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных общеобразовательных организациях реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, и соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связан с обучением религии, направлен на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной в настоящей части централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Допускается установление общеобразовательной организацией с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящей части централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций.

Используемые в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования на основании письменного представления указанной в настоящей части централизованной религиозной организации, в порядке, предусмотренном настоящим Федерального закона. Указанное представление должно содержать сведения об указанной централизованной религиозной организации.

Новая статья 81.1

Дополнить законопроект новой статьей 81.1 следующего содержания

Статья 81.1. Кадетское образование

1. Основные общеобразовательные программы общего образования, интегрированные с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации, реализуются организациями кадетского образования – президентскими кадетскими училищами, суворовскими военными училищами, нахимовскими военно-морскими училищами, кадетскими корпусами и кадетскими школами.

2. Общеобразовательные организации кадетского образования – особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения – интернатного типа с пятого класса – при полном пансионе.

Организации кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус являются федеральными государственными общеобразовательными учреждениями, создаваемыми в установленном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в области обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в сфере государственной охраны.

Кадетская школа является государственным общеобразовательным учреждением, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации.

3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации – за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

4. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Особенности реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также приема в реализующие такие программы общеобразовательные учреждения, определяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и санитарным правилам, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие общеобразовательные учреждения.

5. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.

6. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 89. Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ организациями профессионального религиозного образования (духовными образовательными организациями), образовательными организациями религиозных организаций

Изложить статью 89 в следующей редакции

Статья 89. Особенности реализации образовательных программ профессионального религиозного образования. Учреждения профессионального религиозного образования. Признание государством документов об образовании, квалификации, ученых степенях и ученых званиях, выданных учреждениями профессионального религиозного образования

1. Образовательная деятельность по образовательным программам профессионального религиозного образования может осуществляться в следующих формах:

а) реализация образовательным учреждением высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии;

б) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования по профилю данного образовательного учреждения на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;

в) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований, в соответствии с частью 15 настоящей статьи приравниваемых к федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам;

г) реализация учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) иных образовательных программ профессионального религиозного образования, в том числе для подготовки религиозных служителей и религиозного персонала.

2. В Российской Федерации принимаются федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральные государственные требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

3. В рамках реализации образовательными учреждениями высшего профессионального образования образовательных программ на основе конфессиональных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии, либо программ подготовки научно-педагогических и научных кадров по теологии, а также в рамках реализации учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями) образовательных программ профессионального религиозного образования и связанных с ними программ подготовки научно-педагогических и научных кадров допускается установление указанными образовательными учреждениями, по согласованию с соответствующими религиозными организациями, дополнительных требований, связанных с религиозной принадлежностью кандидатур и наличием согласования этих кандидатур указанными религиозными организациями, в части:

а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением образовательного (воспитательного) процесса либо методической (научно-методической) работой по указанным образовательным программам, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;

б) приема обучающихся, включая право указанных учреждений образования устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.

4. Используемые при реализации образовательных программ на основе конфессиональных частей федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии учебно-методические пособия должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

5. Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) может быть учреждено исключительно религиозной организацией и создано в организационно-правовой форме религиозной организации, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», либо в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

6. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе устанавливать дополнительные требования, связанные с религиозной принадлежностью кандидатур и их согласованием с религиозными организациями, создавшими эти учреждения, в части:

а) назначения на должности профессорско-преподавательского состава, руководителей учебных подразделений и иные должности педагогических работников, а также должности научных работников, руководителей научных подразделений и иных должностей работников, деятельность которых связана с руководством или осуществлением научной деятельности в рамках аспирантуры, докторантуры или иных форм организации научной деятельности или реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров;

б) приема обучающихся, включая право указанных учреждений образования устанавливать дополнительные испытания, помимо результатов Единого государственного экзамена, а также в части приема на обучение лиц, переводящихся с использованием системы образовательных кредитов и соответствующих образовательных технологий, а также приема соискателей ученых степеней.

7. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) осуществляют свою деятельность на основании государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности.

8. Лицензирование учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и его территориальными органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

9. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению) на основании письменного представления соответствующей централизованной религиозной организации – для образовательного учреждения, созданного указанной централизованной религиозной организацией или входящей в ее структуру религиозной организацией, либо письменного представления соответствующей религиозной организации – для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией (в случае если эта религиозная организация не входит в структуру централизованной религиозной организации).

Указанное представление должно содержать сведения о создавшей учреждение профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) религиозной организации, либо о централизованной религиозной организации, в структуру которой входит религиозная организация, создавшая это образовательное учреждение.

10. Филиалы учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) проходят лицензирование в установленном порядке с получением отдельной лицензии.

11. При лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие зданий, строений и сооружений (единых обособленных частей зданий, строений или сооружений), оборудованных учебных помещений, иных объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности, отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям и находящихся в собственности или на ином законном основании у создавшей это образовательное учреждение религиозной организации (централизованной религиозной организации), или централизованной религиозной организации, в структуру которой входит указанная религиозная организация, либо любой иной религиозной организации, входящей в структуру этой централизованной или вышестоящей централизованной религиозной организации.

12. При лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) соискателю лицензии (лицензиату) засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих документы об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выданные этим учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) или признаваемые им в порядке, устанавливаемом создавшей это образовательное учреждение религиозной организацией, наравне с лицами, имеющими дипломы государственного образца об образовании и (или) квалификации, а равно ученые степени и звания, предусмотренные системой государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Перечень документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях таких педагогических работников, наличие которых засчитывается при лицензировании учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) в соответствие лицензионным требованиям и условиям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

13. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе на основе лицензий реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам и, в случае получения государственной аккредитации, выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования или/и о прохождении соответствующих программ дополнительного профессионального образования.

Образовательный статус (тип, вид) учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) при государственной аккредитации реализуемых им в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательных программ не устанавливается.

14. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего или среднего профессионального образования и (или) федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам, дает указанному образовательному учреждению право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования (квалификации), выданный указанным учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением), оформляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

15. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, учреждениям профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуру религиозными организациями, может быть предоставлено право реализации образовательных программ высшего, среднего и (или) дополнительного профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований (перечень которых определяется этими соглашениями), и приравниваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, к соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам и (или) федеральным государственным требованиям к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам.

16. На основе соглашений между Российской Федерацией и централизованными религиозными организациями религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, может осуществляться признание государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выдаваемых и (или) выданных ранее в течение определенного периода времени перечисленными в указанных соглашениях учреждениями профессионального религиозного образования, созданным указанными централизованными религиозными организациями или входящими в их структуры религиозными организациями.

Под признанием государством указанных документов понимается официальное признание федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, уровня, качества и содержания полученных соответствующими лицами образования и (или) квалификации (не требующее принятия решения по каждому отдельному лицу) в целях обеспечения доступа их обладателей к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации.

Перечень указанных учреждений профессионального религиозного образования, а также признаваемых государством документов об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях закрепляется приложениями к указанным соглашениям и может обновляться на основе дополнительных протоколов к ним.»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Поддерживаю это обращение к Президенту России докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова. Прошу принять предложенные ими поправки к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Галина / 01.09.2011, 00:37

6. Re: Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Я не понимаю, почему наши авторы ограничивают свободу в получении образования лишь возможностью скакать из школы в школу и из класса в класс? Почему бы в понятие свободы не включить обязательные выборы органами самоуправления школы (включая родителей) директора школы? Не секрет, что директоры школ назначаются чиновниками от образования. Также не секрет, что фигура директора - ключевая в определении стратегии школы в обучении и воспитании. Получается, что предлагаемые свободы с гнильцой. Вы дескать, родители, ежели чем не довольны, тащите дитё в другую школу. А потом к вам еще прилипнет негласное определение: "родители-склочники". А дитю какая травма! Из одного класса в другой...
Эрик Лямпе / 22.08.2011, 14:09

5. Re: Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Авторы материала и поддерживающие их форумчане. К кому Вы обращаетесь? К "доброму царю" с жалобой на "злых бояр"? Задайте себе вопрос: является ли адресат самостоятельной политической фигурой, имеющей реальную власть реального ГЛАВЫ Государства? И ответьте себе на этот вопрос сами. Кратко: "да" или "нет". Можете ответ опубликовать на данном форуме. К тому, перед кем поставлена задача уничтожить Россию? Вернее, не уничтожить Россию (в силу своих организаторских и умственных способностей персонаж не способен на активные действия), а не мешать её уничтожению. Уничтожение идёт по всем направлениям, не только в области образования. Нет ни одного направления, будь то оборона, наука, культура, промышленность, сельское хозяйство, демография, где бы не уничтожали Россию Своими подобными обращениями Вы только действуете в пользу уничтожающих нашу Родину.

4. Благодарность за труд

Присоединяюсь к Адриану Роуму
Ратникi / 22.08.2011, 09:46

3. Re: Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Слава Богу , что есть такие патриоты как Михаил Кузнецов и Игорь Понкин ! Помоги им Господи !
Xeniya / 18.08.2011, 03:08

2. Re: Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

В интернете обнаружил ещё одно обращение гражданина России к Д.А.Медведеву: http://www.rossija.info/outnews/80874/

1. Большое спасибо

Великолепно, что у нас есть еще высоко компетентные патриоты, не оставшиеся равнодушными к нуждам народного образования и проведшие колоссальную работу по корректировке главного образовательного Проекта. Большое спасибо Михаилу Кузнецову, Игорю Понкину. Храни их Господь.
Адриан Роум / 11.08.2011, 19:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Кузнецов
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
Яркий представитель русского народа
Сегодня 10 лет со дня кончины Алексея Алексеевича Сенина
06.10.2023
Расследование цареубийства в нынешнем состоянии
Краткая справка по результатам его юридической оценки
12.07.2023
«Эта информационно-просветительская деятельность не является православной и миссионерской…»
Заключение по содержанию и направленности информационной деятельности священника Павла Островского среди детей и молодёжи
24.04.2023
Дело Юровского
2.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
08.03.2022
Все статьи Михаил Кузнецов
Игорь Понкин
Заключение по содержанию и направленности фильма «Артём и Ева»
«18+». Публикуется для служебных профессиональных целей
29.02.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
Все статьи Игорь Понкин
Закон об Образовании в РФ
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09