Хорошо витать в облаках, в своем идеальном воздушном мире и, взирая на грешную землю, указывать перстом своим на «прейскуранты» приблизительных пожертвований за совершение треб и говорить: «ай-ай-ай, как нехорошо!». Но если спуститься на землю и посмотреть, на что взимаемые средства расходуются, картина предстает в другом виде. Взносы на содержание епархиального управления, часть коих идет на содержание Патриархии; затраты на ремонт (а иногда и на восстановление) храма; платежи за электроэнергию, связь и прочие коммунальные услуги; зарплата духовенству; зарплата певчим, сторожам, дворникам, бухгалтеру, а теперь еще и катехизаторам, социальным работникам и т.д. и т.п. И все это не благостно-воздушные, а строго фиксированные суммы. Откуда их взять?
В Приложении №1 к Финансовому отчету, форма которого была утверждена Патриархом 30 марта 2011 г., существует раздел: «Поступление на уставную деятельность», куда входят: 1) пожертвования от совершения богослужений, Таинств, треб и обрядов, 2) пожертвования при распространении предметов религиозного назначения, 3) от тарелочно-кружечного сбора, 4) от юридических и физических лиц.
Апостол Павел учит: «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Верующие люди это прекрасно понимают и воспринимают «прейскуранты» всего лишь как форму (пусть и несовершенную) внесения ими пожертвований в пользу храма и причта церковного. «Прейскуранты» придуманы для удобства, дабы не возбуждать пустых и суетных разглагольствований между несущим послушание в церковной лавке и прихожанином. Притом прихожанин с достатком может пожертвовать в 5, 10 и 20 раз больше того, что обозначено в «прейскуранте». Придет же и нищий и скажет: я хочу принять святое крещение, вот только денег не имею. Неужели кто-то ему откажет?
И не нужно говорить, будто это торговля дарами Святого Духа. Это добровольные (ведь никто с ножом у горла не требует с вас этих денег) пожертвования на содержание храма, епархии, Патриархии и причта церковного.
И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор. Прежде, чем упразднять сложившуюся систему, нужно предложить нечто способное ее безболезненно заменить, притом апробировать ее в локальных условиях, чтобы потом принять взвешенное решение.
А что можно предложить взамен существующей практики? Ввести церковную десятину? Для этого учредить Центральный Церковный банк, заключить соглашение с государством, дабы государственная налоговая инспекция перечисляла со счетов граждан десятую долю доходов открыто заявивших о том, что они православные, в Церковный банк? Выдать этим гражданам карточки, а при входе в каждый храм поставить сканирующие устройства не заплатившие десятину будут автоматически отлучены от Церкви. Уверен, тогда появится огромная масса «тайных» христиан и окормляющих таковых «тайных» священников.
Или, может быть, ввести адресное финансирование прихожанами отдельных статей церковных расходов? Например, прихожане-учителя будут жертвовать сколько пожелают в фонд воскресной школы? Прихожане-разнорабочие – в фонд духовенства? Прихожане-нефтедобытчики – в фонд Патриархии? Прихожане-полицейские – на зарплату церковного сторожа? Прихожане-хлебопеки – за зарплату пекущих просфоры? Прихожане-бухгалтера – на зарплату церковного бухгалтера? Наконец, вопрос: долго ли наша Церковь протянет при такой системе финансирования?
Рассчитывать, что государство от своих доходов будет финансировать в настоящее время деятельность Церкви как-то наивно. Но если даже такое случится, то, во-первых, поднимут на весь белый свет вой «правозащитники», журналисты, блогеры и базарные торговки. Во-вторых, Церковь будет поставлена под жесткий контроль: известно, что безплатный сыр только в мышеловке. В-третьих, в условиях, когда государство сокращает финансирование медицины и образования, какие основания предполагать, что оно обезпечит достойной зарплатой причт церковный?
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
29. И если священник вынужден будет из-за недостатка средств для своего существования искать заработка на стороне, то это позор.
28. Алексу.
27. Панкратову.
26. Яблокову...в завершение диалога
25. Яблокову на 24.
24. Панкратову.
23. Панкратову.
22. Алексу на 20.
21. Яблокову на 18.
20. 15. М.Яблоков