О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Иерей Сергий Карамышев о христианском отношении к этим двум противоречивым фигурам

 «Если голоден враг твой, накорми его...» (Притч. 25, 21). 
 
 
Таковому милосердию учит нас Господь Бог. И если враг наш несет на себе Божие наказание (а оно есть благо, и не всякий удостаивается чести понести его напротив, люди, ненаказанные на земле, сполна получат осуждение в вечности), имеющее целью размягчить его сердце, то наше малое милосердие, когда оно идет от Бога, способно врага превратить в друга. Но даже если этого чудесного преображения не произойдет, мы ничего не потеряем, ибо исполнение заповеди Божией само по себе утверждает нас в добродетели, следовательно, приближает к Богу, а это уже высшее благо.

Если даже к врагу, попавшему в беду, мы должны быть милосердны, то тем паче к человеку, который нам личным врагом не является. После публикации на РНЛ статьи, посвященной вопиющим несправедливостям, коим подвергается в местах лишения свободы главный редактор газеты «Русь православная» Константин Душенов, некоторые из участников форума принялись указывать на всевозможные недостатки как мировоззрения, так и собственно личности раба Божия Константина.

Недостатки имеются у всякого («несть человек, иже жив будет и не согрешит»), и в подходящее время о них можно сказать если нами движет любовь, а не злорадство. Но когда человек без нас и наших «умных» замечаний испытывает скорби, не нужно растравлять его раны лучше обвязать их. Минуют скорби, стихнет боль тогда и обличите его в духе кротости. А когда душа взбудоражена, подобно морю, бурными ветрами напастей, к чему бросать в это море скорби свои мелкие камушки? Буря от них не утихнет, а боль усилится.

Когда к Спасителю привели женщину, взятую в прелюбодеянии, угрожая ей казнью, Он мог бы, конечно, рассказать ей и всему шумному собранию о тяжести ее прегрешения. Однако поступил иначе. Он сказал окружившим женщину фарисеям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7). Когда над человеком нависла смертельная угроза, он нуждается не в дополнительных ранах, а в утешении. Лишь когда смертельная угроза миновала (обвинители исчезли), Господь сказал женщине: «иди, и впредь не греши» (Ин. 8, 11).

Спаситель во время Своей земной проповеди умел обличать людей в грехах, но, что самое главное, делал это в нужное время. Когда человек закоснел в преступлениях и сам этого не чувствует, именно тогда он нуждается во вразумлении. И Господь вразумлял не женщину, стоявшую на краю смерти, а надменных книжников и фарисеев, которым дай волю, они на месте разорвали бы Его на части уже за одни только слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры...» (Мф. 23, 13-39).

Попал Каддафи в беду, чем-то напоминающую ту, о которой сказал наш царь-страстотерпец: «кругом измена, трусость и обман». И вот, как в 1917 г., находятся люди, именующие себя православными христианами, которые швыряют камни в восходящего на голгофу страдания. Не лучше ли посочувствовать истязаемому (если нет возможности его спасти) пусть он и грешный человек? Или хотя бы промолчать? Нет, надо бросить свой ком грязи, в том числе на форуме РНЛ, что возмутило совесть протоиерея Георгия Городенцева и о чем он сказал в статье «Муаммар Каддафи как зеркало российской цветной революции». Разве подобает так вести себя христианам?

Подобным образом ведут себя безбожники и язычники (и то не все!). Древние пунийцы, например, имели обыкновение распинать на крестах своих неудачливых полководцев. И когда несчастный часами мучился, поносили и проклинали его. Так и у нас в 30-х годах прошлого века не в меру ретивые (в некоторых местностях) преследователи «врагов народа» устраивали публичные глумления над изображениями несчастных: протыкали им глаза, и прочие пакости делали.

В связи с разбираемой темой приходит на ум история праведного Иова Многострадального. Я совершенно далек от мысли уподоблять ему Душенова или Каддафи для нас важна реакция троих друзей Иова на случившееся с ним несчастье. Они, попытавшись сказать нечто для утешения и ободрения, стали затем уличать страдальца в неких тайных грехах. И оказались в своих обличениях неправы перед Богом.

Иов отвечал: «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему» (Иов. 6, 26-27). «...доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью» (Иов. 19, 2-6). «Помилуйте меня, помилуйте меня, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (Иов. 19, 21-29).

Пусть будут записаны эти слова праведника не на камне, а на сердцах нынешних христиан, дабы они перестали осуждать уже и без них осужденных на страдание!

Если мы видим, что кто-то несет Божие наказание, то должны задумываться не над его, а в первую очередь над своими грехами. Этого от нас Господь ждет. Когда рассказали Спасителю «о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их», «Иисус сказал... на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-5).

Всевозможные несчастья, войны, стихийные бедствия посылаются нам Богом, чтобы мы покаялись, т.е. изменились к лучшему. Когда же мы, вместо покаяния, упражняемся в осуждении пострадавших, то сами навлекаем на себя гнев Божий. «Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, а милосердый помилован будет» (Притч. 17, 3).

Происходящее сейчас в Ливии может перекинуться, подобно управляемой эпидемии, к нам. И нам ничего не остается, как готовиться отражать ее натиск в первую очередь духовным оружием, благодаря при этом всемилостивого Бога, дающего нам время на помятование.

Грех осуждения создает вокруг события или лица атмосферу злорадства и ненависти, ту самую «революционную ситуацию», которая имеет вовсе не материальные, а мистические корни, тянущиеся сквозь души людей, подверженных страсти осуждения (своего рода медиумов) из преисподней. Люди, мнящие быть руководителями глобальных процессов, а на деле являющиеся всего лишь в большей степени посвященными медиумами, проводниками демонических внушений, старательно возделывают политическое поле в нужных им регионах, культивируя грех осуждения, который должен будет прорваться из недр душ человеческих, когда они сами примут решение кого-то осудить на смерть. Грех осуждения, переходя из сферы личностной в политическую, несет колоссальное зло уже в глобальных масштабах, подобное тектоническим сдвигам земной поверхности, порождая своего рода землетрясения, цунами и извержения вулканов в горячих точках планеты. Поэтому глубоко заблуждается тот, кто думает, будто своим «малым» осуждением страдальца он ничего особенного не делает. Он становится соучастником преступления мирового масштаба.

Механизм действия страсти осуждения предельно прост. Существует субъект, к которому, точно к плодовому дереву, нужно привить эту страсть, дабы зачав названный грех, он произвел на свет ненависть; и существует объект, избранный в качестве апофеозы «зла». Постоянно находясь под воздействием соответствующей пропаганды, субъект начинает видеть в объекте только зло и заражается в отношении его памятозлобием. После этого можно спокойно начинать революцию, т.е. уничтожать объект, ибо он уже лишен поддержки и сочувствия, и его будущим страданиям субъекты, подверженные обработке, будут только рукоплескать, удовлетворяя голод поселившейся в них страсти.

Прп. Иоанн Лествичник так характеризует памятозлобие: «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная».

Итак, нужно обличать людей в грехах когда они еще благоденствуют, при этом, если они нас не слышат, делать это настойчивее, но не из ненависти, а из любви к ним, т.к. своей нечуткостью они губят себя и окружающих. Но если их уже постиг бич Божий, следует прекратить обличения и перейти к утешению.

Нам следует прекратить играть по правилам врага и вспомнить, что политика не балаган, а место духовного подвига, наиболее тяжкого из существующих на земле. Нужно осознать, что мы находимся не в цирке, а на поле брани и несем ответственность перед Богом за свои душевные движения. Только когда изменится наше отношение к политике как к делу Божию, тогда мы и получим политиков от Бога.

Приходит на ум финальная сцена драмы Пушкина «Борис Годунов». Мосальский: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит). Что же молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

Дай нам, Господи, хотя бы такое безмолвие (близкое к молитве) при виде торжествующего зла - вместо дружного воя обезумевших толп, которые вкусив крови, всю свою душу выливают в злобный крик: «Распни, распни Его!».

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

19. На Эрих Лямпе 17

Видите ли, любезнейший, русскость и православность определяются не по происхождению и факту крещения, а по плодам. Оно, конечно же, впечатляет, что Вы по латинице не научены читать ники, но вовсе еще не подразумевает Вашей любви к русскому языку и русской культуре. Так что, ежели Вам в тягость, а раньше давали пояснения, то дайте ссылочку. А вот основная мысль у вас меня очень заинтересовала. Я ведь так вас и воспринимал, ваша функция - это попущение наказания за грехи наши. Поэтому вас надо терпеть. Но вы воспринимаете себя неким прообразом некоего малого бесовского суда с хартиями, а потом, вдруг, меня же записываете в свои, как сторонника сатаны. Как-то нелогичненько. Не согласный я с такой постановкой вопроса. Вы уж определитесь: если вы Христов, то не мучайте, а обличайте с Любовью;ну, а, ежели по другую сторону, то не прикрывайтесь красивыми словами.

GEORGIY / 09.09.2011

18. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

О разнице между верностью самодержцу (царю и королю) и верностью тирану (коммунистическому или либеральному правителю). Святый апостоле Божий рече: БОГА БОЙТЕСЯ, ЦАРЯ ЧТИТЕ (1 Петр. 2, 17). Царь (король) - самодержавная власть, форма государственного правления. В царской России присягали,в соответствие с текстом военной присяги, Богу и царю. А вот в революционной советской России - уже Родине и советскому народу. Ни у кого не вызывало сомнения, что присяга Богу и царю подразумевала защиту Родины. Соответственно, и военная присяга ливийскому королю Идрису, есть присяга на верность в том числе Родине, которой королевская (царская) власть есть Глава и Закон. Не даром у русского (несоветского) народа есть многозначительная пословица: жить без царя в голове. Что означает, жить без начала, без каких-то принципов, как карта ляжет. Таким образом, в соответствии с многовековым опытом нашего народа, клятва царю (королю) куда даже существенней, чем клятва просто Родине. Нарушивший такую клятву - не просто лишь оказался не преданный монарху, но и лишенный начала всех начал, лишенный, соответственно, и Родины. Каддафи - после предательства законного монарха - человек без Родины, космополит. Не потому ли сам себя он называл "лидером ливийской революции". Не страны, не Родины, а лишь революции. Напомню, что первым революционером был Сатана. Да будем верными, брате, следуя словам святого апостола, ибо в неверности не имеем и Родины, хотя и клянемся безбожными клятвами о ней.

Эрик Лямпе / 09.09.2011

17. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Некто (ник на латинице я не разобрал) написал мне:

Зачем вы тужитесь на этом сайте? Ведь вы и не православные, и не русские.

Мил человек, вот когда Вы когда-нить помрете, бесы выйдут на малый суд с хартиями, в которых будут прописаны все Ваши грехи. И там Вам уже не удастся отмазаться от правды тем, что бесы - не русские и не православные. Так что лучше учитесь терпеть правду уже на этом свете. И не уподобляйтесь Сатане - первому клеветнику, печатая свои выдумки о тех, кто выходит сюда под никами. Кстати, на РНЛ, по просьбе посетителей, я уже отвечал однажды на вопрос, кто я и какого вероисповедания. Повторяться не собираюсь.

Эрик Лямпе / 09.09.2011

16. Галина Старикова

Зато все при деле.

дезинфектор / 07.09.2011

15. 14. Н.Ролле

Да во всех летают, чего уж там. И все швыряют. Все до единого участника форумов.

Галина Старикова / 07.09.2011

14. Галина Старикова

Да. это точно. По всем веткам если пройтись - камни так и летают. В противников Кадафи.

дезинфектор / 07.09.2011

13. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Как-то прочла высказывание одного священника, дословно не помню, но смысл таков, что если бы сейчас повторить Евангельскую ситуацию с грешницей, то после возгласа : кто без греха брось в нее камень, на площади не осталось бы ни одного камня. Спаси Господи Вас, отче, очень, очень хорошая проповедь. А еще,уважаемые форумчане, если кто не читал, очень советую прочесть свт. Николая Велимировича :http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/10/08/chto_pisal_gospod_iisus_hristos_perstom_na_zemle/

Галина Старикова / 07.09.2011

12. Н. Ролле "И ум, вы сказали, выше среднего?"

Нет, не говорил про себя ничего. Думаю, что на уровне среднего. А на Ваш взгляд, ниже, выше, или ровно по стандарту? Хотя и это не важно, я ведь не в прямом смысле говорил про уровень. Имелся в виду уровень погружения человека в обсуждаемую тему и ее проблематику. Вот как-то так, всех вам благ, Н.Ролле!

GEORGIY / 07.09.2011

11. GEORGIY

Красиво говорите. И ум, вы сказали, выше среднего? Ну, повезло, поздравляю.

дезинфектор / 07.09.2011

10. Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии-

Счастлив пос. Каменники, что имеет такого пастыря. Счастливы прихожане храма Святой Троицы, что могут слушать такие хорошие проповеди о.Сергия. Благословите, батюшка.

Галина / 07.09.2011

9. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Всё правильно батюшка написал. Он, как священник поступил - выполнил свой долг пастыря. Не о политике эта статья, а о спасении души. "Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень." (Ин 8:7) Неужели же некоторые критики настолько безгрешными себя видят, что не обащают внимания на приведенные о.Сергием эти слова Господа нашего Иисуса Христа?

Анна Фёдоровна / 06.09.2011

8. священнику Алексию Бачурину

Дорогой батюшка! Во-первых, Вы путаете понятие ПАТРИОТИЗМ с преданностью правителю. Это не одно и то же, согласитесь. Именно патриотизм - это то общее, что присутствует у всех перечисленных в статье персонажей. И как раз все эти личности преследуются (преследовались) по причине наличия у них этого качества. Вы попытались чисто механическим путем приклеить к теме проблемы Ливии 40-летней давности. По вашей логике нашему народу давно пора голову пеплом посыпать, женщин наголо постричь, юбки на голову задрать и сдаться на милость победителей, поскольку и царя предали, и СССР развалили - не можем мы и права не имеем патриотами быть. Так чтоли? А как же воля народа, вождей племен, которые его (Каддафи) объявили царем царей?! Или Вы больший патриот Ливии, нежели народ этой страны? Да будет вам известно, что слезки отливаются сейчас народу Ливии, гибнущему тысячами под ударами авиации стран, которые желают лишить народ этой страны ее суверенитета. Да что там хотят - они ее реально грабят! Там реальная агрессия и оккупация. По вашей логике все русские и православные патриоты должны были втихаря радоваться, когда к нам Гитлер нагрянул, чтобы "отлились кошке (большевикам) мышкины (...) слезки".

GEORGIY / 06.09.2011

7. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Спасибо, дорогой батюшка, за глубокое духовное проникновение в грех осуждения и манипулируемого массового одурения злой бесчувственностью к находящимся в тяжелых испытаниях. Вы "призываете милость к падшим". У нас самих нет других надежд в Последнем Суде, как на милость к другим.

Адриан Роум / 06.09.2011

6. Вопрос отцу Сергию.

Батюшка, ну что же общего между Душеновым, нико не предавшим, патриотом своей Родины, и Каддафи, предавшим своего монарха? Да ведь те самые слова Николая Александровича об обмане мнжно применить именно к Каддафи! Он ,,попал в беду'' именно тогда, много лет назад, а не сейчас. Отливаются кошке мышкины слёзки. Тогда он предал, а теперь - предали его. Кого же предал наш святой Царь? Откуда эта странная аналогия? Дело не в злобной памяти, а наблюдении действия Промысла Божия.

свщ Алексий Бачурин / 06.09.2011

5. Наногеоргию с Эриком

Зачем вы тужитесь на этом сайте? Ведь вы и не православные, и не русские. Вам ведь уже было сказано, что эти темы не для средних умов, то есть не для вас. А вы все гадите и гадите... Вот такой у нас пипл, отец Сергий, Вы им про красоту, любовь и мудрость, а им только солененького подай. А статья Ваша сильная, спаси Бог!

GEORGIY / 06.09.2011

4. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Удивительно, как слепы те, кто призван быть пастырями! Сравнивать самозванца Каддафи, пришедшего к власти 42 года назад в результате переворота и свержения национального правительства Ливии во главе с законным королем, с русским царем Николаем II - кощунственно! Николай II - законный царь России, а Каддафи - иуда, нарушивший военную присягу своему королю.

Эрик Лямпе / 06.09.2011

3. Re: О Душенове, Каддафи, грехе осуждения и метафизике революций

Насколько велик Иов Многострадальный: такое пророчество произнес!

Алексей / 06.09.2011

2. Не постигаю

Батюшка, совершенно непонятно - кого же из Кремля, по Вашему, постиг бич Божий, но оличения (где, кого и когда?) продолжились???

НовоГеоргий / 06.09.2011

1. Но если их уже постиг бич Божий, следует прекратить обличения и перейти к утешению

Что верно, то верно. Но, особенно мне запомнилось прошлогоднее лето с его ужасными пожарами. И вопрос с недоумением так и зудит до сей поры: "Кого обличал, а кого утешал в ту пору Святейший?". И рефреном встраивается другой:"А кого нынче Святейший обличает, и кого утешает в нашем многострадальном православном Отечестве?".Можно не отвечать - вопрос риторический.

GEORGIY / 06.09.2011
Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора
"Дело Константина Душенова"
К кому придут с обыском завтра?
Правозащитник Владимир Осипов об обыске в издательстве Института русской цивилизации
04.07.2016
Снова поступил заказ на русский экстремизм?
В издательстве Института Русской Цивилизации прошли обыски на предмет поиска экстремистской литературы
01.07.2016
«Пушкинский дом стал пристанищем местной интеллигентщины худшего пошиба»
Константин Душенов о семинаре в ИРЛИ, на котором планируется разоблачить «конспирологические сюжеты и мотивы» в произведениях известного православного публициста
10.02.2015
Константин Душенов в полёте времени
К 55-летию со дня рождения
02.02.2015
Все статьи темы
"События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке"
Все статьи темы