Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Богатый спасается обнищанием»

15.08.2011


Протоиерей Олег Стеняев о богатстве как препятствии к спасению души …

Как сообщалось, американские ученые провели исследование с целью проверки утверждения о том, что богатым людям плевать на чувства бедных и это действительно в подавляющем большинстве случаев оказалось так. Американский психолог и социолог Дачер Келтнер из Калифорнийского университета в Беркли, которые вместе с коллегами потратил значительное количество времени на изучение характеров обеспеченных людей пришел к выводу, что вне зависимости от воспитания и образования, подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимися, на деле является наименее альтруистичными. Прокомментировать данные американского социолога мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева.

В Священном Писании сказано категорично, что невозможно служить Богу и Мамоне так же, как нельзя служить двум господам сразу. Кроме того, нужно понимать, что богатые бросают вызов Богу. Есть три вида собственности: купленная, арендованная и созданная своими руками. Купленная или арендованная - это не абсолютный вид собственности. Абсолютная собственность - это лишь вещь, созданная самим человеком. А Бог, по праву Творца, является единственным собственником во Вселенной, в абсолютном понимании этого слова. Нам, славянам, это понятно, потому что само слово «Бог» санскритского происхождения и означает Того, кто обладает всеми богатствами. И если Господь дает людям от своих щедрот, то Он дает необходимое. Если же Он дает сверх необходимого, то это предполагает особую ответственность. Святые отцы сформулировали это так: «богатый спасается обнищанием», т.е. если он воспринимает своё богатство как некое данное от Бога поручение. А в целом те люди, которые живут ради наживы, бросают вызов Богу, и самое плохое, что они часто ставят на место Бога своё богатство.

Мой знакомый-священник недавно посетил Испанию, которая некогда считалась в Европе самой религиозной страной. Он удивился, что испанцы не ходят в храмы. Когда он стал их расспрашивать об этом, они сказали, что их Бог - это частная собственность. Он слышал это от нескольких человек и понял, что это устоявшееся в обществе мнение о приоритетах их жизни. Так что богатство всегда становится между богачом и Богом, превращаясь в идола. Богатый человек уже не просто заботится о хлебе насущном, а становится жертвой страсти. Поэтому богатый очень часто превращается в безбожника. А если богатый и прибегает к помощи Церкви, то он часто делает это из страха. Ведь богатство общества создается потом многих трудящихся, а человек, который разбогател, тем более в современных российских условиях, это человек, который много украл. И заявления о том, что итоги приватизации не будут пересматриваться, говорят, что между властью и богачами заключен некий сговор. Ведь, по словам Президента, итоги приватизации - это «священная корова» нынешней власти. В итоге мы имеем плутократию богатых во власти и власть в бизнесе, а это недопустимо. Нельзя совмещать власть, которая должна быть служением, с коммерческой деятельностью. Сращивание власти с капиталом называется мафией, потому что в основном капитал в России имеет криминальное происхождение. Династии людей, которые начинали с нуля, которые создавали какие-то полезные для общества структуры, у нас уничтожены. Когда началась приватизация, был необходим стартовый капитал. А где был капитал? Это золото партии, которое они украли, и криминальный капитал. Потом всё это перемешалось, и появился преступный сговор между властью и бизнесом. Это ужасная ситуация.

Если не будут пересмотрены итоги приватизации, то это даст реакцию. У людей просто сработает инстинкт биологического самосохранения как вида. Поэтому власть усиливает полицейский аппарат, не случайно произошло и переименование милиции в полицию. Ведь милиция подразумевает народных блюстителей порядка, и чтобы идеологически оторвать это понятие от народа провели переименование.

Надо отметить и то, что многие религиозные деятели исповедуют сегодня т.н. «теологию процветания». Но это классифицируется как тоталитарное религиозное заблуждение. Например, профессор А.И.Дворкин считает, что если человек исповедует «теологию процветания», то он уже не может считаться христианином. И Дворкин прав. А у нас сейчас много таких людей, которые считают иначе, говоря, что ради представительских нужд и прочего, надо чтобы у священнослужителей были дорогие машины, хорошие дачи, на которых можно было бы проводить переговоры на высоком уровне, и т.д. А в результате происходит распад духовности.

Кроме того, «теология процветания» неизбежно порождает «теологию освобождения». Мы это уже наблюдаем - почти на каждом митинге присутствуют православные элементы. Даже на самых радикальных митингах можно видеть иконы и хоругви. То есть опять возникает русский вариант «теологии освобождения», что есть защитная реакция верующих людей. Не только светское общество делится на богатых и бедных людей, но и Церковь. Те, кто входит в «клуб» богатых клириков, уже оторвались от обычной жизни, общаются только «со своими», на остальных смотрят с презрением так же, как и те, кого социологи исследовали в Америке. Мы слышим про «православный банкинг», но ведь в Священном Писании запрещено ростовщичество. Более того, правила святых отцов Вселенских Соборов предлагают извергать из сана тех, кто занимаются ростовщичеством. Такая опасность ощущалась ещё апостолами. В Новом Завете сказано «Берегитесь закваски Иродовой» (Марк. 8:15-16). Как раз вот Ирод Антипа был известен разгульной и богатой жизнью, он жил только ради золотого тельца.

С нами произошло следующее: мы вышли из 70-летнего коммунистического пленения и не дошли до храма Святой Руси. В пустыне нам предложили купить золотого тельца, вокруг которого хороводят не только представители власти, но и клерикалы, которые осуществляют апологию «теологии процветания». Достаточно послушать, что они говорят на разных собраниях и форумах. Я расскажу один пример. Как-то в Манеже происходило собрание православной молодежи, один хорошо знакомый мне священник привел туда курсантов военных училищ, которых он окормляет. И все выступления сводились к тому, что православный должен быть богатым, ставили в пример спортсменок, которые снимаются в эротических журналах, других людей, которые занимаются спекуляциями и т.д. Официальные лица из клира говорили о том, что надо быть богатым и предприимчивым, не отдавать богатство на откуп посторонним. И вот когда всё это закончилось, курсанты окружили священника и задали вопрос, а кто такой есть человек, который идет учиться в военное училище? Это ведь идеалист, бессребреник, человек, который имеет жертвенный характер. И курсанты спрашивают: значит, мы не можем быть православными, так как никогда не будем богатыми, мы же служивые люди? И этому священнику было так стыдно, что он промолчал и не смог ничего ответить.

Поэтому это очень серьезная проблема. В Писании прямо сказано, что люди будут сребролюбивы более, чем боголюбивы. Эта реальность нас настигает, но обязательно будет и ответная реакция. Отношение к богатству у православных должно быть другое. Многие говорят, что в старой России были Цари и богатые люди, но жизнь-то другая была. Это при Петре Первом началось искажение соборных начал жизни. А до этого, хоть и была система кормлений, никто в принципе не считался собственником, все были «холопы Государевы», а Государь перед Богом отвечал за свой народ. Поэтому не надо говорить, что мы к царским временам приближаемся, это неправда.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 18

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

18. Алексей : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-09-01 в 10:45

Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.

Преподобный Иосиф Оптинский
17. Артур : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-18 в 09:08

Присоединяюсь к оценкам и благодарностям о.Олегу, прозвучавшим в комментариях коллег
16. Екатерина Домбровская : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-18 в 02:10

Земной поклон Вам, досточтимый Батюшка, за стояние в Божией Правде.
15. Люмпен : Начали за здравие, кончили за упокой
2011-08-17 в 20:40

"многие религиозные деятели исповедуют сегодня т.н. «теологию процветания»." -- Но теология процветания, это, насколько можно понять и есть кальвинизм. И проф. Дворкин прав абсолютно. Тогда остается вопрос -- неужели среди наших священослужителей присутствуют скрытые кальвинисты? О. Олегу, конечно виднее, но хотелось бы поподробнее.
Опять "православный банкинг". Понятно, чтто для характеристики современной банковской системы приличных выражений может и не найтись. Но может ли современное общество обходится совсем без данного рода деятельности? Вопрос риторический. Так вот, т.н. православный банкинг и смог бы стать реальной альтернативой тому, что есть. Христианство однозначно осуждает ростовщичество. А может ли банк не основываться на ссудном проценте? Как показывает опыт СССР, некоторых исламских стран (а ислам тоже осуждает ростовщичество)-- может. Вся банковская деятельность должна перейти в категорию УСЛУГ, за которые клиент бы платил комиссионные. Если вы берете машину напркат, вы же платите за услугу? Так и тут -- за пользование кредитом платить фиксированную ставку по прейскуранту, который в свою очередь может зависеть от множества обстоятельств -- размера, срока, риска, страховки и т.п. Можно это назвать конечно дискретным процентом, кому как нравиться.
Нечто подобное предлагал ввести П.А. Столыпин. За это его и убили...
14. комментатор : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-17 в 14:34

А у нас сейчас много таких людей, которые считают иначе, говоря, что ради представительских нужд и прочего, надо чтобы у священнослужителей были дорогие машины, хорошие дачи, на которых можно было бы проводить переговоры на высоком уровне, и т.д. --- да, все так.
вот только когда об этом говорят атеисты или антиклерикалы, им все религиозные люди дружно затыкают рот, называют клеветниками и тп.
13. Эрик Лямпе : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-17 в 12:05

Уважаемый Н. Ролле, наши богачи, судя по обнародованному делу ЮКОСа, сами кого хочешь хирургические "подправят". Если помните, организатор "хирургических операций" начальник службы безопасности ЮКОСА получил пожизненное, а один из топ-менеджеров ЮКОСа, заказчик, бывший почетный ректор РГГУ, сбежал в Израиль.
12. дезинфектор : Эрик Лямпе
2011-08-17 в 00:58

Просто Лесничий жалеет богатых и хочет им помочь хирургически.
11. Лесничий А.Л. : Эрику Лямпе
2011-08-16 в 19:47

Здравствуйте уважаемый Эрик.
Слова:
“если материальные блага не распределяются по-евангельски, то их в конце-концов распределяют при помощи ножа” принадлежат Паисию Святогорцу.
В них, к сожалению, много правды. Это не призыв, а историческое обобщение.
10. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Спаси Христос, батюшка
2011-08-16 в 18:25

Известный исследователь Н. Митрохин со знанием дела повествует: «Большая часть священников строит свое групповое существование по законам кланов… Большинство священников относится к своему служению как к профессии, которая должна кормить их семьи. Карьерный рост в этой профессии должен приносить и необходимое большинству людей чувство социализации. Доходных приходов всегда меньше, чем священников в епархии, и потому за эти места постоянно идет подковерная борьба. В одиночку священник теоретически может подкупить секретаря епархиального управления и занять пост настоятеля (или второго священника) крупного городского храма. Однако в реальности все эти должности распроданы, а среди священников епархии существует несколько группировок, каждая из которых следит за конкурентами и освобождающимися «хлебными местами». Как правило, во главе таких групп становятся секретари епархиальных управлений, настоятели кафедральных соборов и крупных монастырей. Зачастую группировки возникают на основе родственных, земляческих (тут первенствуют кланы уроженцев Западной Украины), идейных и, возможно, гомосексуальных связей» (Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. 2-е изд., испр., доп. М., 2006. С. 216-217).
В 1994 г. на Архиерейском Соборе Патриархом Алексием II были произнесены тревожные слова: «Необходимо… ликвидировать такое появившееся в настоящее время негативное явление, как резкая дифференциация духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители незакрывающихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели молодые настоятели, живущие в нищете» (Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви… С. 23). Для оздоровления ненормальной обстановки в церковной среде и восстановления социальной справедливости было принято важное и обоснованное постановление: «Епархиальным Преосвященным иметь попечение… о материальной поддержке духовенства малообеспеченных приходов, дабы не допускать несвойственного Церкви материального неравенства в среде клира» (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» // Там же. С. 183).
В публичной обстановке из уст Предстоятеля РПЦ Алексия II неоднократно звучали нелицеприятные слова: «Нельзя не сказать о тлетворном влиянии «духа времени» на некоторую часть нашего духовенства, которая стремится подражать стилю жизни так называемых новых русских. Ведь это не что иное, как греховные проявления эгоизма, самодовольства, сибаритства, тщеславия, вседозволенности, превосходства над другими из-за своего богатства, нередко нажитого незаконным, преступным путем. Это отсутствие скромности, кротости, воздержания и меры во всем. К сожалению, некоторая часть нашего духовенства подпадает под влияние «духа времени», стремясь к «красивому» стилю жизни. Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, соревнование в пышности и обилии праздничных столов. Отсюда кичение иномарками автомашин, сотовыми телефонами и прочим. И это в то время, когда половина населения живет за чертой бедности! Во-первых, такой стиль жизни является по существу греховным, нехристианским, поскольку забывается Бог, приходит служением маммоне, нечувствие трагичности и временности земной жизни. Это, может быть, одно из самых ярких проявлений неоязычества. Во-вторых, подобная жизнь духовенства для обычных, рядовых прихожан, в подавляющем большинстве бедных людей, является соблазном и ассоциируется в их сознании с изменой бедности Христовой, с обмирщением Церкви. Не потому ли некоторые прихожане уходят из храмов и ищут себе места в различных сектах, новых религиозных течениях, где их встречают с пониманием, заботой и любовью» (Ежегодное епархиальное собрание города Москвы // ЖМП. 1999. № 2); «Корыстолюбие, сребролюбие – страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом – к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия. Во многих храмах действует определенный «прейскурант цен», и заказать какую-либо требу можно лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается «духовный товар», то есть, не побоюсь сказать прямо, – благодать Божия… Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом» (Ежегодное епархиальное собрание города Москвы // ЖМП. 2005. № 1).
К сожалению, далеко не все вняли обличению Святейшего. Стало быть, некоторым из них, очевидно, скоро, очень скоро, придется отвечать на такой «интимный», образно говоря, вопрос: «Откуда дровишки, гражданин?» И уже не имеет значения, кто завтра окажется у власти…
9. Эрик Лямпе : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-16 в 14:52

Господин Лесничий, Вы ошибаетесь. С помощью ножа спасение души не достигается. А вот отнятые русские богатства, по опыту нашего Отечества, не достались никому из русских, а почему-то в 20-30-ые годы уплыли в США, вызвав там депрессию.
8. Галина : «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-16 в 01:29

Вот если бы все священники рассуждали так же!
И если бы мы знали, что нужно делать!?...
7. В.Семенко : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-16 в 01:19

Спасибо, дорогой батюшка, за ваше честное и правдивое слово! Не убавить, не прибавить. Так же думает подавляющее большинство Церкви.
6. Адриан Роум : скорей объединиться на основе единой программы минимум
2011-08-15 в 22:19

О. Олегу спасибо за его честность и неподкупность. Дай Бог, чтоб у него не начались неприятности за это.
Так же, думается, нужно не ламентировать о прошлых благодатных временах, а познать Промысл Божий, который освободил Россию от богатых, чтобы все равно жили своим трудом.
Богатство восстановили у нас, с помощью тонкого заговора, интернациональные поклонники Процента и Мамоны, нагло ограбив наш народ, захватив все нажитое его трудом. Это страшная рана на сердце народа, и никакая полиция ее не закроет. Берегитесь, воры и грабители!!!
И после пролитой великой крови за жизнь без богатых нам принципиально ненужна их реставрация. В наше время никто не хочет унижаться и ждать от них милости. Тем более их богатства и так принадлежит народу.
К сожалению, наша иерархия замалчивает эту правду и через это может потерять доверие народа.
Церковь должна бы работать на то, что бы собрать всероссийский Собор всех наших лучших умов и сердец, выработать подробный план по спасению нашей Родины от служения Мамоне, западных развратных и разрушительных технологий, по спасению деревни и - возвращения к общинной собственности, когда каждый участвует в доле предприятия, а глава его избирается коллективом.
У нашего народа общинная ментальность, личное индивидуалистическое обогащение претит русской душе, потому что она может насытиться только Богом, но ей важна и справедливость.
В настоящее время наша власть полностью оторвана от интересов исторической России и ее народа. Она служит (чужой) Мамоне и глобалисткому заговору. Без мощного организованного народного давления на эту власть, она сама своей политики не изменит. Потому так важно патриотическим движениям не ссориться изза пустяков и иллюзий, а скорей объединиться на основе единой программы минимум!
5. Владимир Успенский : Дать богатым шанс на обнищание...
2011-08-15 в 21:43

Спасибо о.Олег за удивительно верное и
убедительнейшее токование библейской ис-
тины на живом фоне российской действи-
тельности -весьма печальной и удручающей.
Можно не сомневаться, что "воры в законе"
уже никогда не отдадут народу награблен-
ное,но будут усливать полицейский аппарат
ради самосохранения. Но если сребролюбие будет подавлено и преодолено прежде все-
го среди пастырей, то Церковь сможет
стать главным препятствием и глашатаем на пути всеобщего омертвления духовного сознания, и быть может, тогда появится новая порода богатеев, что добровольно отдадут часть своих богатств страждущим, и тем самым помогут всем нам вернуться на
круги своя, и возродить славную традицию
жертвователей из состоятельных людей, ко-
торым богатство дано не для покупки ост-ровов, яхт, дивных женщин, но для целей
благих и угодных Господу...
4. Лесничий А.Л. : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-15 в 20:13

Если богатые спасаются обнищанием, то им надо помочь спастись.

Когда материальные блага не распределяются по-евангельски, их в конце-концов распределяют при помощи ножа.
3. р.Б. Нiколай : "Невозможно служить Богу и Мамоне"
2011-08-15 в 16:36

Жаль, что эту статью не прочитают богатые ни из мира, ни из клира. Единственное, с чем можно не согласится, так это о "выходе из пленения". Мы как находились, так и продолжаем находиться под игом христоборцев, а смена вывесок сути не меняет. Да и Пётр Великий скорее восстановил соборные начала жизни (по крайней мере в церковном управлении - введя собор епископов, вместо одного), чем их исказил. Жизнь в "старой России" была прежде всего благодатной т.е. в жизни народа ощущалась Благодать Святага Духа укрепляющая соборное единство нации. Богатый ли, бедный ли ты был, но все единым Духом жили. Отнята Благодать за грех клятвопреступления, отнят Царь-Батюшка через которого Благодать и на всех подданных распространялась и вот вам результат! Пошли красные на белых, бедные на богатых и наоборот. И так будет до тех пор, пока не покается Русский народ в грехе клятвопреступления перед нашими Царями. Пока не вымолит себе Царя-Батюшку, а через него не возвратит Соборную Благодать Святага Духа! И станем опять едины, и исчезнет раздражение перед чужим богатством (праведным или нет), а будем больше внимать себе, зная, как трудно богатому войти в Царствие Божие. Аминь!
2. Денис К. : «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-15 в 14:53

О. Олег как всегда расставил все по местам. Без всягого "православного социализма".
1. М.Яблоков : Re: «Богатый спасается обнищанием»
2011-08-15 в 14:08

Интересно, а какую теологию сам Дворкинд исповедует?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме