Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая

Известный церковный историк Алексей Светозарский о значении личности и деятельности первого Предстоятеля РПЦЗ

0
1603
Время на чтение 3 минуты

В этот день ровно 75 лет назад скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый Предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Редакция «Русской народной линии» попросила сказать несколько слов о значении личности и деятельности владыки Антония известного церковного историка, заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия Алексея Светозарского:

Есть целый ряд течений, направлений, характерных для нашего зарубежья, я имею в виду последователей РПЦЗ, для которых, как я сам воочию убедился, митрополит Антоний (Храповицкий) – фигура непререкаемая, неприкасаемая. Я принимал участие в конференции в Джорданвилле, посвященной памяти владыки Антония, и наблюдал там именно такое отношение к владыке Антонию. В жизни русского зарубежья последний этап деятельности владыки Антония сыграл огромную консолидирующую роль, задал вектор не только церковной жизни, но и общественно-политической. Вспомним, что для митрополита Антония были характерны такие, мягко говоря, неоднозначные заявления, как призывы к вооруженной борьбе против СССР, оправдание всех действий против большевиков вплоть до терроризма и пр. Несмотря на эти крайности, главная цель деятельности владыки Антония тогда была достигнута, потому что в то время для русского зарубежья была важна консолидация, осуществлявшаяся по принципу «против кого мы дружим».

А.К.СветозарскийЦерковное наследие митрополита Антония во многом уже фактически как бы канонизировано. Вместе с тем, надо отметить, что он допускал толкование догмата искупления, не одобрявшееся современниками. В целом спектр мнений относительно деятельности владыки Антония и по сей день достаточно широк. Традиция русского зарубежья - одно дело, там исследователи пишут о нем достаточно свободно. В последние годы стали появляться серьезные исследования деятельности владыки Антония и у нас. Так, Владимир Викторович Бурега из Киевской духовной академии разбирает вопрос, связанный с ревизией митрополитом Антонием Киевской духовной академии, изучает реакцию профессуры, которая обличала его в предвзятости. Московский священник Александр Краля разбирает период ректорства владыки Антония в Московской духовной академии. Исследователь при этом не находил острых углов, выступает как апологет владыки Антония, снимая с него те обвинения, которые тяготели над ним с выходом в свет мемуаров митрополита Евлогия (Георгиевского). Отметим, что владыка Евлогий писал о поспешных шагах, которые митрополит Антоний, как энтузиаст, осуществлял и, в частности, не всегда объективно оценивал степень готовности кандидатов в монашество. И митрополит Евлогий пишет, что митрополит Антоний тем самым поломал много жизней. Однако Краля доказывает, что на самом деле все было не так плохо, как пишет владыка Евлогий. При этом исследователь не принимает во внимание факты либерального администрирования, имевшие место со стороны владыки Антония, который, кстати говоря, возглавил Московскую духовную академию еще будучи совсем молодым, в 26 лет.

Место захоронения митрополита Антония (Храповицкого)Критика деятельности владыки Антония содержится и в трудах других его современников. Так, до сих пор не опубликована работа, известная по машинописным копиям. Это очерк, посвященный владыке Антонию, митрополита Вениамина (Федченкова), который знал его с 1907 года. В этой работе содержится беспощадная критика деятельности владыки Антония; при этом следует учитывать, что сам владыка Вениамин всегда очень деликатно обращался к личностям людей, тем более уже ушедших в мир иной. Тут же владыка Вениамин, однако, подвергает жесткой критике богословие владыки Антония, предпринятую им организацию церковной жизни и администрирование. Надеюсь, что с изданием этого очерка мы введем в научный оборот новый материал, новое ценное свидетельство современника. Оно поможет более детально воспринять личность митрополита Антония.

Образ владыки Антония весьма сложный. Пока что в современной историографии его деятельность, как, кстати, и деятельность Святителя Тихона, представлена весьма схематично. Есть еще много деталей, которые остаются в тени, а сама личность владыки Антония намного интереснее и глубже. Без сомнения, будет продолжаться переосмысление деятельности владыки Антония. Это был горячий сторонник Патриаршества, энтузиаст монашества, духовный авторитет русского зарубежья. Со временем в нашем распоряжении появится больше источников, в том числе и архивных, которые будут введены в научный оборот. Так что в деле изучения служения митрополита Антония весьма много перспектив для исследователей.  

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

92. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая

Вы не знаете учения Аполлинария! Аполлинарий Лаодикийский учил, что у Христа не было не души, а духа, который был заменен на Божественный Святой Дух. Вам, как священнику, стыдно плавать в богословских вопросах. Хочу напомнить, что знать богословие - это ваша прямая обязанность! То, что Душа Христа вместе с Телом была принесена в Жертву - это ваше плотское мудрование! Ни у одного свв.отца Церкви такого не было никогда. Приведите хотя бы одного святого, который бы говорил нечто подобное. Вся жизнь Христа представляет искупительный подвиг с момента Воплощения, но в Жертву было принесено только Его Тело, а не Душа. И еще. Как вы мне предлагаете какие-то вопросы, когда сами лукаво игнорировали Св.Писание, которое я вам привел и свв.отцов, объясняющих оное? Жду ответа. Но знайте, что каждое необдуманное ваше слово будет свидетельствовать против вас. Надо отвечать за свои слова.
М.Яблоков / 30.12.2013, 05:13

91. Ответ на 89., М.Яблоков:

Нет, г-н Савченко. Душевные страдания Христа не имели искупительного значения, но только телесные, так как в Жертву было принесено Тело Спасителя, но не Его Душа. Душевные же страдания были лишь проявлением безукоризненных страстей.

Простите, дорогой М.Яблоков! У меня к Вам вопросы. Христос был истинным Богом и истинным человеком, не так ли? Истинное человечество -- это не только тело, но и душа. И Христос имел совершенную человеческую душу во всем нашу, кроме греха. Просто был лжеучитель Апполинарий, который говорил, что у Христа человеческой души не было, а вместо человеческой души было божество. Конечно же святые отцы отвергли решительно эту ересь. А теперь скажите пожалуйста, в спасении человечества Сыном Божиим принимала ли участие Его Душа? Или неужели только Его Тело? Неужели Его Душа была бездейственна для нашего спасения? А если Его Святая Душа принимала участие в нашем спасении, то неужели мы не можем сказать, что мы спасены Его страданием, причем и телесным, и душевным? Более того, можно даже не погрешив против правды сказать, что и в принесении Тела и Крови Его Святая Душа тоже принимала участие. Ведь у каждого человека душа с телом связана. И страдания тела вызывают страдания души и наоборот. Так неужели же Душа Спасителя была лишена страданий за род человеческий? Неужели на кресте Его Душа не страдала? Если Душа не страдала, то тогда страдания были несовершенны. Тогда Христос не страдал подлинно по-человечеству. Тогда здесь проявляется какой-то полудокетизм. Понимаете вопросы?

90. Ответ на 85., о. Николай Савченко:

Телесная смерть Спасителя действительно есть часть искупительной жертвы, ибо еще были страдания души. И Вы согласились, что душевные страдания были очень сильными и имели искупительное значение... это означает, что Спаситель страдал во спасение наше только Телом Своим, но не Душой. Но ведь тогда получается, что не все человеческое естество Христа искупало нас. Что-то апполинарианское приближается... Говорится, что Господь отдал Себя за нас, принес Себя в жертву. Себя -- то есть и тело и душу свою, а не только тело свое, не только кровь свою. Так что все святые отцы говорят о страданиях всего человеческого естества нашего Господа.

Нет, г-н Савченко. Душевные страдания Христа не имели искупительного значения, но только телесные, так как в Жертву было принесено Тело Спасителя, но не Его Душа. Душевные же страдания были лишь проявлением безукоризненных страстей. "Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа." (Евр.10;5,10). "Но тело уготовал Мне (Пс.39,6). То есть Ты определил, чтобы Тело Мое сделалось всесовершеннейшей жертвой... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. По этой воле Отца, говорит, мы были освящены, освященные принесением тела Христова, бывшим единократно." (блж.Феофилакт). "Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды."(прп.Ефрем Сирин). Так что не выдумывайте всяких глупостей, тем более в богословии!
М.Яблоков / 29.12.2013, 19:31

89. 87. М.Яблокову

Возможно, что это было чисто человеческой интуицием, явным психологизмом, но звучит и сейчас доволно сильно: "..сострадающая любовь вливает в сердце грешника новые животворные силы, — если, конечно, он нарочно не отталкивает их, — и вот, подчиняя свою волю сострадательной любви..Самого Пастыреначальника..грешник вдруг обретает в своей душе уже не прежнее безнадежное бессилие и несокрушимость укоренившихся страстей, с которыми, может быть, неоднократно, но тщетно, вступал в борьбу, — а прилив новых сил, нового восторженного одушевления или, напротив, священного негодования: то, что прежде казалось ему привлекательным, становится мерзким, а казавшееся прежде тягостным и скучным теперь представляется прекрасным и сладостным..Сострадающая любовь, принимающая падения ближнего с такой скорбью, будто грешит сам любящий, эта сострадательная любовь есть, несомненно, возрождающая сила".
Эдуард Хеседов / 24.08.2011, 22:10

88. Хеседову.

Откровением, но не от Бога. Откровения разные бывают, Хеседов ))
М.Яблоков / 24.08.2011, 16:21

87. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая

Можно согласиться, что фигура м.Антония очень и очень противоречивая. Его учение о сострадающей любви пастыря к кающемуся грешнику, способной воскресить его для святой жизни, было в свое время настоящим откровением после двух веков господства схоластического богословия. Еще он был противником церковных реформ, особенно тех, которые предполагали активное участие народа божия в богослужении.
Эдуард Хеседов / 24.08.2011, 16:05

86. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая

Телесная смерть Спасителя действительно есть часть искупительной жертвы, ибо еще были страдания души. И Вы согласились, что душевные страдания были очень сильными и имели искупительное значение.

85. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая

Блж. Феофилакт Болгарский: "Апостол хочет доказать, что и не евшие от запрещенного древа и не грешившие, подобно Адаму, по причине греха его также сочтены согрешившими и умерли." Его же слова: "Ибо как древний Адам сделал всех повинными в его падении, хотя они не пали, так и Христос оправдал всех." Св. Григорий Палама: "До пришествия Христова мы все имели оное, бывшее от Праотцев, проклятие и общее и то же осуждение, вложенное во всех от одного Праотца, как от родового корня передаваемое и сонаследованное вместе с естеством." Св. Феофан Затворник: "Искуплены мы от наследственной греховности, виновности и подгневности, а оставление грехов получили тех, кои сами наделали." Св. Иннокентий Херсонский: "Врачеванием своих болезней не платят своих долгов, не вознаграждают обид, причиненных кому-либо, не примиряются с законом. Преступник, исцеленный от болезни посредством чего бы то ни было, все же преступник. Для освобождения от угрожающей казни нужно не здоровье, а совсем другое — оправдание или помилование. Вы знаете, Kем и как доставлено всем нам это Божественное оправдание и помилование — заслугами и Крестной Смертью Сына Божия, за нас принятой."
Роман Т. / 20.08.2011, 08:56

84. С. Швецову на 79

Владыка Феофан(Быстров) четко пишет об этом: "Пагуба наша состоит в двоякого рода зле: 1) прогневании Бога нарушением воли Его, потере Его благоволения и в нашем подпадении клятве законной; 2) повреждении и расстройстве нашего естества грехом, или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего были потребны: 1) умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной, и возвращение нам Божьего благоволения; 2) оживотворение нас, умерщвленных грехом, или дарование нам новой жизни. И то, и другое необходимо нам для нашего спасения: и снятие клятвы, и обновление нашего естества.Если неумилостивленным к нам пребудет Бог — мы не можем получить от Него никакой милости. Если не получим милости — благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся — новой жизни возыметь не возможем. А если бы мы получили каким-то образом прощение и помилование, но остались необновленными — никакой от того не получили бы пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи снова подвергались бы осуждению и немилости, и все оставалось бы в том же пагубном состоянии. И то, и другое совершено искупительной жертвой за нас Христа Спасителя. Крестной Своей смертью Он принес Богу умилостивительную жертву за род наш, снял с нас вину греха и примирил нас с Богом. А Своей праведной жизнью, которой Он совершеннейшим образом и во всей полноте осуществил волю Божию, Он явил нам в Себе неистощимый источник правды и освящения для всего рода человеческого." Приведенная цитата Св. Иоанна Златоуста нисколько не явяется "антиюридическим" аргументом.
Роман Т. / 20.08.2011, 08:41

83. Савченко.

М.Антоний: «Господни распятие и смерть не являются лишенными значения для нашего спасения, ибо умиляя людей, они открывают им хоть некоторую часть искупительной жертвы» - это что за порнография?!
М.Яблоков / 20.08.2011, 05:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Константинович Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Константинович Светозарский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
26.11.2024 08:13
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.11.2024 07:40
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Сергей из НН
26.11.2024 07:40
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Vladislav
25.11.2024 23:36
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24