что лесть гнусна» (И.А. Крылов).
Вроде бы, наши президенты: «федеральный», то бишь общероссийский, и разные республиканские, - «всенародно избранные»... Но чего-то им не хватает для полного блеска – некоего ореола святости, некой «богоизбранности». И вот наш великий, почти что «пророк» Владислав Сурков разродился новой идеологемой: на встрече с чеченскими журналистами («РГ» от 11.07.11.) он назвал Ахмада Кадырова и В.В. Путина вождями от Бога, благодаря совместным усилиям которых сохранилась целостность Российской Федерации.
Мы не собираемся этот последний тезис оспаривать, т.к. при другом раскладе и других людях на Кавказе все могло быть много печальнее, чем есть сейчас.
Мы поговорим о новой идеологеме г-на Суркова – о «богоизбранности» власти. В последнее время многие люди, не считающие для себя Божии заповеди чем-то обязательным, однако любят приводить некоторые цитаты из Библии, дабы их речь звучала авторитетнее, - как прежде любили сыпать цитатами из классиков марксизма-ленинизма. Одной из такой излюбленных цитат служат сейчас слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Несть власть, аще не от Бога» (Рим. 1, 13). Никому дела нет до того, что здесь апостол, во-первых, утверждает божественное происхождение самого принципа власти в противовес безвластию, а во-вторых, говорит о «сущих властех», т.е. современных жизни апостола, - а не о том, что всякий каким бы то ни было образом добившийся власти уже самим фактом властвования имеет своим покровителем Бога, ибо в таком случае и власть антихриста окажется «божественной». Или: когда два-три узурпатора грызутся за власть, то если следовать указанной «логике», «бог» обязан встать на стороне сильнейшего из них. Законы в таком случае вообще не нужны, или нужны лишь «для спокойствия совести» - чтобы она, не дай Бог, не проснулась. Об этом сказано древними богоборцами: «Сила наша да будет законом правды» (Прем. 2, 11). Так и Дзержинский говорил: «Сила рождает право».
С самой глубокой древности тираны стремились к тому, чтобы провозгласить свою власть божественной: с целью ее упрочить, сделать незыблемой. Они прикрывались именем Божиим во имя своекорыстных интересов. Сами будучи чужды страха Божия, они старались внушить его зависимым от них людям, с неизменной при этом «скромностью» ставя себя на место Бога.
В свое время воевода Ассирийского царя Сеннахирима Рабсак, осадив Иерусалим, говорил: «...разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю сию и разори ее». (Ис. 36, 10). Ассирийский воевода солгал. Вот Божий ответ Сеннахириму: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел» (Ис. 37, 29).
В книге Иеремии такое определение Божие дано лжепророкам: «...они пророчествуют именем Моим, а я не посылал их; они говорят: «меча и голода не будет на сей земле»: мечом и голодом будут истреблены эти пророки...» (Иер. 14, 15).
В свое время у нас был венчан на царство Лжедмитрий лжепатриархом Игнатием; власть Керенского и его компании также была объявлена данной свыше. Однако вряд ли сейчас много, по крайней мере, среди русских, таких, что продолжают считать власть Лжедмитрия и Керенского ниспосланной Богом. Время все расставило на свои места.
А новая идеологема нужна перед выборами, чтобы грамотно наладить эксплуатацию засевшего в подсознании русского народа стремления видеть во власти божественное, отеческое. Эта схема может заработать – особенно после «публичной порки», которой было подвергнуто русское национальное самосознание за его «патерналистские настроения», за его вечное упование на «доброго царя-батюшку», что имело место на Ярославском саммите в сентябре 2010 г. Только не надо принимать близко к сердцу какие бы то ни было новинки идеологической моды, потому что они будут служить в первую очередь заказчикам моды, модернизаторам (это слова одного латинского корня mod-us).
Сказано царем и пророком Давидом: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145). Будем надеяться на Бога Вседержителя, Который может, если мы окажемся того достойны, даже и сомнительное в своих нравственных истоках начинание обратить во благо.
Что касается божественности власти, скажем так: освященный Церковью самодержавный строй имел высочайшую цель, она заключалась в религиозном служении. Тирания же стремится самую религию подчинить своим земным интересам. Так что разница между одним и другим единовластием весьма существенная – а именно, стремящаяся к своим естественным пределам в виде единовластия Бога и единовластия сатаны.
В какую сторону нас повлекут нынешние «почти пророки» и что из этого получится? Пока отчетливо прослеживается тенденция поставить религию с ее атрибутами на службу «властей сущих». Воистину «нет ничего нового под солнцем» (Еккл.).
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
27. Власть - от Бога,но бывает и от бога.
26. Дежурные по стране. Власти или ВРИО власти?
25. 23. антикиллер :
24. Алекс- автору
23. Всякая власть - от Бога. Точка!
22. Re: О «богоизбранности» власти
21. ПРАВОСЛАВНОМУ священнику Сергию Карамышеву (17) и (20)
20. Автор - Александру Б.
19. Re: О «богоизбранности» власти
18. Автор - Вячеславу