Первый замглавы администрации Президента России Владислав Сурков в минувшую субботу дал интервью программе «Диалоги» чеченского телевидения, сообщает Российская газета. Встреча чиновника с прессой прошла в преддверии 60-летия со дня рождения первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова.
Прежде всего, журналистов заинтересовали мотивы назначения первого главы Чечни. Они напомнили, что желающих было много, а Кадыров-старший, по их словам, «даже не подавал заявление и не стремился».
«Трудно сказать, здесь вряд ли был глубокий анализ, - считает Сурков. - Ведь его не кадровая служба какая-то подбирала. Не какие-то анкеты читались перед этим, не проводились собеседования, не давались объявления в газеты, что требуется президент Чеченской Республики. Я отвечу на этот вопрос так, как я его чувствую. Мне кажется, если Бог определил народу жить еще какое-то количество веков, то в трудный час Он ему посылает тех, кто выводит народ из тупика, из войны, из разорения, из беды. И мне кажется, Ахмат-Хаджи был таким человеком, которого послал Бог чеченскому народу, чтобы вывести его из беды, в которую этот народ попал».
По мнению первого замглавы кремлевской администрации, это назначение было во многом предопределено. «Я считаю, честно говоря, и Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для страны час, для нашей большой, общей нации, - убежден Сурков. - И мне кажется, что эти люди по определению должны были друг друга найти, потому что оба они предназначены были судьбой для того, чтобы сохранить наши народы. Большой народ России и часть этого народа - чеченский народ. Мне кажется, что вот так это происходило. Я скорее отношу это к вопросам судьбы, а не каких-то личных характеристик, хотя, конечно, всем понятно: он был уникальный человек, очень умный, очень талантливый. Очень сильный и мужественный человек. И бесконечно жаль, что его с нами нет сегодня».
Также Владислав Сурков прокомментировал предложения об отделении Северного Кавказа от России. «Я думаю, среди таких людей есть три категории: это глупые люди, это провокаторы и еще глупые провокаторы, - убежден он. - На самом деле, в каждом государстве есть такие люди, которые от любой проблемы хотят отгородиться. Если, не дай Бог, кто-нибудь, когда-нибудь это задумает, то он должен знать - Северный Кавказ будет в России, хотите вы этого или нет! Потому что это часть общей исторической территории. Это близко, там выше рождаемость и, соответственно, демографическое давление на другие части России объективно высоко. И все равно люди будут перемещаться из района в район, хотим мы этого или не хотим».
По мнению кремлевского чиновника, страна, которая не преодолела бытовую ксенофобию, не может развиваться и быть конкурентоспособной. «Президент Медведев твердо определяет позицию на этом направлении - против ксенофобии, за единство и межнациональный мир, - заявил Владислав Сурков. - Межэтническая напряженность есть везде. Она есть во Франции, она есть в Германии, она есть во всем мире. И ни разу никто эту проблему не решил, отделившись от других народов стеной и границами. Мы можем участвовать в глобальной конкуренции, мы можем быть весомыми в мире только как большая сложная нация. Нас должно быть много, а Кавказ - это много миллионов россиян, и мы ни в коем случае не можем себе позволить лишиться этой многомиллионной армии в мировой конкурентной борьбе. Нам нужен Кавказ, я в этом абсолютно убежден. А в том, что за это надо что-то платить, и не только в денежном смысле, так ведь за все надо платить - такова жизнь».
Мы попросили прокомментировать высказывание В.Суркова о Владимире Путине известного священника, заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова):
Для выяснения правильного ответа на вопрос об отношении к той или иной власти следует обратиться к Божественному Откровению. Мы читаем в Писании, что «несть бо власть аще не от Бога» (Рим. 13,1), что существует иерархичность, которая в нашей земной жизни отражает небесную ангельскую иерархию. Ничего нет оскорбительного в том, что кто-то призван править, а кто-то подчиняется, что меньший от большего благословляется и т. д.
Другое дело, что есть власти, которые спасаются сами и служат для спасения верноподданных, а есть те, кто пользуется своим могуществом для погибели многих. Однако совершенно невозможно уничтожить Церковь и тех, кто верен Богу. Как сказано в Священном Писании: «Говорю же Вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну; ей говорю вам, того бойтесь, - предупреждает Господь Спаситель» (Лк. 12, 4-5). От властей гонящихся есть, однако, и благо с точки зрения приложения к сонму спасающихся многих людей, гонимых властью. Не зря Господь спасает алчущих и жаждущих, которые получат награду от Господа. Рассматривать власти как абсолютное благо или зло нельзя.
Если говорить более конкретно о высказывании Владислава Суркова, то можно сказать что, несомненно, личности, воздвигнутые на переломе эпох - коммунистической и современной, - имеют большое значение. Но нельзя сказать, что благодаря или вопреки им спасаются многие. Само признание права кому-то править, а кому-то подчиняться есть правильное христианское устроение. Требовать от власти благочестия, однако, не продуктивно. Священномученик Иларион Троицкий, которому большевистские власти ставили в вину противостояние большевистской агитации, отвечал им, что Господь Бог может и попускать ту или иную власть за грехи народа. Наше дело – понять, как тот или иной человек, находясь в подчинении от власти, однако, спасется в вечности и сохранит свое благочестие. В некоторые времена можно широко действовать, развивать просветительскую деятельность, в другие же времена приходится испытывать терпение скорбей, что также во спасение.
Попущены или благословлены Господом те или иные власти - мы узнаем, когда завершим свою земную жизнь. Каждый будет судиться не по своему политическому влиянию, а по исполнению заповедей Божиих и приуготовлению сосудов для благодати Божией.
Если говорить чисто исторически, то, конечно, Владимир Владимирович Путин содействовал относительно мирному переходу при смене общественных формаций. Он смог после жутких 1990-х годов вернуть нашу отечественную государственность. Конечно, сделал он это не единолично, а вместе с содействующими ему структурами. В результате мы пришли хотя и не к справедливому обществу, но власти выбрали из многих зол для нашего народа не худшую ситуацию.
Сейчас у нас нет гонений на Церковь, нет у нас и явного торжества враждебных сил. Хотя, конечно, реформы в системе образования и в армии вызывают много вопросов. Вообще же, высказывать что-либо о том или ином государственном деятеле во время его правления – дело крайне неблагодарное. Надеюсь, что потомки дадут относительно объективные оценки правлению Путина. А за то, что мы сейчас видим в жизни современной России, - за то, что я могу совершать богослужения, творить добрые дела, я благодарю Бога. Хотя я знаю о страшных тенденциях в нашем обществе, балансирующих на грани добра и зла, знаю об отступлении от православного благочестия в культуре и образовании.
Однако, несмотря на это, тем не менее, у нас есть возможность совершать в стране много доброго. Так что я бы воздержался от окончательных формулировок, не стал бы раздавать ярлыки - кто хорош, а кто плох, а призвал бы молиться за власти, чтобы через них Господь управил все ко благу.
7. По Теме вопроса
6. актуальны Единство и патриотияеская Солидарноть
5. Сурковство прирастает Казанью
4. извращенное понятие о хорошем вине (для остров72)
3. не все так просто
2. Re: Игумен Лука (Степанов): «Надеюсь, что потомки дадут объективные оценки правлению Путина»
1. Re: Игумен Лука (Степанов): «Надеюсь, что потомки дадут объективные оценки правлению Путина»