Опять 7 июля в стране наблюдается неразбериха и разделение. Одна часть населения нашей страны празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, другая, с неистовым рвением и задором, празднует день Ивана Купалы. Причем многие самозабвенно считают, что это православно-языческий праздник, непонятного происхождения, но на всякий случай водки выпивают достаточно, чтобы утром не задумываться о том, в честь чего было шоу. А задуматься стоит! Тем более, что всуе упоминается имя Пророка, которого Господь Иисус Христос так высоко определил: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Евангелие от Матфея Глава 11). Церковь прославляет Иоанна Крестителя как «ангела, и апостола, и мученика, и пророка, и свечника, и друга Христова, и пророков печать, и ходатая ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейшего, и светлого Слова гласа». Поэтому нельзя столь легкомысленно относиться к празднику с языческими корнями, придавая ему «православный» оттенок. А ведь именно в таком виде сегодня празднуется этот день во многих городах России.
В дохристианские времена у древних славян был праздник в честь богини женитвы Лады. Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни - лад, где все должно быть ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее - ладушкой. «Лады», - говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады - помолвка, ладило - сват, ладканя - свадебная песня. И сегодняшние язычники считают, что конечная цель и задача Лады - жизнеспособное соединение любящих. Что именно она решает исходы любовных поединков среди людей и животных, и у зверей гон происходит по ее воле.
Все верно, Лада - это языческая богиня любви, вожделения и совокупления, менявшая в течение звездного года свои имена. Как «дающая жизнь» она называлась Жива, а в дни летнего солнцеворота, в ночь на 24 июня, богиня звалась уже Купавою (Купало - он, Купава - она). Сегодня об этой эротической богине нам заслуженно напоминает лишь известная модель российского автопрома - «Лада» от ЛогоВАЗа. И еще то, что именно в праздниках, посвященных Купале, практиковались и, к сожалению, часто практикуются в наши дни беспорядочные совокупления. Кстати, «купало» и «совокупление» - однокоренные слова. О празднике Ивана Купалы в XVII веке православные монахи писали: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же». Подобные события, имевшие место в истории России, прекрасно показал Андрей Тарковский в фильме «Андрей Рублев или «Страсти по Андрею». Хотя, относительно современных насаждаемых норм морали и нравственности, отличительным знаком древнеславянских половых отношений было отсутствие традиций скотоложства, педофелии и гомосексуализма, а также категорическое нежелание мужчин выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение.
Так как же получилось, что языческий праздник стал Православным? Отец Сергий Булгаков в его комментарии на 24 июня пишет: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».
То есть некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. Для язычников этот праздник был и остается Купалой. Для неверующих людей он стал, по принципу «слышал звон...», Иваном Купалой, а для православных христиан это Рождество Иоанна Крестителя.
В современном же варианте Ивана Купала празднуется два дня, 6 и 7 июля. Он, по сути, ничем не отличается от древне-языческого, хотя имеет много нововведений. Раньше жгли костры, теперь палят шины и прыгают через них. Раньше пили брагу, теперь хлебают синтетическую отраву вперемешку с наркотиками, а свальный блуд стал называться сексуальным раскрепощением и пропагандируется как норма. Также находят воду и бросают на нее венки, а потом разговаривают с «русалками и лешими», а на самом деле с медсестрами и полицейскими. Раньше искали цветки папоротника, а с их помощью искали зарытые клады. Сегодня также ищут лес, а в лесу волшебный «цветок папоротника». С учетом того, что папоротник в городе найти тяжело, и он в принципе не цветет, то в ход идут любые цветы с клумбы у мэрии или у школы. Кладом же является любой ближайший открытый винный магазин. Кульминацией торжества современного Ивана Купалы являются массовые драки с использованием элементов заборов, калиток и дорожных знаков, с целью доказать американцам, что их «Хеллоуин» нам не указ, и мы сами разберемся со своими «темными силами». На следующий день, то есть 7 июля, в некоторых районах нашей необъятной страны и в ближнем зарубежье принято обливать людей водой. Как будто сама бесноватая Лада опять явилась из преисподней на землю и купает Иванушек-дурачков в своей мутной воде. Это провоцирует очередные драки, чего, собственно, «купальщики» и добиваются.
И все же в наше время есть один существенный факт, отличающий современные языческие тенденции от жизни древних предков. В то время, когда наши сограждане, сами того не понимая, 7 июля кланяются языческим богам, за них... молятся люди. Простые верующие, священники и монахи. Молятся в храмах и монастырях. Молятся келейно и соборно о заблудших душах, об искоренении языческих традиций на Святой Руси и молитвенно славят Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Анатолий Артюх, специально для «Русской народной линии»