Как пишет в своем блоге вице-президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин, о возвращении приезжих в Сагру ему сообщили жители поселка. «Звонят Сагринские: У нас тут пять машин с азербайджанцами возле поселка стоят... Сразу позвонил в ГУВД, до Пышминских не дозвониться. По нашим предположениям и по рассказам очевидцев, когда азербайджанцы уезжали после нападения, они останавливались возле болотистого места между Сагрой и Исетью, все уверены, что сбросили стволы. А сейчас приехали их забирать. И именно в тот момент, кода в Сагру приехал Бастрыкин. Наглость зашкаливает. Точно знаем, что к этим машинам подъезжала милиция, по информации деревенских, из приехавших никого не задержала», - пишет он.
Между тем в следственном управлении Следственного комитета РФ по Свердловской области сообщили, что данная информация поступила в отдел по расследованию особо важных дел ведомства. Пока она проверяется следственным путем. «Сейчас на месте продолжают работать следователи. Проводится комплекс следственных действий», - отметили в региональном СУ СК РФ.
Накануне вечером состоялось и еще одно событие, связанное с бойней в Сагре. Примерно в 20 часов возле памятника «Вечный огонь» в Екатеринбурге, чтобы обсудить конфликт, собрались пользователи форума портала Е1. Люди решили вживую, а не виртуально поговорить о сложившейся ситуации. В ходе разговора собравшиеся критиковали власти за то, что они сквозь пальцы смотрят на многие правонарушения. А некоторые высказывали мнение, что власти специально замалчивают и искажают факты так называемой «сорокаминутной войны».
Кроме того, люди выразили поддержку действиям жителей Сагры. Но они обеспокоены тем, что истинные виновные в конфликте не будут наказаны. На собрании предлагались разные варианты решения этих наболевших вопросов. Участники решили сплотиться и организовать общества типа дружин для предотвращения неприятных инцидентов с приезжими. В ходе полемики было принято решение объединиться, создать инициативную группу, которая будет следить за ситуацией в Сагре и не только. Дмитрий Воронков, один из участников митинга, рассказал, что обсуждали вопрос о том, что делать, если на отдаленный поселок будет совершено групповое нападение. По его словам, собравшиеся обсуждали, как защищать сельское население области, так как в других деревнях «тоже бывали проблемы с приезжими».
За собранием внимательно следили сотрудники правоохранительных органов и представители администрации Екатеринбурга. Никакого противодействия собравшимся они не оказывали. Через полтора часа люди начали расходиться, решив, что это не последнее подобное мероприятие, и отметив, что у собравшихся есть план дальнейших действий. Как уточняет «Коммерсант», в Екатеринбурге намечается митинг против действий кавказцев, люди надевают футболки с надписями «Русские не сдаются», а в оружейных магазинах отмечается резкий спрос на травматическое оружие.
Ранее председатель Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев, отмечавший, что в последнее время в регионе увеличилось количество резонансных преступлений, возникших на межнациональной почве, считает, что следственные органы пытаются возложить всю ответственность за конфликт на жителей Сагры. «Хотя в действиях самих нападавших есть все признаки терроризма. Но если это силовики признают, то они фактически подпишут себе отставки за то, что не предотвратили такой инцидент», - считает эксперт.
В интервью «URA.Ru» президент общества «Урал – Азербайджан» Асад Кулиев рассказал о том, как смотрят на инцидент его соотечественники. О нападавших он сказал: «Они все попрятались, я думаю, многие уже давно уехали из Свердловской области или даже из России. Там ведь почти не было граждан России, все больше – мигранты». Но он уверен, что у них не было злых намерений. «Никто не ехал пугать весь поселок – хотели разобраться конкретно с двумя людьми. Назначили место встречи на опушке леса. Они туда приехали и встретились с местными жителями… Правда: у них были помповые ружья, газовые пистолеты, дубинки и все такое. Никто не хотел никого убивать или калечить. Назначили место встречи на опушке леса… Но они встретили сопротивление. И вот, они приехали в Сагру. Насколько я знаю, там их встретили пьяные люди…».
Правда, он согласился, что «статистика говорит неправду, что в среде национальных диаспор немного преступлений, на самом деле они достаточно криминализованы. Это и есть почва для таких конфликтов».
«Ощущение, что система просто тут чего-то опасается. Например, на гражданина России могут очень сильно надавить – за экстремистские высказывания, за разжигание национальной розни. А негражданину опасаются даже сделать замечание. Это объяснимо: криминальный доход людей в погонах зависит от мигрантов. Начиная от самого низа: задержал такого, содрал с него денег без протокола, - он никогда жаловаться не пойдет. Мигрант нужен милиционеру: можно его раз в неделю тормошить и нет проблем. Его нужно беречь, его выгодно держать одновременно вне закона и в поле своего зрения. Это приносит деньги. Руководители национальных диаспор тоже на этом зарабатывают – им выгодно, что мигранты находятся на полулегальном положении», - сказал Кулиев.
«В моем понимании, в гражданском обществе все – от меньшинства до большинства – должны жить по понятным правилам. Понятие толерантности – это глупость. Как можно толерантно относиться к человеку, который ведет себя неприлично? Мы еще не доросли до толерантности, даже в Европе нет толерантности. В Германии если турки нарушают закон – на них полиция очень сильно давит, и нет проблем», - высказал Кулиев своё мнение.
Он знает, что «есть криминализованные сообщества, они особенно на слуху», и считает, что «с ними надо разбираться – создавать неблагоприятные условия, перестать их подкармливать. Нужно перестать садиться с криминальными элементами из этих диаспор за один стол».
«Вот пример: недавно было мероприятие в азербайджанской общине с участием "Единой России". Я считаю, что тех, кто туда пришел, надо исключить из партии и освободить от должностей. Потому что там находились криминальные авторитеты. А там был депутат областной думы. Надо гнать в шею! Как он мог вообще пойти в такое место? Это и есть одобрение властями криминальных структур… Кроме того, национальные организации наполовину не исполняют федеральный закон. В законе очень четко прописано, чем они должны или могут заниматься, – сохранение языка, культуры, развитие кружков. Все остальное выходит за рамки. И никто не следит, какой деятельностью занимаются эти организации на самом деле», - утверждает президент национального сообщества.
«Нужно жестоко наказывать сотрудников правоохранительных органов, которые садятся за один стол с криминализованными представителями национальных сообществ… И таких людей в органах пока еще много», - заключил он.