Даже местные власти начали боязливо озираться по сторонам, не зная: то ли опять начинать ловить «русских фашистов», то ли сесть за стол переговоров с возмущающейся общественностью. Теперь понятно, что садиться незачем. По крайней мере, до первой крови (не допусти, Господи, подобного развития событий). А «вычислять» и щемить недовольных успехами местной «национальной политики», приведшей к вытеснению русских из органов управления, культуры и образования, как и прочих «экстремистов», никогда не помешает. Тем более что опыт в этом деле в Татарстане уже имеется.
Всё прошло по давно обкатанному Борисом Ельциным и Владимиром Путиным предвыборному сценарию, разбавленному так, к сожалению, ничем определённым и не закончившимися армяно-азербайджанскими переговорами по Нагорному Карабаху. Совещания с «конструктивными замечаниями», спортивные объекты, скачки, сабантуй, рок-фестиваль. Масштабные стройки, бесконечное благоденствие, всепоглощающая «дружба народов», борьба за мир во всём мире... Алаверды в адрес татарского руководства и демонстрация полного взаимопонимания в свете неотвратимо надвигающихся выборов. Короче говоря, очередное дежавю в номенклатурно-соглашательских тонах.
Понятное дело, всё это важно и нужно. И перед телекамерами в тюбетейке не грех показаться, и на удачно подвернувшемся «русском подворье» подкову с надписью «Кузнецу счастья народного» выковать, и с рокерами-пацифистами, съехавшимися на фестиваль «Сотворение мира», потусоваться. В прошлые разы, помнится, Борис Ельцин на сабантуе горшки вслепую колол, а Владимир Путин ртом монетку в катыке ловил. Так что Дмитрию Медведеву нынче самый беспроигрышный «конкурс» достался.
Ясно, что «казанская площадка» в политическом отношении одна из самых выгодных. Ведь, по большому счёту, целевой аудиторией здесь является всё татарское население России (а татары, как известно, у нас на втором месте по численности после русских). И сам регион выгодный: и в плане экономических поступлений в федеральный бюджет, и в смысле его международного позиционирования как «мусульманской витрины» государства.
Всё так... Но закрывать глаза на проблемы русских в Татарстане даже из-за такой высокой «цены вопроса», подстёгиваемой конъюнктурной политической «инфляцией», по крайней мере, недальновидно.
Я не собираюсь спорить с теми, кто с пеной у рта доказывает, что никакого «русского вопроса» в Татарстане не существует, что все народы живут здесь в мире и согласии, сливаясь в едином созидательном экстазе. В конце концов, они за это деньги получают – понять их можно.
Но даже невооружённым глазом видно, что все эти «толерантные» заклинания – лишь формализованная калька с идеологии «советского интернационализма», плоды которого уже четверть века пожинает всё постсоветское пространство. Достаточно бегло взглянуть на состав органов государственной власти Татарстана, местного депутатского корпуса, творческих союзов, разных «советов», «комиссий» и «комитетов», а также сравнить количество церквей и мечетей, действующих в республике, чтобы серьёзно усомниться в их искренности.
Даже те «русские фамилии», которые при очередной оказии демонстрируются «федералам», часто принадлежат вовсе не русским, а кряшенам, чувашам, мордве, евреям, и далее по списку. Но на такие «мелочи» в Москве, видимо, обращать внимание не принято. Как не принято замечать и то, что встречающиеся здесь в единичных экземплярах «этнически русские» руководители комсомольских кровей вышколены таким образом, что готовы налево и направо «мочить» всех, в ком ещё теплится русский дух, лишь бы их самих не заподозрили в симпатиях к народу, к которому они имеют «несчастье» принадлежать.
А ведь русские составляют в Татарстане половину населения (или около сорока процентов по данным «договорной» всероссийской переписи 2002 года). И после прошедших акций протеста не замечать их уже невозможно.
По большому счёту, дело даже не в самой проблеме ущемления русского языка в местных школах. Просто «русский язык» – это тот символический рубеж, за который местным русским отступать уже некуда. И никакие ударные результаты сдачи ЕГЭ не способны будут сдержать нарастающий ком недовольства, если местное руководство не начнёт элементарно замечать, что у половины населения вверенной ему республики есть свои национальные интересы, которые игнорировать дальше уже просто опасно.
Необходимо, в первую очередь, восстановить национальный баланс в республике. Не на словах, а на деле. Не получается под «честное слово», нужно провести это законодательным путём – за счёт введения обязательного национально-пропорционального представительства (и не только для русских, но и для чуваш, кряшен, и представителей других народов) в органах власти, как это сделано в ряде государств и штатов США. Иначе дальнейшее вытеснение русских на «периферию» выведет их на такой уровень маргинализации, что криминализирующийся «русский фашизм» станет у нас не просто идеологической страшилкой, а реальной политической силой.
Мне, как матери двоих детей, не безразлично, в каком мире будут жить мои мальчики. Русские и татары должны сосуществовать в атмосфере мира и взаимоуважения, и эти ценности, к счастью, не подверглись ещё у нас на бытовом уровне политической «инфляции». Но игнорирование местной этнократической верхушкой национальных интересов русского населения могут привести к их размыванию.
И если этого не понимают российский президент и его «политтехнологи», то местные русские со временем окончательно перестанут понимать российского президента. Такова уж диалектика общественного развития, господа.
Валентина Крылова (Казань), специально для «Русской народной линии»
1. Проверка