«Я могу только сожалеть о том, что мы не проводим подобные шествия каждый двунадесятый праздник и каждый великий и значимый праздник для нашего города. У католиков, которые составляют 0,3% населения, для этого находится достаточно инициативы и рычагов влияния в известных властных структурах, а нам этого вроде и не нужно. Хотя на самом деле, древняя Церковь – Церковь Константиновского времени – совершала торжественные шествия едва ли не в каждый церковный праздник. Типикон великой Церкви сохранил для нас свидетельство, что перед Божественной литургией в храме святой Софии каждый значимый праздник совершалось шествие на форум, где происходило торжественное молебствие. Но у нас, почему-то, пороху на это не хватает, а у католиков есть и возможности и силы.
Теперь, что касается совершаемого католиками праздника. В средневековую эпоху у католиков сформировался особый и нарочитый праздник Тела Христова. Для нашего сознания наличие такого праздника в отдельности в высшей степени странно, поскольку мы этот праздник празднуем каждую Божественную литургию и в особый день Тайной Вечери. Но само по себе празднование Тела Христова означает некую аномалию церковной жизни.
К тому же, хотелось бы обратить внимание на отсутствие симметрии. Почему-то несколько сотен католиков Санкт-Петербурга могут совершать подобные шествия, но православные Рима, Парижа и Мадрида этого позволить себе не могут. Так почему бы нам не попробовать провести подобные шествия в крупнейших католических городах?
Санкт-Петербург – это не только и не столько «город всех вер» – это город преимущественно православный, в котором иноверцы в свое время пользовались терпимостью и возможностью беспрепятственного совершения своих богослужений, но главенствующая роль здесь искони принадлежала православным. И отметим, что подобные католические процессии в честь праздника Тела и Крови Господней проходили по Невскому проспекту лишь дважды – в 1917 и 1918 годах. То есть в годы русской смуты и Гражданской войны. И опять-таки, подобный повтор является в высшей степени символическим, показывая неблагополучие и нестабильность нашей политической и духовной жизни.
С точки зрения демократической законности здесь все выглядит нормально, но с точки зрения основных доминант нашей духовной жизни, с точки зрения должного и подобающего, шествие католиков по центральному проспекту Петербурга есть свидетельства нашего неблагополучия. И если мы yt очнемся от спячки, то скоро по нашим улицам будут шествовать не только католики, но и иеговисты и гей-парады».
1. Почему в воскресенье?