Единой оценки современного крупного бизнеса в нашем обществе нет. Глянцевые журналы рисуют крутой и благостный его образ. В глазах широких масс он эгоистичен, вороват и даже аморален. Отношение к олигархам верховной власти во многом загадка.
Разные оценки обусловлены разными критериями. Благодаря широкой гласности, иногда вопреки желаниям самих толстосумов, даже домохозяйка, посвящающая часть своего досуга газетам и телевизору, знает о них если не все, то много. Факты бывают очень красноречивы. Как к ним относиться, зависит от наличия или отсутствия здравого смысла, моральных принципов, общественных и политических идеалов.
Взять нынешнюю моду на покупку зарубежных спортивных клубов. Скажем, Романом Абрамовичем — знаменитого лондонского «Челси». Кто-то считает это шикарным поступком, признаком продвинутости и мобильности. Кто-то, напротив, видит в инвестициях в чужую спортивную гордость голый цинизм и презрение к собственной стране.
До недавнего времени именно Абрамович был у нас любимцем либерально-космополитической прессы. Масс-медиа смаковала то его самую дорогую в мире яхту, то скандальный развод с молодой женой с уплатой фантастических отступных, то... Перечислять причуды нефтяного олигарха нет смысла. И долго, и банально — и так все всё знают.
В последнее время фокус внимания переместился к другому экстравагантному миллионщику — Михаилу Прохорову. Теперь в моде у журналистов его, Прохорова, безумные траты, его вызывающие выходки и его скандалы.
В смысле происхождения баснословных богатств, оцениваемых журналом «Форбс» в 18 млрд долларов, любимчик ТВ и Интернета недалеко ушел от прежнего фаворита, хозяина Чукотки. Истоки прохоровских богатств также уходят куда-то в мутные глубины чубайсовской ваучеризации и залоговых аукционов. Все, как у людей. Сегодня наш герой владеет, полностью или крупными частями, компаниями «Русал», «Полюс Золото», «Интергео», «Квадра», «Согласие», «Реннесанс Капитал», «РБК». За этим камуфляжем кроются алюминиевые гиганты, «Норникель», золотые прииски, электростанции, медиа-холдинг и проч., и проч. До кризиса Прохоров, по версии «Форбс», занимал первую строчку в списке российских нуворишей, после — только третью.
Вывод напрашивается сам собой: на абрамовичах и прохоровых и держится сегодня экономика России. Пожалуй, так и есть. Они держат экономику в своих руках. Но что от этого стране, народу? Если посмотреть, как олигарх употребляет многомиллиардные прибыли, восторги поубавятся.
На что вообще расходовали и расходуют деньги богатые и совестливые люди? На развитие производства. На благотворительность. Вообще, на добрые, богоугодные дела. Примеров тому в русской истории множество. Вспомним в этой связи про Третьякова, Солдатенкова, Мамонтова. Или наших Бугрова, Башкировых, Блиновых. Много чего от них осталось потомкам — школы, больницы, приюты, храмы. Были, конечно, и такие, которые стремились прославиться, задавая лукулловы пиры на Нижегородской ярмарке. Но не они определяли лицо российского купеческого и промышленного сословия.Помню, покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, критикуя в газете местного бизнесмена Любомира Тяна за излишнее, по мнению владыки, пристрастие к внешней стороне дела, приводил пример с купцом первой гильдии Башкировым, владельцем нижегородских паровых мельниц и других предприятий, меценатом и попечителем всего и вся в Нижнем Новгороде. Желая проехать на извозчике в верхнюю часть города, купец поинтересовался: «А сколько это стоит?». Услышав в ответ, что стоит поездка двугривенный, возмутился. И...пошел пешком. А был он одним из богатейший людей города. Деньги тратил в основном на благотворительность. И никаких почестей за это не требовал.
Совсем иной облик нынешних богачей. Михаил Прохоров здесь не исключение.
Подобно собратьям по клубу миллиардеров в тратах реальной общественной пользе он предпочитает авантюры и легкомысленные забавы.
Не будем муссировать прогремевший на весь мир «куршевельский скандал», когда Прохоров вовсю и массово «отрывался» на самом дорогом французском курорте, да еще и задержан был полицией за будто бы причастность к созданию международной сети проституции.
Интересней другие прохоровские идеи. Вот лишь некоторые. Покупка американской баскетбольной команды «Нью-Джерси Нетс». (Возможно, на решение повлиял рост миллиардера — 204 см). Постройка спортивной арены в Бруклине и реконструкция базы виндсерфинга на Эгейском море; писали также о планах возвести там семизвёздочный (!) отель.
Как-то жалко смотрятся на этом фоне успехи российской сборной по биатлону, также взятой Прохоровым под свое крыло. Как выразился недавно спортивный комментатор Лебедев, плохо, когда спортом руководят маркетологи.
А вот и новинка - «приватизация» партии «Правое дело», что может стать одним из самых затратных проектов олигарха.
Примеров, может, и немного, но они формируют определенный образ — амбициозного и беспечного прожигателя миллиардов, азартного игрока, для которого хоть бизнес, хоть общественное поприще — что-то вроде казино или рулетки. Даже мысль наладить в стране производство «Ё-мобиля» воспринимается как забава. Ясно, что игрушка предназначена для той же гламурной публики, что и, к примеру, издаваемые Прохоровым глянцевые журналы «Сноб» и «Русский пионер».
Можно ли применительно к самому высокорослому миллиардеру употреблять понятия социальная ответственность, благодарность народу, трудом которого созданы все находящиеся в его собственности заводы и электростанции? Хоть и награжден хозяин группы ОНЕКСИМ церковным орденом, в историю он, видимо, войдет благодаря совсем иным делам.
Станислав Смирнов, обозреватель газеты «Нижегородская правда», специально для «Русской народной линии»