План Божественного Домостроительства есть великая Тайна для людей. Что-то нам открывается в истории народов, племен и языков (одним словом наций). Что-то проступает в современности и требует христианского осмысления. Как понимать таинственные слова Священного Писания, что Бог будет судить не только всех людей, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр. 17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:4). Кто будет представлять эти народы? Заметим, не государства, царства, страны, а именно «народы, и племена, и языки».
Господь наш Иисус Христос искупил грех всех людей. Искупил ли Господь национальные грехи русских, французов, испанцев и т.д., то есть тех, которые еще не существовали реально, а только логосно? Наверно такой задачи вообще не существовало в начале христианской эры, как и христианских правителей, ответственных перед Богом за свои народы. Последние и будут отвечать на Страшном Суде не только за себя лично, но и за свой народ. Заметим только следующее. Как помимо Страшного последнего Суда есть еще и частный суд над людьми, так такой же частный Суд над Россией произошел в XX веке. Сонм мучеников и исповедников российских показал укорененность Православия в русском народе, и Россия получила шанс на дальнейшее существование в истории для решения каких-то задач Божественного Домостроительства.
За что были и будут судимы народы? За исполнение или неисполнение Воли Божией о них или за осуществление или неосуществление Божественного Домостроительства, для чего они и были созданы. И если одни народы не исполнили Воли Божией и исчезли из истории, то Божественные задачи не отменяются, а передаются другим христианским народам. Гибель Византии была вызвана уклонением от духовного смысла существования «ромеев». Уния с латинянами поставила «духовную» точку в их жизни и Московское царство, которое не признало Флорентийскую унию, стала преемницей Византии.
Какие конкретно цели (задачи) не исполнила Византия и потому ушла в небытие? Сохранение чистоты Православной веры. Сначала Люблинская, а затем и Флорентийская унии, показали, что Византия предала Православие, за что и поплатилась. Отметим еще и следующее. Если в 1274 году в Лионе посланцы императора Михаила Палеолога признали главенство папы, то Флорентийская уния показала, что уже не только император, но и патриарх, разделяют веру латинян. Хотя далеко не все приняли унию, дух народа был сломлен, и на его место пришла апатия и усталость, народ перестал хотеть жить.
Были и другие причины гибели Византии, и, прежде всего, папистский соблазн считать свою Церковь главной в православном мире, чего в принципе нет в Православии. Все поместные Церкви равны между собой. И потому Россия освобождала православные народы от Турецкого ига, Византия жестоко убивала сербов и болгар (чего стоит один Василий болгаробойца). Эти грехи перевесили все достижения Византии в культурном плане, о чём занимательно рассказал архимандрит Тихон (Шевкунов) в фильме «Византийский урок». Хотя фильм был скорее о России, чем о Византии, точнее выстроен с прицелом на современные взаимоотношения между Россией и Западом (Европой). Не буду оспаривать его выводы. Важнее понять какую главную задачу должна решать Россия на духовном плане бытия (уровне жизни) в свете Византийского урока. Сохранять чистоту Православия, прежде всего. Другие задачи, более частные и национальные, здесь не место обсуждать. Второй урок гибели уже Российской империи заключается в том, что решать Божественные задачи нам придется в полсилы, т.е. без самодержавной власти. Символично это выражено в былине о Святогоре и Илье. Ее глубоко воспринял И.А.Бунин и передал в прекрасном стихотворном переводе. Приведу его целиком, хотя самое главное в конце.
«На гривастых конях на косматых,// На златых стременах на раздатых,
Едут братья, меньшой и старшой, // Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое, // Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,//С черной крышкой, тяжелый,томленой
Вот и поднял её Святогор, // Лег, накрылся и шутит: «А впору!»
Помоги-ка, Илья, Святогору // Снова выйти на Божий простор!»
Обнял крышку Илья, усмехнулся,//Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху… Да нет, погоди! // «Ты мечем»!-слышит голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба, // Загорается сердце в груди,-
Но и меч не берет: с виду рубит, // Да не делает дела, а губит:
Где ударит – там обруч готов // Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа // Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья – Божья воля. //Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу… Отняла // Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину // На иные дела».
Нелегко признать горькую истину, что решать Божественные задачи нам придется без Монарха, по крайней мере, в течение долгого времени, а может быть и навсегда, да к тому же в полсилы. Но без этого понимания, без осознания этой реалии XXI века мы не сможем достойно существовать в мире.
Какие «иные дела» мы будем решать на духовном плане бытия в XXI веке? Это по-прежнему отношения с «латинянами», но уже в новом качестве. Католическая церковь – это последняя империя на земле. Прошло ее время. Архимандрит Тихон (Шевкунов) пишет: «Ни одна другая империя в истории человечества не прожила столь долго, как Византия. Она просуществовала тысячу сто двадцать три года. Для сравнения: Великий Рим рухнул через восемьсот лет, Османский султанат распался через пятьсот лет, китайская империя Цин – через триста, Российская империя просуществовала двести лет, Британская – сто пятьдесят, Австро-Венгерская около ста лет» (Архимандрит Тихон (Шевкунов). Гибель империи. Византийский урок. Москва. 2008. С.8-9).
Пришло время и теократической монархии Ватикана. Распад её неизбежен. Не ясно только по какому «сценарию» это будет происходить. По пути ли создания национальных церквей как в Китае. По принципу традиционализм – радикализм. Первые примеры: старокатолики, приверженцы архиепископа Лефевра. Возможны и другие варианты. В конечном итоге абсолютная власть папы будет отброшена, «непогрешимость» Римского первосвященника либо сузится до части католического мира, либо будет отменена вовсе. Последнее создаст единственную возможность объединить всех христиан в структуре Православной Церкви и единым фронтом выступить против антихристианского мира демократий. Такова духовная альтернатива XXI века и мы должны быть к ней готовы.