13 мая в Ватикане был обнародован документ Папской комиссии «Ecclesia Dei» под названием «Universae Ecclesiae» («Всей Церкви»), который представляет собой инструкцию к изданному папой Римским Бенедиктом XVI 7 июля 2007 г. motu proprio «Summorum Pontificum» о возможности служения латинской предсоборной (так называемой «Тридентской») литургии заинтересованными в этом клириками и верными, сообщает Сибирская католическая газета. Понтифик попросил тогда епископов в течение трех лет высказать свои пожелания в связи с этим. Ответом на эти пожелания, как и на другие обращенные к Ватикану просьбы дать разъяснения и указания, и стала упомянутая Инструкция, подготовленная Папской комиссией «Ecclesia Dei», которой поручено заниматься делами католических традиционалистов. Комиссию возглавляет кардинал Уильям Левада, являющийся вместе с тем префектом Конгрегации вероучения. Обнародованная 13 мая Инструкция датируется 30 апреля днем памяти «отца Тридентской Мессы», папы Пия V, а Бенедиктом XVI она была утверждена еще раньше 8 апреля.
В Инструкции отмечено, что предсоборный обряд, в согласии с Миссалом папы Иоанна XXIII от 1962 г., это имеющая ценность, а потому достойная сохранения экстраординарная форма Римской литургии. Однако общеупотребительной (ординарной) формой остается литургия согласно Миссалу Павла VI от 1970 г., являющаяся плодом послесоборной реформы. По этой причине группы верных, выступающие с ходатайством о разрешении им участвовать в служении дособорной литургии, не могут при этом ставить под сомнение значимости ординарной формы литургии или авторитета папы. Группа, получившая разрешение участвовать в дособорной Мессе, может складываться из лиц, принадлежащих к разным приходам или даже разным епархиям. В ней должен быть соответствующим образом подготовленный священник, имеющий достаточный уровень знания латинского языка и сам обряд. В связи с этим документ призывает епископов обеспечить возможности для такой подготовки в подведомственных им семинариях.
Библейские чтения на Мессе по «старому обряду» могут читаться на национальных языках, в случае торжественной формы совершения этой Мессы после того, как их споют по-латыни. В предсоборный Миссал 1962 г. должны быть включены формуляры Месс канонизированным с тех пор святым, а также тексты новых префациев. Всем священникам разрешено читать Бревиарий (Литургию часов) в его дособорной форме. Пострижение в тонзуру, а также уделение низших степеней посвящения и субдиаконата могут практиковаться в соответствии с Миссалом 1962 г. в монашеских орденах, в которых используется экстраординарная форма Римской литургии. При этом не отменяются постановления ныне действующего в Католической церкви Кодекса Канонического Права от 1983 г., согласно которому (кан. 266 § 2) причисление к чину клириков происходит с момента принятия рукоположения в сан диакона. В Инструкции также предусмотрено право апелляции групп, желающих использовать дособорную форму литургии, на решения местных ординариев к Папской комиссии «Ecclesia Dei», а от постановлений последней к Верховному Трибуналу Апостольской Сигнатуры.
В номере «LOsservatore Romano» от 15 мая с.г. помещен материал об однодневной конференции, прошедшей в Папском университете Св. Фомы Аквинского спустя день после оглашения инструкции о правильном применении motu proprio Бенедикта XVI «Summorum pontificum». На конференции, посвященной дискуссии над вышеупомянутым документом, выступил председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Он говорил о значении старой формы литургии для дела «внутрикатолического экуменизма». Если предприятие не увенчается успехом, считает он, то это будет иметь негативные последствия для всего экуменического движения. Кардинал Кох видит происходящее в гораздо более широкой перспективе. На самом деле речь идет о «реформе реформы», а также об окончательном отказе от так называемой «герменевтики разрыва» в интерпретации II Ватиканского Собора. Для председателя Папского Совета по содействию христианскому единству «главная проблема» современного Ватикана это не сторонники старой формы литургии, а те, кто не следует линии Бенедикта XVI в интерпретации наследия II Ватиканского Собора и не признает непрерывности церковной традиции. Далее кардинал Кох перечислил серию «дуализмов», в сетях которой оказалась церковная литургия в результате ошибочной реформы. Так, например, звучат утверждения, что до реформы Евхаристия понималась, прежде всего, как Жертва, а ныне прежде всего как трапеза. Что прежде в ней видели дело священника, а ныне дело всего собрания верных. С точки зрения ватиканского кардинала, подобных ошибочных интерпретаций Евхаристии ныне придерживаются широкие круги католиков, а потому инициатива Бенедикта XVI направлена на возвращение к прежней форме литургии. Именно таково, согласно кардиналу Курту Коху, главное намерение motu proprio Бенедикта XVI. С помощью этого документа папа надеется пробудить новое всецерковное литургическое движение, которое непременно будет вызвано уже самим фактом возвращения Тридентской Мессы в повседневную жизнь Католической церкви.
В своем послании по случаю столетнего юбилея Папского Института сакральной музыки Бенедикт XVI перешел к теме преемственности учения Церкви о литургии, отметив при этом, что целый ряд положений Конституции II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium», в том числе и относящихся к сакральной музыке, выполнен не был. Некоторые из этих положений и вовсе были признаны неактуальными, как якобы ограничивающие свободу и творческую активность личности или общины. Понтифик отметил, что в контексте нынешней дискуссии о путях продолжения литургической реформы очень важно не забывать, что субъектом литургического действа является не отдельный человек и не группа верных, совершающих Евхаристию, а Церковь в целом. Главный Субъект литургии Сам Господь Бог, а действует Он через Церковь, имеющую свою историю, богатую традицию и собственный творческий подход. Традиция и развитие должны быть связаны неразрывно. Именно эту преемственность отстаивали участники II Ватиканского Собора, подвел итог Бенедикт XVI.