Бенедикт XVI и литургическая реформа II Ватиканского Собора

Папа Римский предложил инструкцию по совершению Тридентской литургии

0
755
Время на чтение 4 минуты

13 мая в Ватикане был обнародован документ Папской комиссии «Ecclesia Dei» под названием «Universae Ecclesiae» («Всей Церкви»), который представляет собой инструкцию к изданному папой Римским Бенедиктом XVI 7 июля 2007 г. motu proprio «Summorum Pontificum» о возможности служения латинской предсоборной (так называемой «Тридентской») литургии заинтересованными в этом клириками и верными, сообщает Сибирская католическая газета. Понтифик попросил тогда епископов в течение трех лет высказать свои пожелания в связи с этим. Ответом на эти пожелания, как и на другие обращенные к Ватикану просьбы дать разъяснения и указания, и стала упомянутая Инструкция, подготовленная Папской комиссией «Ecclesia Dei», которой поручено заниматься делами католических традиционалистов. Комиссию возглавляет кардинал Уильям Левада, являющийся вместе с тем префектом Конгрегации вероучения. Обнародованная 13 мая Инструкция датируется 30 апреля днем памяти «отца Тридентской Мессы», папы Пия V, а Бенедиктом XVI она была утверждена еще раньше 8 апреля.

В Инструкции отмечено, что предсоборный обряд, в согласии с Миссалом папы Иоанна XXIII от 1962 г., это имеющая ценность, а потому достойная сохранения экстраординарная форма Римской литургии. Однако общеупотребительной (ординарной) формой остается литургия согласно Миссалу Павла VI от 1970 г., являющаяся плодом послесоборной реформы. По этой причине группы верных, выступающие с ходатайством о разрешении им участвовать в служении дособорной литургии, не могут при этом ставить под сомнение значимости ординарной формы литургии или авторитета папы. Группа, получившая разрешение участвовать в дособорной Мессе, может складываться из лиц, принадлежащих к разным приходам или даже разным епархиям. В ней должен быть соответствующим образом подготовленный священник, имеющий достаточный уровень знания латинского языка и сам обряд. В связи с этим документ призывает епископов обеспечить возможности для такой подготовки в подведомственных им семинариях.

Библейские чтения на Мессе по «старому обряду» могут читаться на национальных языках, в случае торжественной формы совершения этой Мессы после того, как их споют по-латыни. В предсоборный Миссал 1962 г. должны быть включены формуляры Месс канонизированным с тех пор святым, а также тексты новых префациев. Всем священникам разрешено читать Бревиарий (Литургию часов) в его дособорной форме. Пострижение в тонзуру, а также уделение низших степеней посвящения и субдиаконата могут практиковаться в соответствии с Миссалом 1962 г. в монашеских орденах, в которых используется экстраординарная форма Римской литургии. При этом не отменяются постановления ныне действующего в Католической церкви Кодекса Канонического Права от 1983 г., согласно которому (кан. 266 § 2) причисление к чину клириков происходит с момента принятия рукоположения в сан диакона. В Инструкции также предусмотрено право апелляции групп, желающих использовать дособорную форму литургии, на решения местных ординариев к Папской комиссии «Ecclesia Dei», а от постановлений последней к Верховному Трибуналу Апостольской Сигнатуры.

В номере «LOsservatore Romano» от 15 мая с.г. помещен материал об однодневной конференции, прошедшей в Папском университете Св. Фомы Аквинского спустя день после оглашения инструкции о правильном применении motu proprio Бенедикта XVI «Summorum pontificum». На конференции, посвященной дискуссии над вышеупомянутым документом, выступил председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Он говорил о значении старой формы литургии для дела «внутрикатолического экуменизма». Если предприятие не увенчается успехом, считает он, то это будет иметь негативные последствия для всего экуменического движения. Кардинал Кох видит происходящее в гораздо более широкой перспективе. На самом деле речь идет о «реформе реформы», а также об окончательном отказе от так называемой «герменевтики разрыва» в интерпретации II Ватиканского Собора. Для председателя Папского Совета по содействию христианскому единству «главная проблема» современного Ватикана это не сторонники старой формы литургии, а те, кто не следует линии Бенедикта XVI в интерпретации наследия II Ватиканского Собора и не признает непрерывности церковной традиции. Далее кардинал Кох перечислил серию «дуализмов», в сетях которой оказалась церковная литургия в результате ошибочной реформы. Так, например, звучат утверждения, что до реформы Евхаристия понималась, прежде всего, как Жертва, а ныне прежде всего как трапеза. Что прежде в ней видели дело священника, а ныне дело всего собрания верных. С точки зрения ватиканского кардинала, подобных ошибочных интерпретаций Евхаристии ныне придерживаются широкие круги католиков, а потому инициатива Бенедикта XVI направлена на возвращение к прежней форме литургии. Именно таково, согласно кардиналу Курту Коху, главное намерение motu proprio Бенедикта XVI. С помощью этого документа папа надеется пробудить новое всецерковное литургическое движение, которое непременно будет вызвано уже самим фактом возвращения Тридентской Мессы в повседневную жизнь Католической церкви.

В своем послании по случаю столетнего юбилея Папского Института сакральной музыки Бенедикт XVI перешел к теме преемственности учения Церкви о литургии, отметив при этом, что целый ряд положений Конституции II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium», в том числе и относящихся к сакральной музыке, выполнен не был. Некоторые из этих положений и вовсе были признаны неактуальными, как якобы ограничивающие свободу и творческую активность личности или общины. Понтифик отметил, что в контексте нынешней дискуссии о путях продолжения литургической реформы очень важно не забывать, что субъектом литургического действа является не отдельный человек и не группа верных, совершающих Евхаристию, а Церковь в целом. Главный Субъект литургии Сам Господь Бог, а действует Он через Церковь, имеющую свою историю, богатую традицию и собственный творческий подход. Традиция и развитие должны быть связаны неразрывно. Именно эту преемственность отстаивали участники II Ватиканского Собора, подвел итог Бенедикт XVI.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59