25 мая, в середине дня, мы направились на экскурсию по местам, связанным с темой Международной конференции по системе концентрационных лагерей и мест истребления сербов, евреев и цыган в Хорватском государстве в годы Второй Мировой войны, где находились концлагерь «Ясеновац» и места массового убийства сербов. Сначала мы приехали в местечко Донья Градина, само название которого («Нижний город») говорит о том, что здесь в былые времена был город, а во время Второй Мировой войны здесь находились поля сербских крестьян. Именно это место палачи-усташи превратили в «город мертвых», сделав его местом массовых казней православных сербов.
Если не знать этого, то можно только умиляться красотой здешних мест, располагающихся на берегу реки Савы, украшенном высокими деревьями и пением птиц. И на фоне этих природных красот мы слушали страшные рассказы об издевательствах над православными сербами, смотрели на котлы, в которых из убитых сербов варили мыло. Наш добрый друг Симо Брдар, который принимал участие в конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца», состоявшейся в Санкт-Петербурге, провел нас по дорожкам между захоронениями, где проводятся раскопки и извлекаются останки тел мужчин, женщин, стариков, убитых жесточайшим и варварским способом. Особенно трагичен и ужасен рассказ об обнаружении могильника, в котором были обнаружены останки нескольких десятков детей.
Предполагается, что в этом месте – Донье Градине – будет построен мемориальный комплекс, но пока здесь только ограничена территория, никаких памятных знаков еще нет, поскольку мемориализация этих мест началась только после окончания гражданской войны – с середины 1990-х годов. Поначалу работа эта велась лишь усилиями местных энтузиастов.

После посещения этих трагических мест мы направились в старинный сербский монастырь Моштаница, который находится в красивом ущелье. По преданию, этот монастырь был основан еще в XIII веке и восемь раз за все время его существования он сжигался дотла. Этот монастырь – Задужбина Неманичей. Задужбина - это храм или монастырь в Сербии, построенный на добровольные пожертвования влиятельных лиц на поминовение души. По документам нам доподлинно известно, что этот монастырь появился не позже XVI века, и последний раз он был уничтожен во время Второй Мировой войны усташами. Главный храм монастыря посвящен Архистратигу Михаилу. Монастырь этот также известен в сербской истории тем, что именно здесь был пострижен, а затем рукоположен в сан диакона почитаемой в Сербской Церкви святой Аввакум, который в середине XIX века был замучен турками в Белграде за то, что отказался принимать ислам.
После трапезы в монастыре Моштаница мы направились обратно в Баня-Луку, и во время нашего движения, которое продолжалось несколько часов, возник стихийный вечер русско-сербский дружбы. Мы пели сербские и русские песни, и оказалось, что сербы прекрасно знают и любят наши песни – «Подмосковные вечера», «Катюшу» и многие другие.
На этом конференция была завершена. На следующее утро мы простились с организаторами и направились в Сербию. Примечательно, что в сербских СМИ очень мало освещали эту конференцию. Местные СМИ Республики Сербской довольно обстоятельно рассказали о ней, посветили конференции телесюжеты, однако белградские СМИ практически обошли конференцию молчанием. Это стало печальным знаком состояния сербской политической элиты и журналистского сообщества Сербии. Сербская элита не хочет вспоминать о Ясеноваце, так как это мешает ее прозападно-настроенной части вступать в Европу.
На пути в город Шабац мы узнали печальную новость о том, что арестован генерал Ратко Младич. Я был свидетелем того, как сербы вслушивались в сообщения радиоприемника, смотрели телевидение в общественных местах, и чувствовалось, что они никак не могут поверить, что это свершилось. И еще одно печальное свидетельство состояния сербской политической элиты - официальная реакция на арест генерала Младича. Откровенную радость и удовлетворение демонстрировало нам сербское телевидение…
В такой печальный день нам пришлось провести встречу в сербском городе Шабац, посвященную русско-сербским отношениям, их истории и сегодняшнему этапу. Шабац - один из крупнейших центров на северо-западе Сербии, старинный город, где произошло несколько важных для сербов событий. Здесь сербским вождем Карагеоргием в XIX веке была одержана первая победа над турками и здесь же, недалеко от Шабаца, на горе Цер была одержана первая победа сербов в Первой Мировой войне.
На вечере мы встретились с несколькими десятками православных сербов. Встречу эту организовало Братство имени короля Милутина, а открыл ее председатель Братства Предраг Вукославлевич. Он представил нас участникам вечера. Помимо меня и Павла Тихомирова в вечере также участвовали наши друзья – представитель «Русской народной линии» в Сербии издатель Ранко Гойкович и профессор Зоран Милошевич, который выступил с докладом «Восточная политика Евросоюза и уроки для Сербии», представляющий интересный анализ политики ЕС в отношении славянских стран. Ранко Гойкович рассказал о нашем пребывании в Сербии и Республике Сербской, а Павел Тихомиров в своем выступлении отметил, что нынешняя ситуация в Сербии очень похожа на положение в России во времена «позднего» Ельцина, а значит, как заметил Павел, «скоро будет лучше, потому что хуже уже некуда».
Я в своем выступлении говорил о церковной ситуации, напомнив слова Бжезинского о том, что после развала СССР целью США является Русская Православная Церковь, и в связи с этим неудивительна активизация модернистов, экуменистов и филокатоликов; рассказал о нашей конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца», о принятых на ней решениях. Было задано множество самых разных вопросов – о Царе, Церкви, Путине, соборности. Мы встретили очень теплый прием, в ходе которого было видно, что сербов действительно интересует современное положение дел в России.
В конце встречи произошло событие, очень меня умилившее. Ко мне подошла старушка, которая сообщила, что она тоже является членом братства, каждый день молится за русских и Россию и очень почитает святого Царя Николая, день памяти которого она чтит как свой день Славы (День Славы – сербский праздник семейного святого). Это было очень трогательно слышать, так как являлось контрастом на позицию, занятую нынешней сербской политической элитой. Получалось, что с простыми сербами мы находили очень много общего, чего не скажешь, к сожалению, о представителях нынешней сербской политической элиты.