Сербский дневник

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов о пятом и шестом днях своего визита в Сербию

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов вместе с историком и публицистом Павлом Тихомировым находится в эти дни с визитом в Сербии. Мы будем регулярно публиковать отчеты главного редактора РНЛ о мероприятиях, в которых он принимает участие. Предлагаем читательскому вниманию сообщение Анатолия Степанова, в котором он рассказывает о днях, проведенных на Сербской земле. Первый отчет был опубликован на РНЛ 20 мая, второй – 21 мая, третий - 23 мая.

В воскресенье вечером, совершив пятичасовой переезд, мы прибыли в город Баня-Лука, столицу Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Баня-Лука - старинный сербский город, довольно большой по местным меркам. В нем около 300 000 человек. Город раскинулся широко, на холмах и в низинах. Но центр города довольно компактен. Нас поселили в самой лучшей гостинице города, гостинице «Босна», которая находится в нескольких шагах от Скупщины (парламента) Республики Сербской и резиденции президента государства. Рядом находится величественный собор Христа Спасителя, по архитектуре напоминающий храм в знаменитом косовском монастыре Грачаница.

Храм был разрушен хорватскими фашистами-усташами в 1941 году. Они намеревались превратить Баня-Луку в столицу своего независимого государства Хорватия, которое было создано под протекторатом фашистской Германии. После окончания войны на этом месте новые коммунистические власти Югославии установили памятник павшим за освобождение страны, чем практически сняли вопрос о восстановлении этого величественного собора. И только в 1989 году власти решились, наконец, на перенос памятника павшим на соседний сквер и на решение о восстановлении собора. Однако начавшаяся гражданская война замедлила темпы строительства, и только в прошлом году этот красавец-собор был восстановлен. Он и впрямь смотрится очень и очень величественно.

В понедельник состоялось заседание Международной комиссии по установлению истины о Ясеноваце, которое вел бессменный председатель комиссии, академик Сербской Академии наук профессор Срболюб Живанович. Комиссия призвана расследовать злодеяния хорватских усташей в системе концентрационных лагерей Ясеновац. Этому будет посвящена и пятая международная конференция, которая открывается во вторник.

Тема конференции - злодеяния усташей против детей. В системе лагерей Ясеновац было несколько специальных детских лагерей, где уничтожались дети. По подсчетам профессора Милана Булаича, скончавшегося недавно и занимавшегося очень долго этой темой, известны имена 70 000 детей, убитых в лагерях смерти. Однако, по предварительным данным, это число значительно больше. Как предполагают, убито было более 110 000 детей до 14 лет.

Еще раз стоит подчеркнуть, что в Хорватии было несколько детских концентрационных лагерей, что даже для немецких нацистов было редкостью. Нацисты были по сравнению с усташами более гуманными, если здесь уместно употребить это слово.

Профессор Живанович также сообщил о том, что в этом году его заместителем по комиссии будет научный сотрудник Института славяноведения Российской Академии Наук Анна Филимонова. В прошлом году его заместителем был американец сербского происхождения господин Богданович. Еще одна приятная новость. В состав комиссии был включен на этом заседании постоянный автор «Русской народной линии» историк Павел Тихомиров.

К конференции был специально выпущен сборник о страданиях детей. Это небольшой текст, переведенный на 18 языков мира. В ходе заседания Международной комиссии выступили ее члены. Представитель сербских цыган Драголюб Ацкович, отец которого был в лагере Ясеновац, рассказал о новых свидетельствах о геноциде против цыган. В этих лагерях было уничтожено не только 700 000 сербов, но и несколько десятков тысяч цыган, а также евреев.

В ходе заседания Международной комиссии Ранко Гойкович рассказал о нашей конференции, которая проходила в Петербурге, и обратил внимание на то, что конференция в России поставила вопрос об ответственности, прежде всего, за злодеяния в лагерях смерти Ватикана и Католической церкви. Обычно ставится вопрос лишь об ответственности хорватского государства за геноцид против сербов.

После обеда состоялась очень интересная экскурсия по памятным местам, связанным с конференцией. Сначала мы посетили францисканский монастырь Петрушевац, где 6 февраля 1942 года собрались усташи во главе с фра Филипповичем, и отсюда на следующий день, рано утром, 7 февраля 1942 года началась резня православных сербов. Только за один день было убито более 2 000 человек. Начали убивать сербов-шахтеров, возвращавшихся после смены домой. Причем убийцы распустили накануне подлые слухи о том, что будет гражданам раздаваться материальная помощь, и поэтому всем надо ожидать и сидеть дома. Семьи собрались дома, но пришли к ним вместо помощи убийцы. После войны монастырь был разрушен, однако после визита папы Римского Иоанна Павла II в 2003 году на деньги Ватикана сейчас восстанавливается, и восстанавливается по современным представлениям о красоте. Это поистине ужасное зрелище.

Следующим объектом нашей экскурсии была школа в местечке Шарговач в Баня-Луке. Сейчас это территория города. Там находится средняя школа, а во время войны находилась начальная школа, где учились дети с 1-го по 4-й классы. Сюда явилась группа усташей и потребовала от учительницы-хорватки, чтобы она разделила детей по национальности на сербов и хорватов. Когда она это сделала, то они убили всех сербских детей, их было 52 ребенка. И эту учительницу-хорватку, молодую девушку 21 года, затем отправили далеко, подальше от этого места. Рассказывают, что она потом сошла с ума, не смогла перенести этого ужаса, участницей которого, видимо, невольной, оказалась. Одна девочка не пришла в этот день в школу и осталась жива.

В этой школе помнят об этой страшной трагедии. Недавно проводили конкурс рисунков, и мы видели эти рисунки. Это глаза, слезы и порубленные цветы. Администрация школы надеется поставить на территории школы монумент погибшим детям, однако власти пока не разрешают это сделать, видимо, из соображений толерантности.

Следующим местом нашего посещения стал храм святого великомученика Георгия Победоносца. В этом храме находится икона Баня-Лукских мучеников, на которой изображены и пострадавшие дети, священники и взрослые. В храме также находится икона епископа Платона Баня-Лукского. Усташи предложили ему уехать из Баня-Луки, поскольку он не был уроженцем этих мест, был родом из Сербии. Однако епископ отказался, сказав, что свою паству не оставит. Он принял мученическую кончину. Его тело со следами страшных пыток было обнаружено вскоре в реке.

В храме создана крипта для мощей Баня-Лукских мучеников, однако власти пока тоже не разрешают перенести с кладбища останки пострадавших в этой резне православных сербов. Храм этот строили 20 лет, с 1989 года. В нем на двух стенах, справа и слева, выбиты имена всех умученных сербов, это более 2 000 человек.

Затем нам показали могилу, где захоронены останки пострадавших в этой резне сербов. Долгое время их не разрешали хоронить вместе. Только в 1965 году власти разрешили собрать останки пострадавших и похоронить их на самом высоком холме Баня-Луки, установили там памятник со звездой вверху. В 1991 году вместо звезды был установлен православный крест, однако священнослужители, православная общественность надеются, что следующим шагом будет все-таки перенесение мощей в храм.

Затем, после экскурсии, состоялось продолжение заседания комиссии, во время которого был представлен проект мемориального комплекса в селе Донье Градине, месте наибольшего количества убийств в системе лагерей Ясеновац. Там планируется создать музей, мемориал, но пока еще работы в самом начале. Инициаторы проекта намереваются сохранить среду, создать там научно-исследовательский центр и построить церковь, в которой собрать все кости убитых во время этого страшного злодеяния. К этому месту будет вести «тропинка страдания».

Затем состоялась презентация проекта церкви, сербской православной капеллы Ясеновац Донья Градина, которую намереваются поставить на территории мемориального комплекса. Архитекторы разработали несколько проектов в разных стилях, характерных для сербского храмостроительства, и теперь ждут решения от духовных и светских властей.

Вечером состоялось посещение Краеведческого музея Республики Сербской, где был продемонстрирован фильм, в котором содержались свидетельства очевидцев концентрационных лагерей, выживших людей в этом лагере смерти.

Вечером нас ждала приятная встреча с представителями сербской православной элиты, с профессорами местного университета - с профессором Маровичем, профессором Милутиновичем и другими сербами, состоялось теплое общение. Удивительно видеть эту любовь простых православных сербов к России, интерес к России и знание ситуации в России, тревогу за ситуацию в Церкви. Видно, что для православных сербов русско-сербское братство - это не политес, не пустой звук, а глубокое чувство, выстраданное чувство.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. За что Господи,,,?

Случилось так,что сегодня,случайно ли?,прочел статью Симо Брдара и Славка Брдара "Концентрационный лагерь Ясеновац(1941-1945)",посмотрел фильм "Бог и Хорваты" и вот вечером увидел вашу статью.От увиденного и прочитанного до сих пор в глубоком раздумье о многострадальном народе,"за что Господи?".Святые Отцы дают мудрый совет,видеть грех в человеке отдельно от человека.Какой Любовью нужно обладать.чтобы увидеть в нелюдях людей.Папские католические "священники" участники в массовых зверствах и убийствах по благословению Папы,суть,волки хищные!Мы,живущие ныне,делаем вид,что ничего не было и ничего не происходит.Кто же мы?Господи прости и помилуй.

Дмитрий / 25.05.2011

1. Re: Сербский дневник

Истинно так: "Видно, что для православных сербов русско-сербское братство - это не политес, не пустой звук, а глубокое чувство, выстраданное чувство". "Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы". Свт.Николай Сербский.

Лидия Александрова / 24.05.2011
Анатолий Степанов:
«Чёрная суббота» Православия
О последствиях признания Элладской Церковью ПЦУ
14.10.2019
Горбачев, распуская СССР, должен был застрелиться, но он был спокоен...
Беседа с главным редактором газеты "Слово" Виктором Алексеевичем Линником
07.10.2019
Подлинно русский талант
Мэтру отечественного кинематографа Александру Михайлову – 75
04.10.2019
Все статьи автора
"Русская цивилизация и Ватикан"
Оправдание экуменизма политикой
О статье журналиста ИА «Регнум» «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви»
15.10.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Схиархимандрит Иоанн
В воюющей Сирии. 14 часть
09.09.2019
«Странствующий отшельник»
В воюющей Сирии. 13 часть «Экуменизм есть некий род вселенской религии»
05.09.2019
Опричники Ватикана
Написано в середине 90-х, а звучит до сих пор актуально
02.08.2019
Все статьи темы