«С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых. Но по другому я поступить не мог, потому что эти священнослужители, самочинно прекратив поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дерзновенно попрали Определение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и поставили себя, по существу, вне Русской Православной Церкви», - говорится в обращении правящего архиерея, опубликованном на сайте епархии.
«В своем обращении к Святейшему Патриарху они ссылаются на 15-е правило Двукратного Собора и 3-е правило 3-го Вселенского Собора, якобы дающие им такое право. О чем же говорят эти правила? В 3-м Правиле Третьего Вселенского Собора говорится: "...повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам". Во-первых, прежде всего, необходимо особо подчеркнуть слова правила "…единомудрствующие с православным и вселенским собором...", то есть речь идет о неподчинении епископам, отступившим, или отступающим от православия в ересь, уже осужденную собором, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не осужден собором, а избран им на высокий и ответственный свещник церковного служения», - пишет архиерей.
«В 15-м же правиле святаго Константинопольского Двукратного Собора прямо говорится: "...аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступите от общения с своим Патриархом, и не будет возносите имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил бытии совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии". "Впрочем, - говорится далее в правиле, - сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с Предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами эпитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений"», - напоминает владыка Николай.
«Из этого правила обвинители Патриарха взяли только конец, не обращая внимания на предыдущие слова правила, в которых говорится, что не подлежат эпитимии и достойны чести, подобающей православным, только те, кто отделяется от общения с Предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви...". В какой же "ереси" обвиняют авторы обращения Патриарха? Они обвиняют Патриарха в том, что он ведет нас по пути экуменизма и унии с папизмом. Но разве это проповедует Святейший Патриарх всенародно, разве об этом учит он открыто в Церкви? Разве в наших православных храмах совершаются экуменические моления? Или с церковных амвонов призывают к унии с папизмом? Я со всей ответственностью заявляю: это ложь и клевета на Предстоятеля нашей Церкви! Этого нет и никогда не будет, пока живы в наших сердцах православная вера и верность Матери нашей Церкви, которую трое бывших наших священнослужителей усердно поливают грязью на потеху всех врагов Православия и на радость извечному врагу нашего спасения – диаволу», - утверждает архиерей.
«Своими действиями авторы обращения к Патриарху не "потщились охранити Церковь от расколов и разделений", а, напротив, - внесли раскол и разделение, посеяли смущение в сердцах верующих, - говорится далее. – Они не только не "достойны чести, подобающей православным", но всяческого осуждения и прещения. "Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, говорится в 13-м Правиле святаго Константинопольского Двукратного Собора, - не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера". И, как предупреждение всем, слышащим или читающим ныне наши слова, звучат последние слова вышеуказанного правила: "Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу" - Великому Господину и Отцу нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу».
Как сообщается в опубликованных на епархиальном сайте указах, указанные пастыри запрещаются в служении «за распространение ложных и клеветнических мнений о Русской Православной Церкви и ее Предстоятеле, за отказ поминать имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за богослужением, что является дерзким противопоставлением себя Определению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, за свои противоправные действия, ведущие к разделению и расколу среди духовенства и верующих Ижевской и Удмуртской Епархии и всей Русской Православной Церкви, на основании 39-го и 55-го Правил Святых Апостолов и 13-го Правила Святого Константинопольского Двукратного Собора». Запрещение в священнослужении действительно до полного покаяния пастырей в содеянном. «Если Ваши противоправные действия, направленные на разделение и раскол среди духовенства и верующих, будут продолжаться, то к Вам будут применены более строгие меры церковного прещения, вплоть до лишения священного сана», - предупреждает архиерей.