«И, кстати, та же болезненность ярко проявилась и в самом обращении удмуртских священников: безапелляционный тон ультиматума, желание отъединиться и размежеваться с церковным сообществом прежде, чем начать с ним диалог, практически не оставляют никакого выбора. И хотя ревность этих батюшек за чистоту Православия вызывает уважение, однако не нужно забывать, что Церковь жива принципом соборности, а потому все эти проблемы и надо было бы соборне обсуждать и врачевать. Своим же отделением эти священники фактически показали, что они не оставляют за Церковью надежды на исцеление – и вот это как раз самое прискорбное во всей этой ситуации», - подчеркнул отец игумен.
В с вою очередь, клирик Богоявленского собора в Елохове, священник Алексий Козливсков отметил, что Церковь – это единство благодати, единство любви к Богу и друг к другу. «Если так мыслить, то Церковь – это семья, это родные братья и сестры, отцы и дети, объединенные любовью. А там, где нет любви, там нет благодати, нет Церкви. Клирики Ижевской епархии, нарушив канонические запреты обращаться к миру, поступили не по любви», - сказал он.
«Какими бы острыми ни были проблемы, затронутые в их открытом письме, решать их нужно внутри Церкви по любви, а не в этом ультимативном тоне. Если у отца есть немощи и недостатки, это переживается внутри семьи, а не обсуждается в СМИ. Иначе получается хамство и раскол», - отметил отец Алексий.
«Православная вера – это последняя духовная скрепа, объединяющая весь наш народ, хранящая русскую цивилизацию. И так слишком много внешних сил, стремящихся выбить эту скрепу, разрушить нашу цивилизацию, скомпрометировать нашу веру и Церковь. Негоже нам еще и внутри ссориться и раскалываться. Наша задача – устоять и сохранить наш Русский мир и единство, опираясь на веру во Христа», - заключил пастырь.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, согласился, что, как и в любом другом сообществе, проблемы в Церкви есть. «Но мы должны жестко различать Церковь небесную торжествующую и Церковь земную воинствующую. Церковь земная никогда в своей истории не была свободна от тех или иных проблем, которые беспокоили и беспокоят современников. Но это нисколько не умаляет достоинства самой Церкви», - сказал он.
«Действительно, кое-что из того, на что указывается в этом обращении, требует внимания и решения. Но ни в коем случае нельзя решать эти проблемы, уходя из Церкви, покидая ее, увлекая за собой людей. Это способ не решения проблем, но их обострения», - подчеркнул отец Тихон.
«Что делать, когда кто-то, покидая собрание, хлопает дверью, заявляя: "У вас здесь все плохо и жить здесь невозможно"? При этом ничего реально приемлемого и конструктивного не предлагается. Только осуждения и обвинения. В результате мы видим раскол – уход людей из Церкви. И судьба их духовная под большим вопросом», - отметил он. «Да, проблем у нас много, но решать их нужно, не покидая Церковь, но оставаясь в ней», - заключил отец Тихон.