В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон города Москвы «Об универсальной электронной карте». В текст закона внесена поправка следующего содержания: «Поступление от гражданина заявления об отказе от получения универсальной электронной карты не лишает его права на получение государственных и муниципальных услуг в иных формах».
В связи с подписанием столичным мэром закона «Об универсальной электронной карте» и внесением вышеприведенной поправки мы попросили известного православного юриста, адвоката Московской коллегии адвокатов, члена Правления НП «Родительский комитет» Ларису Павлову дать юридическую оценку внесенной поправке.
«Эта поправка не решает проблем. Она не гарантирует защиту права человека на свободу договора и на свободу гражданских отношений. Дело в том, что выражение "не лишает его права на получение государственных и муниципальных услуг в иных формах" (ещё не хватало, чтобы она лишала этого права!), содержащиеся в тексте поправки, как бы говорит, что обладание этим правом не является бесспорным, что человек для того, чтобы этим правом обладать, должен письменно отказаться от получения универсальной электронной карты. То есть его волеизъявление поставлено в зависимость от какого-то документа. На слушаниях в Общественной палате, которые прошли 24 марта, об этом как раз и говорили. Внесенная поправка дает универсальной электронной карте преимущественное положение. При этом данная поправка не несет никакой правовой нагрузки и не защищает права граждан.
Властями заявляется, что универсальная электронная карта носит добровольный характер, но фактически это не так. Если бы карта носила добровольный характер, то желающие ее получить должны были бы писать заявление о своем желании. Однако, согласно внесенной поправке, заявление должны будут писать те граждане, которые отказываются от ее получения. Иными словами, принятый закон делает универсальную электронную карту обязательной, а не добровольной, так как он связывает предоставление государственных и муниципальных услуг с наличием универсальной электронной карты, а те же граждане, которые не захотят обладать этой картой, вынуждены будут писать соответствующее заявление.
Если бы универсальная электронная карта носила добровольный характер, то право бумажного носителя предоставлялось бы по умолчанию. Ведь каждый человек имеет бесспорное право на получение государственных и муниципальных услуг по умолчанию на основании бумажных документов. Поэтому было бы правильнее, если бы заявление писали те граждане, которые желают получить универсальную электронную карту».