Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий шестидесятник

04.03.2011


Иерей Александр Шумский о Вадиме Валериановиче Кожинове …

…Вот летят, вот летят…Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Николай Рубцов

Однажды Вадим Валерианович Кожинов, размышляя над феноменом великого русского поэта Николая Рубцова, заметил, что необыкновенный талант поэта расцвел в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях. Представьте, говорил Кожинов, что в мрачном корабельном трюме, в который едва проникает солнечный свет, в котором полно мокриц и слизняков, вдруг выросла и распустилась прекрасная роза. Разве это не чудо?

Но это глубокое образное размышление о Николае Рубцове вполне можно отнести и к самому Вадиму Кожинову. Его становление как личности и автора происходило в так называемый шестидесятнический период, который характеризуется словом «оттепель». Что такое хрущевская оттепель, если говорить по существу? Это период формирования в интеллигентской среде ярой русофобии под видом разоблачения сталинизма. Сейчас не время разбирать подробности этого оттепельного периода. Конечно, он неоднозначен, конечно и в нем были весьма даровитые представители, несводимые к какому-то одному знаменателю. Но все же генеральная линия шестидесятничества – это антисталинизм, антисоветизм и русофобия. Именно в этот период были заложены мины замедленного действия, которые рванули в годы горбачевско-ельцинских реформ. Распад СССР и развитие тоталитарного либерализма, совершенно большевистского по духу, есть прямое следствие хрущевской оттепели и деятельности шестидесятников.

Главнейшим отцом-основателем шестидесятнического диссидентства и диссидентства вообще был Александр Исаевич Солженицын, нанесший непоправимый ущерб России и русскому народу своей антигосударственной, антиимперской, толстовской идеологией. Слава Богу, что имперский сталинский импульс оказался достаточно сильным, чтобы не позволить уже в семидесятые годы прошлого века совершиться краху СССР и советского государства. Но, любой, даже самый мощный импульс, в конце концов теряет напор, затухает и рассеивается. И вот сегодня мы видим, что разрушительные книги Солженицына уже официально вводятся в школьную программу! И какой зловещий знак видится в том, что происходит это именно в момент проведения чудовищной по цинизму и разрушительности русофобской реформы российского образования.

Солженицын, словно взорвавшийся литературный Чернобыль, облучил своей деструктивной энергией шестидесятническое поколение, да и другие, более поздние, тоже. И расплодились в трюме нашего российского корабля антисоветские и русофобские слизняки и мокрицы в огромном количестве. Я отношусь уже к семидесятническому поколению, но очень хорошо ощущаю дух разговоров, ведущихся на шестидесятнических кухнях, поскольку этот дух во многом передался и нам, семидесятникам. На этих шестидесятнических – семидесятнических кухонных сборищах разрешено было все: материться, заниматься развратом, пьянствовать, совершать житейские подлости, но категорически запрещалось только одно – хоть в чем-нибудь, хоть в самой малейшей степени, позитивно отзываться о советской власти и вообще о советском времени. И, естественно, всякий принимавшийся в кухонную диссидентскую ложу, должен был пройти, своего рода, обряд посвящения, то есть публично засвидетельствовать свою лютую ненависть ко всему советскому. Стоило кому-то из кухонных братьев усомниться хотя бы в одном из пунктов «катехизиса шестидесятника», как его тут же с позором изгоняли с кухни, крича вдогонку: «Дурак, предатель»! А дураком, как заметил еще Достоевский, русский интеллигент боится прослыть пуще всего. Но, надо сказать, что в этом кухонном антисоветизме был один существенный нюанс. Безоговорочно и однозначно отрицались только Сталин и весь сталинско-державный период. Я помню, как один из кухонных братьев заявил: «Если меня спросят, кого я больше всего люблю, то я затруднюсь с ответом. Может быть – это мама, может быть – жена или дети. Но если меня спросят, кого я больше всего ненавижу, то я отвечу однозначно – Сталина». Что же касается непосредственно большевистского периода, продолжавшегося до момента, когда Сталин обрел полноту власти, то здесь мы видим совсем другую картину. Например, Лев Троцкий рассматривался кухонной братией как герой в борьбе со Сталиным и как жертва сталинского режима. Да и к Ленину разрешено было относиться с симпатией. Это неудивительно, потому что ядром кухонно-диссидентской ложи всегда были люди, близкие Троцкому и Ленину не только по духу. А русофобия на кухнях вообще не знала никаких ограничений.

И вот среди этой кухонной шестидесятнической слизи, в этом кухонном диссидентском трюме, куда едва проникал тусклый закатный западный свет, появился Вадим Валерианович Кожинов. Конечно, и он какое-то время исповедовал солженицынский «катехизис шестидесятника». Но уже с самого начала его отличительным знаком была непоколебимая русскость, это его драгоценное природное свойство. Эта русскость, помноженная на феноменальную одаренность, позволила ему устоять и не поддаться тлетворному троцкистскому духу затхлой кухни. Ему довольно быстро стало там просто скучно, и он покинул кухонную ложу. Никто не посмел крикнуть ему вдогонку: «Дурак!», потому что он был на голову выше всей кухонной слизняковой братии по таланту и интеллекту. А обвинения в предательстве его вообще не волновали, потому что он и ушел с кухни, увидев, что там продается и предается Родина и русский народ. Предателями были они, а он оказался одним из величайших русских духовных воинов.

Книги Вадима Кожинова – это мощнейший контрудар по солженицынско-шестидесятнической идеологии, по диссидентскому нигилистическому взгляду на русскую и советскую историю. Я не знаю, сознавал ли сам Вадим Валерианович, что он борется, прежде всего, с Солженицыным. Но это и неважно. На мой взгляд, есть все основания рассматривать творчество Кожинова как равновеликий противовес Солженицыну. Убежден, что во времени полная победа будет за Кожиновым.

Я не сомневаюсь, что Вадим Валерианович не только один из самых выдающихся мыслителей и историков второй половины XX века, но не затерялся бы он ни в золотом XIX веке, ни в серебряном. Легко представляю Вадима Кожинова в компании Константина Леонтьева, Николая Данилевского, Аполлона Григорьева. Уверяю вас, он был бы там своим. Естественным вижу его равноправное творческое общение и с Василием Розановым, и с Николаем Бердяевым, и с Дмитрием Мережковским. Ни в чем не уступает Кожинов и лучшим западным интеллектуалам, вроде Шпенглера и Тойнби, не говоря уже о Шмидте с Юнгером.

Иерей Александр ШумскийКонечно, рассуждая о личности Вадима Валериановича, нельзя не вспомнить великого философа и филолога Михаила Михайловича Бахтина, который оказал на Кожинова очень большое позитивное влияние. Именно от Бахтина воспринял Кожинов гениальную идею незавершенности, предстояния самому себе и идею диалогичности. Это позволило Вадиму Валериановичу понять очень важную истину – не может быть в бытийственном процессе остановки, прерывания преемственности, черных дыр. Есть единый процесс становления, в котором «все впереди и всегда будет впереди», как говорил Бахтин. Естественно, все это относится и к советской эпохе, диалогически связанной как с прошлым, так и с будущим.

И Кожинов бросил вызов шестидесятнической либеральной идеологии, утверждающей, что советский период – черная дыра русской и мировой истории. Он не просто выдвинул тезис о неразрывности нашей истории, о ее единстве и преемственности, он это блестяще доказал в своих книгах, в своих неподражаемых интервью, в своих публичных диспутах с оппонентами. Кожинова никто из либеральных оппонентов никогда не мог сбить с толку в полемике. Он всегда с блеском выигрывал. Он, безусловно, исцелил сознание многих русских интеллигентов. Можно сказать, что Кожинов вернул в общественное русское сознание идею целостности и неразрывности отечественной истории. Например, он одним из первых не побоялся сказать и доказать, что в советском искусстве, в соцреализме был большой стиль, был имперский и русский стержень. Он победил солженицизм и коллективного Троцкого. При этом Вадим Валерианович никогда не впадал в противоположную крайность, то есть в глупое советофильство. Он был предельно объективен. Во всяком случае, я более объективного исследователя советской эпохи не знаю.

Неподражаем кожиновский стиль, сочетающий богатство языка, высочайшую литературность с ясностью и глубиной. Его легко читать, любая книга Кожинова проглатывается без отрыва. Поражает его свобода перемещения в историческом времени. И здесь нельзя не вспомнить еще одного великого историка Льва Гумилева, с которым у Вадима Кожинова была несомненная преемственность. В своем сознании он держал тысячи ассоциаций, позволяющих ему делать головокружительные, парадоксальные сопоставления. Антиномичность кожиновского мышления поразительна. Он, как никто, умел дать целостную, универсальную историческую картину, и здесь мы видим торжество полифонического, диалогического мышления над либерально-большевистским монологическим мышлением.

Анализируя причины распада СССР, Кожинов на первое место выдвинул утрату в Российском обществе веры в свое государство. Так же он объяснял и падение России в 1917 году. На мой взгляд, это очень точно – утрата веры. Особенно это актуально в наши дни, когда идет мировая либеральная революция, в вихре которой закружилась уже и Россия. И наша задача сейчас во что бы то ни стало эту веру не утратить, так как по мнению Вадима Кожинова еще одной революции Россия не выдержит. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы остановить либеральную революцию в России.

Иногда православные церковные люди упрекают Вадима Кожинова в недостаточной церковности. Может быть формально так оно и есть. Но верующим человеком он был, во Христа веровал, что для человека, вырвавшегося из шестидесятнического плена, совсем немало. Раба Божьего Вадима отпевали в православном храме, мы молимся за него. Но самое главное, что все его творчество пронизано христианским духом, неизбывно связанно с Православием. Немногих достойных людей смогут представить шестидесятники в свое оправдание, и первым из них, несомненно, будет великий Вадим Кожинов.
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 28

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

28. lucia : фрументий
2011-03-15 в 17:20

Как приятно читать здравые суждения.
27. Марина : Re: Великий шестидесятник
2011-03-15 в 16:48

о.Александр! Так люблю Ваши заметочки, а тут - СОВЕРШЕННО не согласна в рисунке противопоставления. Почему Кожинов-Солженицын??! Это не так! Вот я - тот человек, который молится и том и о другом. Да, на кухнях "любили" Алексанра Исаевича, но его не читали! Те, кто читали что-то кроме ГУЛАГа мигом переставали "любить". Имею смелость - подтвержденную тем, что читала А.И.Солженицына, видимо, "всего" (даже, якобы не читаемое "Красное колесо") - посчитать, что Вы его давно не читали. Солженицын любит Россию. Когда "кухонные" диссиденты раскусили этого ренегата, то скоро вся любовь ушла, и кумиром кухонь стал акад.Сахаров, несчастный русский потомок священнического рода, полностью порабощённый шабесгой... Эти кухонники могли "любить" Солженицына т о л ь к о не читая его!
о.Александр!я очень люблю и уважаю Вадима Валерьяновича, и опять имею смелость сказать, что читала его весьма много. По литературе - нет, не читала, но по историософии России 20 века, думаю, читала всё. Мне это очень много дало, я ему благодарна так, как может благодарить человек, у которого в какой-то момент разъехалась действительность, а ему её собрали и выстроили.
Повторюсь: Вы избрали крайне не точное противопоставление. Вы перечитайте "В круге первом", "Раковый корпус" - это великий русский писатель! Не ставьте ему каждое лыко в строку - ведь он живой человек и был в становлении, я и сама не со всеми его взглядами согласна, но ведь Солженицын - не Священное Писание!.. Посмотрите его полемику с Сахаровым, как он потом сам напишет: "нас разделила Россия".
Вы очень огрубили реальность, нет, ни Кожинов против Солженицына. "Кто-то" там другой...
И уж Троцкого Солженицын понимал и ненавидел, как врага России, уж в "Феврале" всё есть... тяжёлая, замечу, книга, а вот, чтобы понять 1991 год - стоит почитать, технологии-то те же.
26. фрументий : Ненужные откровения о. Георгия
2011-03-07 в 13:53

Дорогие Братья и Сёстры. Признаюсь, что некоторые комменты, увы, вызывают у меня сильное неприятие. Дьякон Георгий, ругает Сталина, Не православный государь, тиран, марксист-ленинист!!! Беда. Подобный морализующий дилетантизм, наверное хороших людей, принёс нам уже много бед. Постораюсь высказаться маx. коротко. Сталин пришёл не на смену Царю, а как альтернатива Ленину-Троцкому. Сталин превратил Россию в индустриальную империю, вывел в космос и выиграл все войны, которые вёл. Не уверен, что о Петербургской монархии последнего периода, можно сказать тоже самое. Вспомните, проигранную позорно войну с Японией. Люди, которые думают, что на ядерные угрозы Запада, можно ответить Крестным ходом, глубоко заблуждаются. Да, теоретически монархия лучше, но здесь и сейчас, не нужно делать из Церкви, что-то архаичное, скучное, враждебное мощи государства. Посмотрите как оценили Сталина, современные ему русские архиереи, напр.св. Лука Крымский. А то, так и останемся с бездарными поэтами и их тараканами, или, что совсем плохо, с Немцовами-Новодворскими. Трагическая диалектика истории не должна быть поводом для наивного морализаторства. Иначе, одни - ругают "проклятый царизм" с крепостным правом, другие "проклятый совдеп" с гулагом. Третии нынешнее времена. В остатке, только исторический НИГИЛИЗМ.
25. Иоанна : 13, диакон Георгий Малков
2011-03-05 в 17:20

Отец Георгий, за Ваш пост к статье огромная благодарность и низкий поклон!
24. Бибиков Н.Г. : вдогонку
2011-03-05 в 15:31

Когда кардинала Миндсенти освободили фашистские "повстанцы" ,своей штаб-квартирой он выбрал символическое место в Буде - сюда высаживались ,в 44 году,диверсанты Скорцени,что бы захватить власть.
23. Бибиков Н.Г. : Re: Великий шестидесятник
2011-03-05 в 15:23

Солидарен с автором в оценке творчества Кожинова - это удар по либерально-нигилистичеким взглядам детей "оттепели","шестидесятникам" и русофобам. Забавно отреагировал о.Георгий Малков ; "смотрели "Подвиг разведчика", читали Твардовского ... и "митинговали мы там же в 56-ом в поддержку восставшей Венгрии"???? В поддержку фашистского путча ? В том что "восстание " было кровавым фашистским путчем, было известно тогда и мало кем оспаривается сегодня. Несколько цитат; № 1 Дэвид Ирвинг -восстание,начавшееся как старомодный еврейский погром, внезапно переросло в полномасштабную революцию.№2 Жан Поль Вонкур: Это не буржуазная революция! Посмотрите не эту разношерстную толпу! Это отбросы! " Ярые националисты начали избиения евреев по спискам,затем представителей власти,коммунистов и советских солдат. Фотографии зверских расправ во множестве представленны в интернете. Первоначальная реакция советских властей была нацелена на невмешательство (включая Жукова) и лишь с разрастанием безобразий решили применить силу.Кстати, нашей армии помогали рабочие дружины венгров, отдельные части регулярной армии и простые граждане Венгрии. И щедро мы заплатили русской кровью -600 убитых и 2000 раненных! Для сравнения венгров погибло 2700 ,причем подавляющее большинство от рук соотечественников. В самой Венгрии нет единодушия по поводу тех событий и по сей день. Я так понимаю,что о.Георгию не жаль русских солдат - они ведь "переродились" в советских !
22. Любезный читатель : Нужны!
2011-03-05 в 11:01

Спаси Христос, уважаемый диакон Георгий! Прочитал Вашу заметку и, как-будто вдохнул свежего весеннего ветра или сделал глоток родниковой воды. Вроде ничего нового, но Ваша тональность, искренность, (не побоюсь) любовь создаёт здоровое настроение. Есть люди Божьи, истинные пастыри, которых Господь одарил светлым умом и даром слова! Вы один из них. Дерзайте - пишите, выступайте, говорите. К сожалению сейчас редко (при всём многоголосье) можно услышать неформальное, ЖИВОЕ пастырское слово.
21. Аноним : Блудный сын. Пост 17
2011-03-05 в 06:09

"буду ОЧЕНЬ СМЕЯТСЯ ДОРОГИЕ МОИ ДЕМАГОГИ,КОГДА К ВЛАСТИ ОПЯТЬ ПРИДУТ КОММУНИСТЫ И НЕ ПРОСТО ПРИДУТ ИХ НА РУКАХ НАРОД ПРИНЕСЕТ,вот это будет очень интересно!"
Вот квинтэссенция и суть противостояний сторонников и противников Сталина, выраженная, наконец-то, в прямой и откровенной форме, а не в виде лукавых хитросплетений!
20. скептик : Re: Великий шестидесятник
2011-03-05 в 05:18

2 Галина, которая иногда Галина (другая)
а мне вот нравится, что проспект называется ленинским и библиотека носит его имя. только какое отношение это имеет к теме статьи?

2 Диакон Георгий Малков
я правильно понял: ссср не имеет отношения ни к нашей истории, ни к нашей культуре?
19. Русский разночинец : Слышу правду у о.Георгия Малкова
2011-03-05 в 01:56

Уже давно понятно,что автор статьи,о.Александр,-мыслитель крайних суждений.Но мы его всё равно любим, прощаем.
Оценка шестидесятников у него совершенно однобокая. Здесь о.Ал-р впадает в своеобразное противоречие, выбивая стул из под себя. Ибо в рассвете искусства 60-70 годов следовало бы видеть некоторое оправдание советскому периоду истории,ведь не один же Рубцов пробился сквозь асфальт! А о.А-р с "лёгкой руки" это оправдание и заклеймил в русофобии.
Те,кто не был воспитан в вере, основную закваску сознания получили от культурных токов 60-70 годов. И не было там на самом деле никакой русофобии.Это продукт не того времени,а нынешнего.
Кухонные разговоры - это очень частная вещь,мало ли что там болтали.Что пекло - о том и болтали,а дело делали.Это сейчас,на расстоянии в пол-века всё дурное советское загладилось-забылось,вспоминаем лучшее,а тогда дышалось трудно - поэтому и пели пронзительно...
Посмотрите на наших писателей-поэтов: Крупина, Распутина, Белова,Горбовского - все вышли из 60-х,там родились.
18. Диакон Георгий Малков : Григорию (№ 16)
2011-03-05 в 01:51

Простите и меня, грешного.
Господь с вами и со всеми.
Простите, что не всегда имею возможность ответить - и с необходимыми притом, гораздо большими сдержанностью и доброжелательностью.
Всем всех благ, диакон Георгий.
17. блудный сын : Антисоветам
2011-03-04 в 23:52

Я незнаю кто там <..> , но я знаю одно этот народ,мой народ,советский русский называйте как хотите жил до 17года и после,кто не хотел здесь жить те уехали,но я не вижу что они стали лучше ,на соседней ветке под статьей о. Николая Савченко есть замечательные коментарии брата Александра,перечитайте их. На той войне я потерял своих дедов! Я понимаю ваше пустое словоблудие,дессиденты всегда им отличались,плюс искусство плевать в колодец истории,но буду ОЧЕНЬ СМЕЯТСЯ ДОРОГИЕ МОИ ДЕМАГОГИ,КОГДА К ВЛАСТИ ОПЯТЬ ПРИДУТ КОММУНИСТЫ И НЕ ПРОСТО ПРИДУТ ИХ НА РУКАХ НАРОД ПРИНЕСЕТ,вот это будет очень интересно!
16. Григорий : 13. Диакон Георгий Малков : К вопросу о русофобии и антиленинизме-сталинизме
2011-03-04 в 22:10

Спаси Вас Господь!

Под каждым словом в этом Вашем комментарии готов подписаться - под КАЖДЫМ!

А ведь знаете, что самое интересное(в моем случае), как раз очень подтверждающее все, что Вы сказали? Вот откуда и почему, я - человек очень простой и прямо скажем почти необразованный, думаю точно также, как и Вы?

Да мне это все отец говорил! А ему его отец. А тому мой прадед, который жил еще до революции. Просто в моей семье, каким-то чудом(слава Богу!) - эта связь поколений с той, настоящей Россией не прервалась.

И непросто не прервалась - она сохранилась именно по мужской линии. И поэтому хоть я гораздо глупей и необразованней, чем многие из присутствующих здесь защитников советского прошлого - но я просто вижу всю убогость этих семидесяти лет, и пропасть, лежащую между ними и настоящей Россией.

Понимаете? Просто вижу и все тут! Даже объяснить это толком не могу. Это на уровне тактильных ощущений.

Как вот объяснить человеку, что такое например настоящее парное молоко, если он никогда его не пробовал? Как?!

Не знаю.. Что же эти сволочи, эти скоты натворили с нашей Родиной???!!!!

ЧТО??!!!

Какая страна была! Какая красота - Господи! Где это все, где???!!!!

Простите меня.
15. Галина, которая иногда Галина (другая) : о сохранении Ленина в культуре...
2011-03-04 в 21:43

"Да и к Ленину разрешено было относиться с симпатией."



и ведь, действительно, станция метро "Библиотека имени Ленина остается таковой не смотря на то, что "Ленинка" давно стало "Российской государственной библиотекой", а на станции "Площадь Ильича" висит барельеф гигантской головы Ильича, того самого Ленина... Ленинский проспект остается на картах Москвы. И ведь тако по всей стране!!! И нет ни слова от возмущенной общественности! А уж об останках на Красной площади - и говорить нечего - никакого решения!
14. скептик : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 19:54

Но все же генеральная линия шестидесятничества – это антисталинизм, антисоветизм и русофобия. --- ошибочное утверждение.

насчет "утрата веры - причина падения государства" - это красивая теория, но строго доказать ее нельзя.
13. Диакон Георгий Малков : К вопросу о русофобии и антиленинизме-сталинизме
2011-03-04 в 18:17

Отец Александр замечает, между прочим, о времени формирования личности В. Кожинова так: "Это период формирования в интеллигентской среде ярой русофобии под видом разоблачения сталинизма… генеральная линия шестидесятничества - это антисталинизм, антисоветизм и русофобия".

Вот об этом утверждении уважаемого автора и о совсем, совсем другом "знаменателе" я и хочу сказать несколько слов.

Заявленное отцом Александром - и поныне внутренне весьма близкое и многим из наших сограждан - есть, конечно же, на мой взгляд, следствие постоянно действующей в сознании автора и ему подобных душевной аберрации подлинной правды при решении проблемы советизма и русскости, "советского" и "русского".
Не буду особенно подробно рассматривать эту печальную тему в приложении НЕПОСРЕДСТВЕННО к современному "сталинизму", а попробую рассмотреть ее несколько шире. Сразу скажу: мы, РУССКИЕ ЛЮДИ, не в шестидесятые годы фальшивой "оттепели", а гораздо раньше были УЖЕ антисталинистами - и для этого нам не нужны были хрущевские паршивые бумажки, и НАМ они не раскрыли никаких новых истин. И при этом, подчеркну, в МОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЕ антисоветизм и антисталинизм НИКОГДА НЕ БЫЛИ РУСОФОБИЕЙ, ибо именно в силу знания и понимания сути ПОДЛИННОЙ России, которой никогда не являлся СССР - как форма (в самом принципе своем) безбожной государственности, мы-то и были истинными русофилами.
Мы (и в нашем детстве, и в годы юности) тоже любили человечные песни Фатьянова, любили свою победную армию, фильмы в духе "Подвиг разведчика", предельно человечные же книги Катаева, Каверина, Паустовского, "Теркина" Твардовского, но не потому, что они были СОВЕТСКИМИ, а потому, что они были, прежде всего, по духу своему и по душевной культуре изначально РУССКИМИ.
Потому что мы (и я, и многие мои друзья и приятели - тогда обыкновенные "советские школьники") ненавидели и презирали тот самый мавзолей, на который влезали столь же богомерзкие "верные ленинцы" во главе с "самим" - "самым, самым". Мы проклинали их, но в душе притом постоянно помнили о наших кремлевских соборах, злобесно ими запечатанных, но ждавших своего, НАШЕГО часа, который, увы, всё еще так и не наступил… (ибо разве по билетам - даже на церковные службы (как и поныне) - должны ходить русские люди в свои святые соборы?)
Именно потому-то даже в нашей московской 46-ой школе мы ничуть не возражали, когда в 53-м во время "линейки" по поводу смерти "великого вождя" наш приятель, сын уборшицы, ставший потом поэтом, увы, средней руки, сказал, не слишком скрываясь и вполне ПО-РУССКИ: "Сдох таракан!"; и именно поэтому митинговали мы там же в 56-ом в поддержку восставшей Венгрии, "советскости" более не желавшей; и потому же, как я хорошо помню из раннего детства, наши деревенские так люто ненавидели председателя колхоза - потому, что они в основном всё еще даже тогда (в1940-х гг.) оставались русскими, а он, сначала притворяясь, затем постепенно и вполне закономерно стал именно "советским" сатрапом местных коммуноначальников. Даже мы, дети, внутренне чувствовали это, и потому систематически (и странным образом - с чистой совестью) делали налеты на его сад, скатывая раздобытые там тыквы под горку к реке…
О совершившемся постепенном превращении в основной своей массе РУССКИХ в СОВЕТСКИХ не так давно упомянул в одной из своих статей о. Димитрий Смирнов, заявивший: "Подавляющее большинство наших сограждан были воспитаны в рамках марксистской идеологии. Марксизм-ленинизм являлся для советского человека религией, верой. А вера - это такая вещь, поменять которую очень сложно. Невозможно стать христианином, просто приняв Крещение или зарегистрировавшись в каком-либо христианском фонде. Чтобы быть христианином, надо изменить жизнь, а это в свою очередь немыслимо без деятельного покаяния. Поэтому можно сколько угодно поднимать вопросы нравственности или опускать. Ситуация от этого не изменится. Как в басне: "Васька слушает да ест". То, что мы наблюдаем сегодня - коррупция, жажда наживы, корысть, есть закономерный результат советского воспитания, в основе которого лежит вульгарный материализм. А Бог материалистов - это деньги. И адепты материалистической идеологии продолжают сегодня служить своему Богу, только в другой, более откровенной форме....
Дело в том, что наш народ уже давно не русский. Он - советский. Помните, что сказал Михаил Горбачев на последнем съезде КПСС? "Неузнаваемо изменился облик советского человека за годы советской власти". Поэтому мы сегодня - другие. И то, что, возможно, было свойственно русскому народу, нами просто не воспринимается… Сегодня человек человеку волк. И это результат советского ига..." (http://vpk-news.ru/articles/7045).
На протяжении, как минимум, семи десятилетий перековывался и превращался русский человек в "советского". А о том, как происходил этот предательский процесс (о чем большинство "превращавшихся" даже и не подозревало) весьма точно сказал в свое время (еще в конце 1940-х гг.) мудрый Ив. Ильин: "превращаются от духовной слепоты: или наивно-беспомощной, или порочно-сознательной… И все они, по слепоте и глупости, променяв Россию на Советский Союз, мнят себя "патриотами".
Этим всем одна судьба: "коготок увяз - всей птичке пропасть": такова "власть тьмы". Духовной зоркости не хватило - ослепнет совсем. Ступил в болото - и не вылезет. Проглотил маленького "чертенка" - проглотит и всего "дьявола"; и тогда "дьявол" проглотит его самого…
Во всех этих превращениях - искренних и неискренних - дело не просто в недостатке осведомленности или в интуитивной зоркости. Дело В СКУДОСТИ ДУХА: в недуховности "патриотизма", в бездуховном политиканстве, в духовно мертвом восприятии армии, в духовнослепой религиозности, в духовно-индифферентном трактовании национального хозяйства.
Ибо без духовного измерения вещей, явлений и человеческих дел - без измерения ГЛУБИНЫ, без "Божьего луча", без СОВЕСТИ И ЧЕСТИ - всё становится мелким, плоским, пошлым и соблазнительным. А в нашу эпоху величайшего, обостренного и обнаженного соблазна всякая духовная скудость и слепота (в политике, в хозяйстве, в Церкви и в армии, в искусстве и в науке!) ведет к ПРИЯТИЮ БЕЗБОЖИЯ, К СОДЕЙСТВИЮ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ И К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ". (Ильин Ив. Как русские люди превращаются в советских патриотов? // Он же. Наши задачи. Париж-Москва, 1992. Т. 1. С. 53-54).
Итак, подводя итоги, каков же результат такого превращения русских в "советскую общность" на сегодняшний день?
Самый определенный.
И заключается он в основном в том, что многим из "постсоветских" всё еще хочется возрождения СССР (как людям, утратившим в значительной степени свою русскость, а потому, по сути, в духовном да и в душевном-то смысле ничего не знающим о многовековой подлинной - великокняжеской, а затем и царской - России, не чувствующим ее ЖИВО своим сердцем). НАМ же, РУССКИМ, нужно совсем другое - Российская Империя.
А ведь вещи это - совершенно, совершенно разные.
И потому-то для меня и для мне подобных нынешние активные сталинисты (остающиеся таковыми, скорей всего, по духовной слепоте своей и наивному внеисторичному романтизму - порой даже и из самых лучших, казалось бы, побуждений), как и любые сознательные последыши коммуно-советизма (типа якобы "верных ленинцев"), остаются точно такими же разрушителями России, мешающими и далее ее возрождению, как и, действительно, полностью и сознательно русофобские мерзавцы-либералы.
В том-то и проблема, что ныне враг у нас общий, а вот то, ради чего выступаем, - цели - совершенно разные и друг друга в основе своей абсолютно исключающие!
Что, собственно, мы хотим в дальнейшем воздвигнуть: еще одного "цивилизованного", хозяйственно относительно процветающего (да и это-то - откуда? какими очередными неимоверными жертвами?), но бездушного государственного монстра, так сказать, "сталинского типа" - лишь только снаружи напоминающего былую православную Великую Россию, или же ПОДЛИННО ХРИСТИАНСКУЮ И ПОТОМУ ПОДЛИННО НАРОДНУЮ И ПОДЛИННО МОЩНУЮ РУССКУЮ РОССИЙСКУЮ ДЕРЖАВУ?
Только при возвращении нации к религиозному, христианскому осмыслению бытия и возможно будущее воссоздание действительно духовно крепкой и государственно мощной России, вынуждаемой (хотим мы этого или не хотим) и всей своей историей, и Божиим замыслом о ней - встать лицом к лицу со все более оказывающемся апостасийным, обезбоживающимся миром вокруг нее, имея при этом необходимые - чтобы устоять! - единство и твердость духа.
Основой же этой твердости может быть только, как неоднократно уже показывала вся история России, ее святоотеческая, подлинно пережитая и осмысленная вера. Только она, только православная сердечная традиция подлинной российской жизни и может стать гарантом нового возрождения и укрепления настоящей России. Но в такой вере Христовой - не место вере в коммуно-советских "искариотов" - типа Ленина, Сталина и всех их подельников, как и всех "сов.патриотически" пресмыкавшихся перед ними.
Именно на это в свое время неустанно указывал и такой подлинный патриот ее, как митрополит Петербургский Иоанн, утверждавший, исходя из опыта всей своей жизни, что "Церковная основа русского бытия сокрыта в самом сердце России, в самых глубоких корнях народного мироощущения. Говорю об этом столь подробно, дабы стало ясно: то, что хотят "возродить" люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и честность, надо все же ясно понимать - такой путь ведет в тупик. Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России - гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой.
"Патриоты", клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, - любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали… все мы похожи на человека, который разрушает левой рукой то, что с великим трудом созидает правой. Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения - это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной российской государственности. Здесь - ключ к решению всех наших проблем" (Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию… С. 24). Подлинное же наше возвращение к такой государственности есть не поклонение любым фальшивым божкам прежней антихристианской государственности - советской (ни Лениным, ни Сталиным, ни им подобным), а установление монархии как единственно истинно РУССКОЙ формы правления. И тот же Владыка Иоанн решительно указывал нам - в каком собственно качестве она должна быть установлена, а именно, повторю, как православная соборная государственная власть. И такая "монархия в России может быть восстановлена только как творческое развитие механизмов русской государственности при сохранении в неприкосновенности ее основополагающих, традиционных ценностей и святынь. Это значит, что никакой примитивной реставрации, никакого буквального возврата к тому, что было до революции 1917 года - быть не может ни в коем случае! Из нашего дореволюционного прошлого, так же, как и из трагического "советского" периода русской судьбы, мы должны будем взять лишь самое ценное, практически применимое и жизнеспособное, решительно отбросив все то, что история отвергла самим ходом своей эволюции" (Митрополит Иоанн (Снычев). Одоление смуты // Самодержавие и Россия. СПб., 1995. С. 344). Ибо нам нужна не всякая мощная Россия! И всё безбожное, всё коммуно-советское, все прошлые совковые фетиши (все эти Ленины-Сталины и фальшивые "свободы и равенства") должны быть решительно отброшены нами на пути подлинного возрождения нашего Отечества. И здесь я напомню замечательно "русские" слова Константина Леонтьева, еще в 1880 году взывавшего к нам же, русским: "Избави Боже большинству русских дойти до того, до чего, шаг за шагом, дошли уже многие французы, то есть до привычки служить всякой Франции и всякую Францию любить!.. На что нам Россия не Самодержавная и не Православная? На что нам такая Россия, в которой бы в самых глухих селах утратились бы последние остатки национальных преданий?.. Такой России служить или такой России подчиняться можно разве что по нужде и дурному страху…" (Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т. 2. М., 1886. С. 149).
Сегодня России нужны не советские (те, кто таковыми себя сознают и до сих пор ощущают), а НАСТОЯЩИЕ РУССКИЕ ЛЮДИ, в отличие от первых хорошо понимающие, о чем и зачем говорит такие слова Константин Леонтьев!
12. Владислав К : о. Александру Шумскому.
2011-03-04 в 17:10

Полагаю, вот системное изложение позиции о. Александра Шумского без лишних эмоций.

http://www.youtube.c.../watch?v=eG2Cg3k_4n0

Есть четыре части передачи, смотрел только первую.
Помоему, стоит публикации на РНЛ.
11. : Снова Сталин
2011-03-04 в 15:51

Писания В.В. Кожинова снимают со Сталина ответственность за террор - и в этом поругание им новомучеников Российских.
Кстати, никто не ставит в упрек Кожинову то, что у него жена еврейка. Ему можно. Других, помнится, в порошок стирали. Чего не сделаешь ради идейности...
10. Владимир : Вадим Кожинов- как капля росы ...
2011-03-04 в 13:42

Вадим Кожинов- как капля росы на листке- и чистый,и прозрачный,и весь мир отражает, вмещая.Слушать Вадима Валерьяновича было настоящее удовольствие- радовалась душа, прояснялась мысль.Спорил с женой-еврейкой, и утихомиривал её социальный темперамент, интересно, а с тёщей тоже спорил?
9. Григорий : Великий шестидесятник
2011-03-04 в 13:19

"И наша задача сейчас во что бы то ни стало эту веру не утратить, так как по мнению Вадима Кожинова еще одной революции Россия не выдержит."

Вот это точно. Не выдержит.

Что же касается черных дыр Истории - думаю они очень даже могут быть. Более того, из той же Истории мы знаем, что они могут НАВСЕГДА засасывать в себя целые народы.

Скажите мне все, где теперь например великие египтяне и не менее великие римляне? Именно как национальности?

Да их просто не стало, вот и всего делов то. И в их истории как раз можно выделить периоды, которые очень неприятно напоминают то, что происходит в последнее время с русскими.

Ну конечно ну конечно, скажете вы все - нам это не грозит. Мы же русские!

Мы же это, товой-т, мы же елки-палки не как-нибудь там, здравствуй-досвидания. Ну и так далее.

Подумаешь там, какие-то римляне - да кто они, по сравнению с нами то, с великими..

Скажете, скажете - знаю.

И потом, если уж руководствоваться этой логикой, и быть последовательными - то нам неизбежно придется признать одну одну очевидную истину:

Хрущевизм есть такое же логичное продолжение сталинизма, как и большевизм есть логичное продолжение Имперской России.

Только мне кажется батюшка еще одного СИЛЬНОГО фактора не учитывает - Промысла Божия.

Или что, убиение святого первомученника Стефана(и таких "случаев" в Православии очень много, начиная с самого Христа) - есть тоже свидетельство его "внутренних" конфликтов и всяких жизненных нестроений? Так сказать - это убиение было его персональным 1917 годом. Так что ли?

Все православные народы, пока они православные во-всяком случае - просто не могут быть не распяты Историей.

Там где другие страдают, пожиная то что посеяли - православные несут на себе Промысел Божий.

Промысел о спасении их вечной души.

И никак нельзя вписывать простую причинно следственную связь туда, где присутствует сам Христос.

Не работает это все в России. Ее историю можно оценивать только с одной позиции - близости, или удаленности от Бога.

НЕ МОРАЛИ, И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, КОТОРАЯ КОНЕЧНО ЖЕ БЫЛА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ(особенно при Сталине, это факт бесспорный) ГОРАЗДО ВЫШЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС - А ДУХОВНОСТИ.

Духовность не может быть без Бога. А мораль и нравственность - может. Те же Сократ, Сенека, или Конфуций - безусловно были людьми высоко нравственными, но к духовности это не имело никакого отношения.

Так вот с этих позиций(духовных), наше столь не любимое тут многими "либеральное" настоящее, а именно начиная с распада СССР - стоит гораздо выше, чем все советское время вместе взятое.

Почему? Да очень просто. Одних только храмов, начиная с главного - Христа Спасителя, сколько восстановлено? Сколько людей получили возможность причащаться и исповедываться? А ведь без этого, дорогие братья и сестры - ни о какой духовной жизни и речи быть не может.

Не обманывайтесь. И в Церковь, во-всяком случае пока - никто ходить не запрещает, и тем более никого за это не преследуют.

И это уже, огромный шаг вперед, по сравнению с СССР.

За одно только это, надо благодарить Бога - что Он допустил разрушение этого Советского Союза, с его безбожной и антицерковной идеологией.
8. Артур : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 12:20

Вадиму Валериановичу - огромная благодарность и светлая память!
7. Бибиков Н.Г. : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 12:05

К стыду своему Кожинова не читал - сейчас глянул на ссылку и ...понравилось ! Щас продолжу читать.
6. Сокол : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 11:43

Вадим Валерьянович Кожиное - это пример мужественного противостояния "с открытым забралом" диктатуре лжелиберальной "прогрессивной" общественности и денационализированной толпе.
Он мыслил по-русски, с учетом всего исторического опыта русской государственности, русской культуры и русского характера.
Он был поразительно терпелив и добр...
Статья о В.В.Кожинове Иерея Александра Шумского созвучна его гению и поэтому прекрасна.
5. Владислав К : Толстовец?
2011-03-04 в 11:40

Первый раз встречаю обвинения Солженицына в толстовстве.

Видимо, как истинный «толстовец», Солженицын в Красном колесе показал преобразование одного из главных героев от идей толстовства в добровольца офицера, пошедшего на фронт.
4. Простой православный человек : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 11:32

Спасибо, отец Александр, за очень хорошую статью. Ну а на критические посты некоторых горе-комментаторов внимания обращать, как обычно, не стоит. Будем, однако, надеяться, что и они когда-нибудь прозреют.
3. Любезный читатель : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 10:51

Бог Вам судья иерей Александр Шумский.
2. Вольный Хлебопашец : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 10:21

Спасибо о. Александру, что он так тепло и проникновенно сказал о Вадиме Кожинове.
Но и здесь не удержался о. Александр от своей любимой темы - сталинизма. После прочтения этой статьи, вспомнились мне слова старой народной песни: "душа болит по производству, а ноги тянутся домой..."
Вот и у о Александра тот же комплекс противоречивых чувств. С одной стороны - тянется душой к великому вождю, но ноги не слушаютмя его и тянутся в тепленькое и спокойненькое либеральное болотце. В котором ни бурь, не потрясений,нет и величия, и гниль кругом, но требы можно справлять.
1. Антидот : Re: Великий шестидесятник
2011-03-04 в 10:21

Вот слова Кожинова:

- Я сам - человек православный. То есть не воцерковный, в отличие, допустим, от моей жены. Кстати, жена у меня еврейка, но она совершенно православная. Это кстати к вопросу о моем якобы антисемитизме. Сорок лет живем. Если так сравнить, то получится большая антисемитка, чем я. Она возмущается некоторыми вещами, которые я пишу, когда я пишу положительно о евреях. К тому же я к ней спорю. Она считает, что сейчас пришло очередное еврейское иго на Русь. Я с этим спорю. Я говорю, что это очень активные люди эти все Березовские и прочие. А она считает, что они уже захватили власть. Я так не думаю.

http://kozhinov.vosk...rticles/pereplet.htm

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме