«Вопрос заключается лишь в том, что понимать под "новым мировым порядком", - продолжил аналитик. - В этом смысле мы видим, что к этому времени сложились два совершенно разных подхода. Традиционный российский подход – это справедливость как приоритетная ценность мирового порядка. То, что происходит в Ливии, даже при самом поверхностном и беглом анализе поступающей из этой страны информации напоминает принуждение государства и его лидера к повторению приснопамятных подвигов Горбачева. Дело напрямую идет к гуманитарной, а затем и военной интервенции иностранных государств. Таким образом, переформатирование Большого Ближнего Востока, о котором я уже многократно говорил и писал, является показателем крайней неустойчивости мировой ситуации. Причем эта неустойчивость будет только усиливаться, если Россия не будет заявлять свою самостоятельную позицию по отношению к событиям в Ливии и в целом к т.н. "арабским революциям"».
Что касается непосредственно ситуации в Ливии, то, вопреки всем восторженным «антикаддафиевским прогнозам», она продолжает оставаться достаточно устойчивой, уверен Ю.Крупнов. «Как мне кажется, это является показателем того, что в современном мире лидер небольшой страны с 6-миллионным населением может противостоять давлению практически всего Запада. То есть в рамках новой мировой политики следует принимать во внимание не только стандартные весы тяжеловесности государств, когда речь идет о количестве населения или наличии ядерного оружия. На самом деле в современных условиях главным ресурсом является ясная позиция. Второй момент: мы видим, что набирает силу движение, которое может быть обозначено как "добровольный империализм", который, по сути, обозначает новую разновидность колониализма. Это проявляется в обращении к сильным мира сего с просьбой дать им возможность остаться в живых или хотя бы просто навести порядок в своей стране. Взамен чего реальный национальный суверенитет передается неоформленной группировке транснациональных сил и государств», - сказал он.
В этой связи, заметил Ю.Крупнов, «опять же не совсем понятно молчание России на предмет того, принимает она этот добровольный империализм либо она предлагает другую форму глобального сосуществования»: «Подчеркну, что добровольный империализм зачастую не сопровождается брутальной оккупацией или захватом. Речь идет о создании условий, при которых люди уже сами обращаются к внешним силам за помощью в наведении порядка. При этом наблюдается конкуренция со стороны различных внутренних политических сил за получение "ярлыка на княжение", и это становится важным моментом в процессе переформатирования целых регионов нашей планеты».
«После событий в Ливии мы должны честно сказать, что вопрос об обладании оружием массового поражения (в первую очередь ядерным оружием) для любого государства, стремящегося сохранить свой суверенитет, становится ключевым. В этой связи непонятно, что можно ответить тем государствам, которые пока еще не имеют ядерного статуса, на вопрос, как нам жить в этом мире, если у нас нет ядерного оружия. И эта проблема является следствием перехода к практике добровольного империализма. В этом плане все разговоры о том, что система ядерного нераспространения не работает, - это разговоры ни о чем. Потому что речь идет не об абстрактном желании государств, а о вопросах их жизни и смерти. Митинги, которые проходили в Пакистане, когда здесь разрабатывалось ядерное оружие и международное сообщество выступало резко против, проходили под лозунгом "Мы будем есть траву, но у нас будет атомная бомба". То есть это рассматривалось как вопрос жизни и смерти. Таким образом, мы приходим к экзистенциальной ситуации, когда сегодняшние события в мировой политике приходится рассматривать в религиозном ключе – как вопрос жизни и смерти, как вопрос "последних времен", которые требуют религиозного осмысления», - заключил Юрий Крупнов.