В связи с возникшей дискуссией мы попросили наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумена Августина (Анисимова) высказать свое мнение по данному вопросу.
Все мы, живущие в России в так называемый постсоветский период, пытаемся оценить и проанализировать то время, в котором мы когда-то жили, соотнести его с тем временем, в котором мы живем сегодня, и размышляем над тем, что нас, наших детей, внуков и близких ожидает в будущем. Нужно иметь в виду некие базовые основания и начала, в рамках которых и следует размышлять.
С XX века феноменальное воздействие на жизнь общества оказывает государство. А на жизнь государства феноменальное воздействие оказывает государственная власть. Для меня на сегодняшний день это становится очевидным. Когда в России к государственной власти пришли большевики, то все слои населения хорошо почувствовали их приход. Тогда в народе была еще памятна поговорка «До Бога высоко, до Царя далеко». Люди понимали, что Царь существует, что он где-то живет, где-то находится, но из-за отсутствия СМИ его существование было для них умозрительным. С приходом большевиков к государственной власти изменилось качество самого государства. С тех пор ни один человек, живущий в России, не остается вне поля зрения государственной власти.
Когда говорят о том, что государство жесткое, сильное, мощное и т.д., то в моем сознании не укладываются эти определения, поскольку государство это нечто ОНО. Для меня важно качество государственной власти и качество ее представителей, поскольку от этого качества зависят содержание и энергия государства, хотя его конструкция может сохраняться.
Оценивая советскую власть, следует учитывать тот факт, что Россия всю свою историю складывалась в рамках Православия, которое принял и распространил равноапостольный Великий князь Владимир. В рамках этой господствующей религии и Церкви Божией сложилось качество Российского государства, образования, права, русской культуры, искусства, система национальной безопасности, трудовые отношения, чувство патриотизма, брачно-семейные отношения и в целом общественные отношения в России.
Мы очень много говорим о государстве, и нам следовало бы задаваться вопросом: а ради чего существует государство? Разве не ради пользы общества? Разве не ради качества общества? Если государство существует как механизм, который делает общество средством для достижения своих целей, то хорошо ли это? Ведь государству самому по себе ничего не нужно, потребности и желания испытывает государственная власть, имеющая государственный аппарат, состоящий из чиновников. Нередко государственная власть с чиновниками овладевает государством и так воздействует на народ через право и через систему образования, что народ превращается в средство для удовлетворения целей государственного аппарата.
До революции все слои населения жили исключительно в режиме своих сословий. Крестьяне делали свое дело, рабочие – свое, дворяне – свое. Тогда не было жесточайшего произвола со стороны государственной власти. Я общался со многими людьми, жившими еще до революции. Некоторые из них были крестьянами. Так вот они мне рассказывали, что они, являясь до революции крестьянами, не батрачили на помещика, но когда помещик в результате обильного урожая не мог обеспечить его уборку, то он призывал на помощь крестьян, которые с радостью бежали на помощь, так как знали, что им потом нальют по рюмке водки и дадут по буханке хлеба. И этому крестьяне были очень рады. Они возвращались домой после работы у помещика с великой радостью, для них оказание помощи помещику было привычным делом. Это маленький эпизод, который правда не следует рассматривать как обычное явления для всей России. Конечно, не все помещики были хорошими людьми, была и Салтычиха и ей подобные, которые оставили после себя нехорошую память.
С 1917 года изменился подход государства и государственной власти к обществу. Отношения государства и общества начали строиться на совершенно другой парадигме. Государство устанавливает тотальный контроль и учет над людьми от их рождения до их смерти. Государство стало осуществлять свой контроль над населением через систему образования. Советское государство могло направить выпускника учебного заведения в любую точку Советского Союза. Многие были не способны сами построить себе жилье, они довольствовались тем жильем, которое им дало государство. При наличии у России огромной территории земли, большинство семей обладало не более 6 сотками земли. Государство осуществляло цензуру в искусстве, кинематографе, культуре. С изменением подхода государства и государственной власти к обществу изменилась иерархия ценностей, изменилось качество жизни, изменились те основания, на которых базируется общественное бытие.
Теперь поговорим о той идеологии, которую несла коммунистическая партия. У государства есть свои профессиональные обязанности, прежде всего, обязанность по защите Отечества, но есть и жизнь людей, которая нуждается в управлении. Государство должно было дать людям такую идеологию, цель и смысл, ради которых они могли бы не просто трудиться день и ночь ради собственного пропитания, живя в маленьких квартирках, коммуналках, бараках, работая на шахтах, фабриках, заводах, но и могли бы отдать свою жизнь за эту власть. Вообще, вопрос мировоззрения и идеологии крайне важный. Если рассматривать государственную власть в России с 1917 года, то на этот вопрос невозможно окончательно ответить. Мы не смогли бы ответить на этот вопрос, если бы не было 1924 года и не было бы прихода И.В.Сталина к власти.
В этой связи надо обратить особое внимание на личность Сталина. Необходимо выяснить, что Сталин мог внести в идеологию, внедряемую в его время в России. Он мог внести в нее то, чем сам обладал, что имел и что знал. Жизнь Сталина складывается из двух начал. Его мать Екатерина желала, чтобы сын, закончив семинарию, стал священником. Она была очень религиозным человеком, являясь членом Православной Церкви. Поначалу жизнь Сталина складывалась так, как хотела того его мать. Он заканчивает Горийское православное духовное училище, поступает на первый курс Тифлисской духовной семинарии и здесь совершает проступок, из-за которого его отчисляют из семинарии. С этого момента начинается второй этап жизни Сталина. Он включается в марксистскую деятельность, участвует в революционных кружках, занимается «экспроприацией экспроприаторов», т.е. «грабежом». Но мне трудно поверить в то, что так просто из него ушло его религиозное начало, в котором он был воспитан с детства матерью. А значение матери в воспитании ребенка колоссально. Мать дает ребенку язык, мать говорит ребенку, кто его отец, мать передает ему традиции, мать дает ребенку понятия ласки, радости и любви, мать говорит ребенку ключевые слова, которые остаются в нем на всю оставшуюся жизнь.
Сталин, начиная с 1924 года, понимает, что если Церковь будет выведена из государственного пространства, то тогда что-то должно будет заменить Церковь. Тогда взамен религии появляется идеология, которая затем действует на протяжении 76 лет. Сталин предпринимает попытку устроить качество человека и заложить эти основы в идеологический аппарат, используя в частности возможности кинематографа, театра, литературы, музыки, живописи. Сталин, будучи генеральным секретарем партии, главным идеологом этой системы, не мог внести в эту идеологию ничего другого, кроме того, на что опиралась Православная Церковь в течение двух тысяч лет своего существования, - Заповеди Моисея. Сталин вносит в эту идеологию шесть из десяти Заповедей Моисея. Если мы посмотрим на устав партии, на устав Комсомола, на «Кодекс строителя коммунизма», то увидим, что ничего нового в этих документах нет, кроме того, что уже было принесено Христом на землю, и что было Богом передано на землю, начиная с ветхозаветных пророков в связи с организацией жизни еврейского народа. Первые слова Бога, данные Моисею, которые он должен был заложить в основания Закона, гласят: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». И Христос, не нарушая этой парадигмы, в Нагорной проповеди говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Бог призывает человека к святости. Когда мы обращаемся к десяти Заповедям, данных Богом еврейскому народу через Моисея, то мы видим в новой идеологии интерпретацию этого начала. Мы видим, что убираются только первые четыре Заповеди о любви к Богу, Заповеди же о любви к ближнему, к родителям, остаются в новой идеологии. Эти основания и ложатся и в уголовный кодекс, и в гражданский кодекс, являясь в этих документах базовыми началами. Поэтому на уровне этики эти начала сохранились.
Когда мы анализируем нынешние партии, то мы видим, что это иные партии, нежели та партия, которую строили Ленин и Сталин. В Компартии было много споров по поводу того, какой должна быть партия. Ее основатели настаивали на том, что у партии должна быть не только программа, но и устав, обязательный для всех членов партии. За нарушение устава могли наказать любого члена партии, вплоть до члена ЦК и первого секретаря обкома партии. В устав вошли нравственные нормы, а не духовные, потому что духовную жизнь определяют в первую очередь молитва, Таинства, чтение и изучение Священного Писания, чтение жития святых, изучение богословия. Нравственные нормы ложатся во все векторы искусства, во все направления образования, в том числе профессионального. На первых курсах техникумов и вузов изучались в первую очередь идеологические предметы – история, философия и т.д. Партия была именно идеологическим аппаратом. Она, опираясь на достижения науки, давала начала мировоззрения, идеологии.
В душе и нравах народа всегда присутствовали нравственные нормы. Многие даже не понимали, откуда взяты эти нормы, но старательно их соблюдали. Даже кафедры научного атеизма не имели право иметь Евангелие, которое они, казалось бы, должны были знать. Люди, жившие в советском обществе, конечно, не были религиозны, потому что не было ни икон, ни мощей, ни действующих храмов. В 1938 году была объявлена пятилетка безбожия, которая должна была закончиться в 1942 году, к этому времени ничего не должно было остаться из того, что напоминало бы людям о Боге, о Церкви Божией. Позже Хрущев, начиная с 1961 года, пытался добиться этой цели. Именно он пообещал показать в скором времени по телевизору «последнего попа». Хрущев начал борьбу против той церковной политики, которую Сталин проводил во время войны и в послевоенное время.
В советское время люди жили нравственными законами, которые были даны Богом через свою Церковь. Но они не знали, откуда взяты эти нравственные законы. Лишь в некоторых семьях, в которых сохранялись традиции христианского духа, христианские начала, дети знали, что является источником этих нравственных норм. Известно, что многие партийные работники крестили своих детей, некоторые даже тайно венчались. На общество в целом не представляло, что нравственные нормы, которым они следуют, связаны с Христианством, с Богом и Его волей. В идеологии, которую ввели большевики, присутствовали начала христианской нравственности, но люди, рожденные и воспитанные в советское время, получившие атеистическое образование, не видевшие икон и даже священников, несмотря на то, что они жили в рамках христианской морали, были удалены от Бога. Когда в 1970-х годах я пришел в Церковь, было даже боязно говорить о Боге. Я старался говорить с людьми о Боге, помочь им придти в Церковь, но в те времена это было трудно сделать. Я помню каждого человека, с которым тогда говорил о вере.
Советский период нашей истории, особенно хрущевское и брежневское время, - это сложный период. Но это время остается в крови, в духе и нраве людей. Оно повлияло на нашу систему образования и на наше законодательство. И когда сегодня качество деятельности чиновников не нравится даже руководителям государственного аппарата премьер-министру и Президенту, - то не стоит забывать, что большинство чиновников родились и получили воспитание в советское время. Я бы не стал говорить, что в советское время предпринималась попытка достичь симбиоза церковного и атеистического, коммунистического начал, но была сделана попытка создать новый народ. Цель, которую ставили перед собой первые большевики, они достигли. Они обещали разрушить мир до основания, и им это удалось. Они совершенно изменили народ, вырезали элиты всех сословий. Они разрушили такие основы бытия и человеческие начала, что даже сейчас сложно сказать, сумеем ли мы как народ что-нибудь сделать, чтобы изменить нравственное начало и войти в Церковь. Я в этом сомневаюсь, потому что должна быть проделана огромная работа с двух сторон со стороны священника и со стороны человека, который приходит в Церковь. У Церкви недостаточно для этого возможностей. Я думаю, что Господь пошлет какие-то внешние события, как это было в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Вероятно, будут иные события, но у меня нет никаких сомнений в том, что они будут определяться Богом, Творцом этого мира и человека. Ведь в 1941 году никто даже не думал, что советский народ сможет остановить немцев, которым удалось практически дойти до Москвы. Не было тогда той силы, способной остановить это нашествие, но Господь послал такую силу в лице «генерала мороза». Сегодня, наверное, тоже должно произойти что-то подобное.
Этика советского человека напоминала христианскую этику, но дух этой этики был против Бога. Этот дух был безбожным. Те люди, которые хвалят советское время, не говорят, что тогда было хорошо, потому что была Церковь, действовала христианская этика. Даже Геннадий Зюганов не говорит о том, что если мы вернемся в коммунистическое время, то будет расцвет Православия и т.д.
Оценивая советское прошлое, надо признать, что оно полностью преобразило Россию, но оно нисколько не улучшило наш народ. Наши духовные, нравственные и физические потери за этот период не поддаются исчислению. И нельзя сказать, что это было хорошо. Я много размышлял, почему это произошло именно с Россией. Неужели в России было самое грешное население в мире, что у нас совершилась жуткая атеистическая революция? Я много над этим думал, и мне никак не верилось, что мы хуже других народов. И почему англичане, среди которых жил Карл Маркс, не приняли марксизм, а Россия, которая была удалена от Лондона, вдруг его принимает? Недавно я нашел ответ на этот вопрос в словах святителя Николая Сербского. Его ближний спросил владыку, почему русский народ так страдает, неужели он действительно так грешен, что заслужил такое наказание. На этот вопрос святитель Николай ответил следующее: А кто сказал, что Бог наказал Россию? И кто сказал, что российский народ был самым грешным? Далее он сделал очень важный для нас вывод: в мире так много было зла, что только российский православный народ мог взять это зло, накопившиеся в мире, и понести на себе этот тяжелевший крест уничтожения, унижения, оскорбления, переворота качества жизни. Это очень хорошее объяснение того, что произошло тогда в России. Действительно зла тогда в мире было так много, что кто-то должен был взять на себя этот крест, чтобы какая-то часть зла растворилась. Русская революция отрезвила многие народы, поэтому и не произошло всемирной революции.
Еще долгое время будут анализироваться советская идеология, советский период нашей истории, советское мировоззрение, советская нравственность. Мы обращаемся к советскому периоду и воздаем ему хвалу только по той простой причине, что сегодня мы дошли до такого уровня деградации и вырождения, что сейчас встал вопрос о том, будем ли мы завтра вообще существовать, и не исчезнет ли Россия, как некогда исчезла великая Римская Империя. Деградация и вырождение, прежде всего, на нравственном уровне, приводит к исчезновению нашего населения. Если человечество не будет духовным, если оно порвет отношения с Богом, то стоит подумать, а будет ли у нас вообще будущее. Уже сейчас бездуховное и безнравственное поведение влияет на наследственность. От этого страдают дети. От нашего поведения страдает планета Земля. Поэтому так актуальны размышления Святейшего Патриарха о значении советского периода. Это своего рода приглашение ученых, политиков, идеологов к диалогу, к тому, чтобы мы на примере советской России, советской идеологии попытались выстроить что-то полезное и важное для нашего будущего.