Святейший Патриарх Кирилл уловил некие подспудные моральные течения в человеческой жизни вообще и, в частности русского народа. Связь коммунизма с христианской этикой, Христианством, в принципе подмечена давно. Давно существовало представление о схожести социализма с Христианством. Существует даже такое понятие, как «христианский социализм». Думаю, что Патриарх правильно указал некоторые общие тенденции меду христианской и коммунистической идеей, между христианской и коммунистической моралью. Ведь христианская идея, в сущности, коммунистическая идея, если, конечно, отбросить ее атеистическую компоненту. Все остальное в коммунистическом учении тесно соприкасается с Христианством.
Сам факт, что Патриарх Кирилл поднял этот вопрос, заговорил на эту тему, мне представляется весьма многозначительным. Прежде всего, он свидетельствует о том моральном кризисе, в котором сейчас находится наше общество. Понятно, что такое состояние аморальности, которое мы наблюдаем в нынешних условиях, бесконечно продолжаться не может. Либо мы погибнем все, живущие на русской земле, либо возродимся к новой национальной жизни. А для сего возрождения необходимо, на мой взгляд, прежде всего, духовно-нравственное очищение. Я приветствую это выступление Патриарх Кирилла и воспринимаю его как призыв к этому моральному очищению и духовному возрождению.
В словах Патриарха есть еще один, так сказать, частный момент. Он, по-видимому, обращен к тем священнослужителям, которые, не задумываясь, всячески осуждают и даже подвергают поношению наше недавнее советское и, условно говоря, коммунистическое прошлое. Я думаю, что Патриарх Кирилл как бы предупреждает этих ретивых священнослужителей, старается поставить их на правильный путь. А путь этот - соединение нашей истории в единый поток. Только в этом случае мы можем рассчитывать на то возрождение, о котором я только что сказал.
Хотелось бы также обратить внимание еще на одну вещь. Со стороны некоторых людей, в том числе священнослужителей, нередко звучат обвинения в лицемерии нашего народа, который с окончанием коммунистической эпохи внезапно, как они выражаются, «повалил в Церковь». Их удивляет, как «безбожный» советский народ смог так быстро возвратиться к Богу, к Православной вере. Со своей стороны, я убежден, что в советское время в народе продолжала существовать вера. Ведь мы, советские люди, верили в светлое будущее, которое обещали нам коммунисты, мы верили в «рай на земле». И это чувство веры, сохранявшееся на протяжении советского времени в своеобразной земной интерпретации, позволило вернуться к прежней вере, религиозной. Мне кажется, что чувство веры в справедливость, правду, в рай небесный является фундаментальной основой морали нашего народа. В нашем народе не была истреблена вера и, следовательно, религиозность как таковая. А поскольку она сохранялась, хотя и в извращенном коммунистическом варианте, то возвращение к вере предков было несложным и естественным. Неистребимость чувства веры играет и сегодня действенную роль в возвращении русского человека на завещанный веками православный путь.
Игорь Яковлевич Фроянов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, специально для «Русской народной линии»
1. 4. Антон Любич