Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей

17.02.2011


Известный русский историк прокомментировал слова Предстоятеля Русской Церкви о религиозности советского народа …

Святейший Патриарх Кирилл уловил некие подспудные моральные течения в человеческой жизни вообще и, в частности русского народа. Связь коммунизма с христианской этикой, Христианством, в принципе подмечена давно. Давно существовало представление о схожести социализма с Христианством. Существует даже такое понятие, как «христианский социализм». Думаю, что Патриарх правильно указал некоторые общие тенденции меду христианской и коммунистической идеей, между христианской и коммунистической моралью. Ведь христианская идея, в сущности, коммунистическая идея, если, конечно, отбросить ее атеистическую компоненту. Все остальное в коммунистическом учении тесно соприкасается с Христианством.

Сам факт, что Патриарх Кирилл поднял этот вопрос, заговорил на эту тему, мне представляется весьма многозначительным. Прежде всего, он свидетельствует о том моральном кризисе, в котором сейчас находится наше общество. Понятно, что такое состояние аморальности, которое мы наблюдаем в нынешних условиях, бесконечно продолжаться не может. Либо мы погибнем все, живущие на русской земле, либо возродимся к новой национальной жизни. А для сего возрождения необходимо, на мой взгляд, прежде всего, духовно-нравственное очищение. Я приветствую это выступление Патриарх Кирилла и воспринимаю его как призыв к этому моральному очищению и духовному возрождению.

В словах Патриарха есть еще один, так сказать, частный момент. Он, по-видимому, обращен к тем священнослужителям, которые, не задумываясь, всячески осуждают и даже подвергают поношению наше недавнее советское и, условно говоря, коммунистическое прошлое. Я думаю, что Патриарх Кирилл как бы предупреждает этих ретивых священнослужителей, старается поставить их на правильный путь. А путь этот - соединение нашей истории в единый поток. Только в этом случае мы можем рассчитывать на то возрождение, о котором я только что сказал.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну вещь. Со стороны некоторых людей, в том числе священнослужителей, нередко звучат обвинения в лицемерии нашего народа, который с окончанием коммунистической эпохи внезапно, как они выражаются, «повалил в Церковь». Их удивляет, как «безбожный» советский народ смог так быстро возвратиться к Богу, к Православной вере. Со своей стороны, я убежден, что в советское время в народе продолжала существовать вера. Ведь мы, советские люди, верили в светлое будущее, которое обещали нам коммунисты, мы верили в «рай на земле». И это чувство веры, сохранявшееся на протяжении советского времени в своеобразной земной интерпретации, позволило вернуться к прежней вере, религиозной. Мне кажется, что чувство веры в справедливость, правду, в рай небесный является фундаментальной основой морали нашего народа. В нашем народе не была истреблена вера и, следовательно, религиозность как таковая. А поскольку она сохранялась, хотя и в извращенном коммунистическом варианте, то возвращение к вере предков было несложным и естественным. Неистребимость чувства веры играет и сегодня действенную роль в возвращении русского человека на завещанный веками православный путь.

Игорь Яковлевич Фроянов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 81

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

81. Аноним : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-28 в 09:51

"Да, молодой политрук поднимал в атаку людей, шёл на верную смерть. Но благодаря чему, какой идее?"

Сколько можно этим выщелучиванием правосланого из советского заниматься? Или иначе советский период никак в голове не укладывается?
Пост Ракова, может и резок немного насчет, но в основном - правда.
80. lucia : Екатерина Домбровская
2011-02-28 в 00:09

Я сама знаю одного человека, который, будучи студентом, попал в очень плохую ситуцию - у него сгорел дом. От наших чиновников, сами знаете, сколько проку, а была зима. Он отслужил панихиду по Иоанну Грозному и вскоре получил помощь.
79. Екатерина Домбровская : 74. lucia
2011-02-27 в 23:03

Дорогая Мария, есть такая старинная традиция. предание даже о том, что св. царевич Димитрий являлся не раз (когда - кому - не помню, но сведения эти существуют) и просил людей благочестивых молитвенных, что если они будут служить ПАНИХИДЫ ПО его отцу - Цар. Иоанну, то им сугубо будет помогать прославленный Церковью царевич Димитрий. А искони царевич помогал студентам, учащимся, вся старинная Москва ходила в Архангельский собор перед экзаменами молиться царевичу, а самые смелые - служили панихиды по его отцу. делайте выводы. Это очень старинная московская традиция.
78. lucia : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-27 в 19:37

Всегда следует опасаться повторить клевету за сладкоголосыми врагами Бога

Тогда же появились и стали широко распространяться в Европе многочисленные клеветнические памфлеты на русского Царя и на русский народ. [Обратите внимание, клеветнические памфлеты появились на Богопомазанника и богоносный русский народ. О памфлетах на боярство, которое борется за свое самоуправство в своих вотчинах и пытается украсть власть у Помазанника Божьего, история умалчивает.] С. Ф. Платонов писал: "Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском морс поразило среднюю Европу. В Германии "московиты" представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать ее политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного [и откровенной лжи] о московских нравах и деспотизме Грозного. И серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник"[25]. ["Подвижники" Архиерейского сборища 2004 года ни к серьезным историкам, ни к православным христианам, которые обязаны чтить усопших Царей и исповедовать догмат Царской Власти, не относятся. А потому, не внимая совету серьезного историка, повторяют и размножают клевету на Богопомазанника, Святого Благоверного Царя Грозного. Эти "герои" забыли предупреждение апостола Петра: Бог нелицеприятен (Деян. 10,34). Ведь слова этого апостола и к ним относятся: если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1Петр. 1,17).]

Поэтому нет ничего удивительного в том, что сочинения того [и нынешнего] времени о России и Иоанне Грозном заполнены несуразностями и ложью, фактографическими ошибками и неверными датировками. Творцами мифа о "тиране" на русском престоле были такие одиозные личности, как изменник Курбский, инспирировавший вторжение на Русь 70.000 поляков и 60.000 татар; протестантский пастор Одерборн и католик Гуаньино, написавшие свои пасквили далеко от места событий - в Польше и в Германии; папский нунций А. Поссевин, организатор польской агрессии против России; имперский шпион Штаден, советовавший императору Рудольфу, как лучше захватывать русские города и монастыри; ливонские ренегаты Таубе и Крузе, предавшие всех, кому служили; английский авантюрист Д. Горсей, которому совесть заменял кошелек с деньгами. Но все же, каждый из них был современником описываемых событий и имел причины ненавидеть Царя и клеветать на него.

Интереснее [и печально!] то, что клевету охотно подхватили люди науки, которым, казалось бы, незачем очернять Иоанна. Начиная с Карамзина, сочинившего вместо Истории России очередной сентиментальный роман, в историографии, по словам академика Веселовского, "начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий"[26]. Созвучен предыдущему отзыв Н. К. Михайловского: "Наша литература об Иване Грозном представляет иногда удивительные курьезы. Солидные историки, отличающиеся в других случаях чрезвычайной осмотрительностью, на этом пункте делают решительные выводы, не только не справляясь с фактами, им самим хорошо известными, а... даже прямо вопреки им: умные, богатые знанием и опытом люди вступают в открытое противоречие с самыми элементарными показаниями здравого смысла; люди, привыкшие обращаться с историческими документами, видят в памятниках то, чего там днем с огнем найти нельзя, и отрицают то, что явственно прописано черными буквами по белому полю"[27].
http://www.keliya.or...States/Manyagin.htm
77. Александр В. : Ракову.
2011-02-27 в 12:21

В передаче радио "Радонеж" о. Александр Ильяшенко несколько раз в своих беседах повторял простую мысль. Вклад Церкви в Победу не колона из 40 танков "Дмитрий Донской". Вклад Церкви - русский человек воспитанный за 1000 лет Православной Церковью. И эти "атеисты" вели себя самоотверженно потому что в генах и памяти их было заложено - "умереть за други своя". И многие коммунисты жили по тем заповедям Божиим, которые впитали с молоком матери. Потому и победили на Пасху. А не на день рождения Ленина, или Маркса.
76. Провинциал : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-27 в 12:18

71. Диакон Георгий Малков:
- А почему вы столь уверены, что выдаваемые вами сведения - не суть клевета? Ведь об этом предупреждают и некоторые историки, говорили и старцы уважаемые.
В любом случае нельзя судить без исследования, тем более Царя, Помазанника. Не тот уровень.
75. lucia : диакон Георгий Малков
2011-02-27 в 11:46

Простите. что не ответила по сути. Нет, меня нисколько не удивляет, что Церковь осуждает многоженство, блуд и другие грехи, даже несмотря на то. что я представитель нашего падшего времени.
Просто не знаю как быть с сомнениями в том, что Иоанн Грозный грешил таким образом. Если внимательно прочитать рассуждения сторонников обеих точек зрения, то обвинители царя куда как менее добросовестны. Половина аргументов начинается со слов "всем известно..." Это метод социалистического периода.
74. lucia : диакон Георгий Малков
2011-02-27 в 11:34

Отче, Церковь не молится за Грозного?
Где можно почитать об отлучении его за блуд? Если что-то есть не в пересказах.
73. К.Олег : 72. Аноним :
2011-02-27 в 01:59

"Какова цель суда?"
Цель ясна - осудить! Кого нужно.

"Для чего судим Государя миром избранных, которые возможно и не званые?"
"Избранные" всегда были владельцами. Владельцами дискурса особенно. Считали себя таковыми, сказать по нашему.
Не потому ли такая жуткая аллергия на все, что связано со словом социализм?
72. Аноним : 71 Диакону Георгию Малкову
2011-02-26 в 23:57

Скажите, а чего ради этот суд над Царем?
Для чего судим Государя миром избранных, которые возможно и не званые? Какова цель суда?
71. Диакон Георгий Малков : Люсии
2011-02-26 в 07:21

Приходится повторять, поскольку из Грозного пытаются сделать чуть ли не сосуд благодати, святого и суперобразец русского правителя.
Мы же всё-таки, замечу, находимся на православном сайте, где вопросы нравственного порядка - вовсе не последнее дело. С позиции же канонов Церкви на эту тему Грозный находился (помимо и прочих поводов) - под перманентной "анафемой" (а как еще можно расценивать его постоянные отлучения от причастия за блуд) именно из-за его многоженства, что вас - как представителя падшего нашего времени и не слишком, вероятно, задумывающейся над проблемами духовно-нравственно падения современного мира - такой подход к теме несколько удивляет. А жаль.
С благопожеланиями, диакон Георгий.
70. lucia : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-22 в 11:22

Никогда не могла понять зачем повторять, что иоанн розный был женат 7 раз. Это особено умилительно, что историки путаются не только в количестве. но и в именах жен. Также никто не может толком указать, где они похоронены. Но это им не мешает, нисколько!
"под развесистой клюквой..."
69. lucia : скептик
2011-02-22 в 11:19

не говорите о смысле
вам это не к лицу
и вообще не ваше амплуа
68. Провинциал : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-22 в 10:51

66. скептик

- Такие сайты и тексты, судя по всему, вам близки. Там, где злобная клевета на святых, их поношение, в т.ч. и святого нашего Царя Николая.
67. Провинциал : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-22 в 10:36

53. Диакон Георгий Малков :

- Государь наш Грозный был оболган ещё при жизни, уважаемый батюшка! Есть немало исследований на эту тему, вы же знаете. Негоже нам повторять чужую ложь. если есть сомнения в истинности известных обвинений, то негоже, до выяснения всех обстоятельств и фактов обвинять Помазанника, а он им действительно был. Именно с Иоанна Грозного началась Великая Россия. Грозного Царя почитали многие старцы и святые. Об этом тоже много говорилось на форуме.
Не стоит здесь вновь повторять все аргументы - статья не об этом.
С уважением, Валерий.
66. скептик : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-22 в 00:41

кстати, вот интересный исторический пример на тему ревнивых священнослужителей: http://newsland.ru/n...il/id/639470/cat/42/
65. Диакон георгий Малков : Екатерине Домбровской № 63
2011-02-22 в 00:00

Да, конечно, конечно же, я вас понял...
64. Екатерина Домбровская : 48. Александр Раков
2011-02-21 в 22:46

Не могу Вас не поддержать.Из паутины лжи и человеками сочиненных мифов вырастает нечто очень противное Вере.
63. Екатерина Домбровская : 58. Диакон Георгий Малков
2011-02-21 в 22:42

Дорогой отец Георгий! Это прием такой...
62. Люмпен : Внучке Ветерана, 60
2011-02-21 в 21:57

15 пост А. Ракова -- подлог и провокация.
Подлог -- потому что в основу он помещает фрагменты проповеди, самой по себе достаточно спорной, сказанной священиком из Эстонии в связи с событиями на площади Тынисмяги, когда там сносили Бронзового солдата. А вырванные из контекста и привязки к конкретному событию, фрагменты проповеди вообще меняют ее смысл на противоположный. Получается апология то ли коммунизма-атеизма, то ли власовщины.
Провокация -- потому, что вышеприведенный материал взят с антицерковного "оранжевого" сайта forum.msk.ru. Редактирует его Анатолий Баранов, которого недавно выгнали из КПРФ за троцкизм. На сайте регулярно появляются антицерковные, антиправославные материалы, в т.ч. такого ненавистника РПЦ, как Д. Черный.
Хотя сайт позиционируют себя как ультракоммунистический, на самом деле там часто публикуются такие либералы-русофобы, как А. пионтковский и Е. Ихлов, а также многие другие. В последенее время сайт взял под защиту Ходорковского, Немцова, Касьянова и иже с ними.
Перепост на РНЛ материалов из подобного источника без соответствующего комментария считаю провокацией чистой воды.
61. тов.Сухов : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-21 в 19:39

В том, что человек ретивый нет ничего плохого:) Апостол Павел тоже был ретивый.
Плохо, если злобный и ретивый. Совсем плохо - безмозглый, злобный и ретивый.
60. Внучка ветерана : Раков разочаровал
2011-02-20 в 22:33

Раков берет на себя ответственность определить процентный вклад Церкви в победу. Хотя это нонсенс. Ведь Божья Воля была на победу народа, а теперь от нечего делать считают сколько пулемётов было в руках атеистов и сколько у верующих. И им, якобы, это проясняет – почему победили. Меня это больше поразило. Победу приписал атеистам, себя приписал к атеистам, а выступает – мы с вами братья и сестры… то-то и то-то виноваты! Демонстрирует свою суперискренность и любовь к правде и страшную объективность. Его вряд ли кто переплюнет, обскакал всех и превзошёл самого себя.
По-моему ему уже просто нечего сказать людям, а как человек творческой профессии, остановиться в «творениях» не может и придумывает всё новые варианты оценки войны-победы. «Творческий» процесс безконечен… и уносит его…
59. Диакон Георгий Малков : Необходимое толковое модераторство или идеологическая цензура?
2011-02-19 в 11:28

Господа модераторы, мне представляется, что вы иногда несколько перегибаете палку в отношении фильтрации направляемых вам текстов - это уже смахивает не на редактуру, а на введение прямой цензуры. Или вы не согласны с тем, что НЕГОЖЕ СИЕ?
В моем посте № 58 в результате вашей вивисекции его концовка стала звучать несколько нелепо. Нельзя так подходить к делу - да еще, к тому же, столь механически.
В тексте изначально не было никаких обидных или, тем более, оскорбляющих чье-либо достоинство строк. Но именно так, в последнем смысле, я ныне вынужден воспринимать ваше отношение к моему тексту. Предваряющая упоминание о "мичуринцах" часть текста удалена, из-за чего становится непонятным вдруг возникающий переход к множественному числу. Вообще после изъятия этой части вся фраза становится несколько невразумительной. А здесь говорилось лишь о том, что пора нам кончать с попытками гибридизации коммуно-советской и христианской типов нравственности - в духе г-на Фроянова и его духовных сподвижников... Неужели это столь неприличное заявление?
Недавно имел место подобный же случай и с другим моим текстом, о чем я, однако, поначалу решил уж вам не пенять, но теперь, когда ваша цензура начинает становиться традицией, всё же тоже хочу упомянуть.
Вы вырезали из моей статьи "Приходит начало конца" несколько небольших фрагментов, касающихся не совсем лестных оценок со стороны современников - отдельных сторон личности Патриарха Сергия в пору его ректорства в Петербургской академии. А это уже явное насилие не только над моим текстом, но и над нашей историей...

Надеюсь, в дальнейшем редакторско-модераторская служба РНЛ более ясным образом представит себе характер и границы своих полномочий.
С благопожеланиями, диакон Георгий
58. Диакон Георгий Малков : Г-же Екатерине Домбровской (№ 57)
2011-02-19 в 04:36

Глубокоуважаемая Екатерина (простите, не имею чести знать вашего отчества), вы свое несогласие со мной передайте лучше на соседнюю ветку - игумену Кириллу (Сахарову): он там Грозному всё акафисты поет да припадает сладостно к "святому образу" сего душегуба... Что ж, ему всё одно: что на мнение Патриарха Алексия - раз плюнуть, что деревяшки, неосвященные Церковью, лобзать, что и на евангельскую-то нравственность особого внимания не обращать. Прямо какие-то коммуно-христианские (прости, Господи!) мичуринцы...
С благопожеланиями, диакон Георгий
57. Екатерина Домбровская : 53. Диакон Георгий Малков
2011-02-19 в 01:09

Ваше боголюбие, отец диакон! Не согласна с Вами: самое излюбленное Государем Иоанном Грозным было - сажать на кол. Этого не только мужеский род удостаивался, но и их чада и домочадца женского рода.
Некоторый, сойдя с ума, как Висковатый, пели на колу каноны....
56. тов.Сухов : 55. Коля : Коммунистическая мораль?
2011-02-19 в 00:36

Уважаемый, Коля, извиняюсь за беспокойство.
Просьба конкретизировать, что именно в речи В.И. Ленина на III съезде Вы обнаружили антагонистичного христианству? Мы это обсудим.
55. Коля : Коммунистическая мораль?
2011-02-18 в 23:42

Возьмите и перечитайте знаменитую речь Ленина на 3-м съезде комсомола - что он там говорил о морали вообще и коммунистической морали в частности. Сопоставьте с Нагорной проповедью Христа. Может быть, это вас хоть немного отрезвит. И тогда перестанете нести ахинею о близости христианской и коммунистической морали.
54. скептик : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 21:59

2 lucia
ваш коммент лишен смысла.
53. Диакон Георгий Малков : Провинциалу (№ 51)
2011-02-18 в 17:50

Ну что ж, уважаемый г-н Провинциал, вам, пожалуй, придется в итоге назвать большевиками не меня, а Святителя Василия Великого, Свв. Отцов Поместного Анкирского Собора и преподобного Иосифа Волоцкого, канонические правила и высказывания которых и позволяют мне сомневаться в праведности того же Иоанна Грозного. Он был убийцей многих тысяч православных христиан, в том числе и Святителей, и преподобномучеников. В итоге его личных зверств Церковью прославлены как святые – мучимый им Святитель-исповедник, архиепископ Новгородский Пимен, убитый святитель Филипп. Вслед за издевательствами над Пименом он убил и очередного новгородского святителя – Леонида, зашив того в медвежью шкуру и затем затравив собаками (особо излюбленный Грозным вид казни). И т.д., и т. п.
А за убийство, по канонам Анкирского Собора следует церковное наказание по Правилу 23: «Виновные в вотльных убийствах да будут в разряде припадающих /т. е. кающихся/: совершеннаго же общения /т. е. причастия / да удостоиваются при конце жизни». Таким образом, Грозному нельзя было по этому правилу причащаться всю жизнь, вкусив Тела и Крови Господних только перед самой кончиной! Вот вам и Помазанник – которого даже не следовало бы допускать до причастия. Однако никто в нашей Церкви не решался потребовать от него такого. А кто оказывался способен на честную, нелицеприятную «критику» - быстро погибали (пример – тот же Святитель Филипп).
А вот, что можно сказать в связи с неизменной блудливой страстью сего Помазанника.
Всего он был женат СЕМЬ раз!
По церковным же канонам он должен был практически всю вторую половину жизни постоянно находиться под епитимьями за «многоженство», для Царей вовсе недопустимое. Как пишет святитель Василий Великий в своем Первом каноническом послании к Амфилохию, епископу Иконийскому, в Правиле 4-ом: «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом… Мы же… от последования предшественникам, прияли обычай троебрачных отлучати /т. е. прежде всего – лишать причастия/ на пять лет…».
Сверх же трех браков – считалось уже безбожным многоженством – «многобрачием».
В Третьем каноническом послании Святителя Василия, в Правиле 80-ом «О многобрачии» написано: «О многобрачии Отцы /т. е. в правилах Соборов/ умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому /видите, уважаемый Провинциал, Святитель говорит, что Церковь в лице Святых Отцов даже и в человеческом-то достоинстве, а не только царском, Грозному, касаясь его блудных деяний, явно отказывала/. Нам же сей грех представляется тягчайшим блудаю Посему благоразсудно будет подвергати таковых епитимии по правилам, то есть, да будут едино лето плачущими, три лета припáдающими, и потом могут бытии приняты».
И именно вследствие нарушения Царем всех божеских законов в мае 1572 года был созван особый церковный собор – как говорится, «страха ради иудейска», чтобы разрешить ему четвертый брак - с Анной Колтовской.
Однако в том же году она, по повелению Грозного, была пострижена в монахини. Затем уже пятой (!) женой стала в 1575 г. Анна Васильчикова, умершая в 1579 г., а шестой - вероятно, Василиса Мелентьева.
Последний же царский «брак» был заключен осенью 1580 года с Марией Нагой.
И кем же после этого был Иван Грозный – не только значительным государственным деятелем в России второй половины 16 в., но разве еще и не блудником и лукавым, лицемерным фарисеем? И разве не совершал он антицерковных и прочих злодейств – в изобилии, явно не приличествующем Царю, считающему себя христианином?
Я, может быть, и не намного лучше такого «Царя», но семь раз не женился, а пребывал в одном браке более сорока лет и, вроде бы, и не казнил никого…
А потому считаю для себя возможным с совершенно чистой совестью бличать такого типа Царей, ибо помазанничество свое они, думаю, при такой нехристианской и абсолютно неканоничной их жизни - в итоге в Очах Божиих, скорее всего, теряют.
Бог ведь не автомат, слепо и послушно реагирующий на наши церковные акты и всегда, мол, сохраняющий их легитимность – если даже подобными христианскими благодатными дарами продолжают пользоваться падшие в духовном отношении личности.
И потому считаю не только своим правом, но даже и долгом присоединиться к мнению (с подлинно принципиальной евангельской позиции) о подобных Царях-мучителях , высказанному еще преп. Иосифом Волоцким.
Этот великий наш святой, прежде всего, именно «христианское измерение» царской власти выразил - замечательно ярко и ясно - еще в самом начале XVI века,, призвав подчиняться только такому земному Царю, который «подзаконен» Царю Небесному, ибо нечестивый и грешный, неправедный Царь есть «не Божий слуга, но диавол, и не Царь, а мучитель» (Преп. Иосиф, игумен Волоцкий. Просветитель. Казань, 1882. С. 158). Вот, вам, уважаемый Провинциал и пиетет перед любым Помазанником, чье помазанничество вовсе отрицает преподобный Иосиф, если принявший оное становится со временем, по сути, уже не совестливо подотчетным Богу и своему народу мудрым властителем, но - «не Царем, а мучителем»!
52. тов.Сухов : Уловил Святейший, а почему?
2011-02-18 в 15:38

Вот и понятно становится, что Редакция РНЛ заслуживает самой высокой оценки своей деятельности (добровольной и бескорыстной притом), которая как раз и направлена на выявление и анализ "подспудных моральных течений в человеческой жизни". Это чрезвычайно актуально!
Святейший Патриарх Кирилл уловил некие подспудные моральные течения в человеческой жизни вообще и, в частности русского народа.

Почему уловил?
Если бы "течения" не проявлялись, как бы их Святейший уловил? А ещё бы лучше не просто всё улавливать, а побыстрее, пооперативнее (как у В.И. Ленина это получалось), не дожидаясь чрезвычайных обстоятельств.
51. Провинциал : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 14:29

42. Диакон Георгий Малков

- Как же может священник православного Государя, Помазанника Божия называть разбойником?!
Грех великий! Не вам судить Государей и касаться Помазанников! Это уже - по-большевистски.
50. Провинциал : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 14:24

Мне кажется, некоторые так и не поняли основной мысли: история наша, как и история нашей Церкви неразрывны.
И внешние признаки отступления и предательства веры, все эти серпы и молоты, и атеизм комиссаров и большинства бойцов - не доказательство.
Да, народ наш отступил от Бога, от веры, от клятвы, но Бог не отступил от нас. В одночасье народ не меняется, даже если он попадет в плен. Народ, как одна личность перед Богом, предстоит пред лицем Его. Народ имеет свой характер, свои ценности, традицию. А это всё вырабатывается веками. И до советизма бли века Православия и веры народной. Остатки этой веры в стираных ситцевых платочках наших бабушек и матерей, в нищих рясах священников, продолжавших, насколько возможно, пасти своих буйных овечек, в их страданиях и крови, в их труде и жертве.
Богу и десяти праведников достаточно, чтобы помиловать народ, у нас их многие тысячи.
Чтобы ни говорили сторонники "научно-объективного" подхода к советскому периоду, весь характер нашего народа был выкован за века Православия, служения Царю и Отечеству.
Да, молодой политрук поднимал в атаку людей, шёл на верную смерть. Но благодаря чему, какой идее? - Той, что у него в крови от предков его православных. Ибо за что может собой жертвовать человек? За материальное благо, за "коммунистическую идею" обезьянью? Да ни за что настоящий, истинный атеист не станет жертвовать собой за идею. Ибо он в Бога не верует, не верует и в загробную жизнь, ему подавай приятную и сытую жизнь со всеми удовольствиями здесь, на земле. Что такое для него честь? - Атавизм! Что такое верность - выгодное служение кому-либо, поведение, которое должно быть вознаграждено хозяином.
С точки зрания атеиста нет никакого смысла жертвовать собой для идеи, веры, Бога. Для них - Бога нет, всё остальное - эмоции человеческие, суть комплексы неполноценности от предков доставшиеся и не несущие никакой объективной ценности.
Любовь и жертвенность наблюдаются и у зверей, но это - инстинкт, который всё равно - от Бога.
Какой смысл атеисту (настоящему, полному) жертвовать собой? - Никакого! Поскольку, когда не будет в живых его, для него не будет уже ни-че-го!
Так из-за каих смыслов и мотивов лейтенаты и капитаны вели своих бойцов бой, показывая свой пример, жертвуя своей жизнью вполне осознанно? Из-за того, что это всё осталось вложенным в него поколениями православных предков, вложенным Богом.
Как же можно сказать, что вклад Церкви был ничтожным? Это может сказать только рассчётливый атеист. В каком состоянии была наша Церковь к началу войны? Что она имела? Разве можно сравнить ресурсы мощного государства и того, что собирали верующие (не только они, но мы говорим о них), что было оторвано от сердца и желудка и передано на фронт? Нет, это не малость, это та лепта, которую внесла нищая женцина в храме при Христе, свой ужин.
А кто же может счесть силу и тягость молитв, которые возносили верующие непрерывно за всю войну? Это не более ли крылышка мухи?!
Мне кажется, что на то и наказание Божие (наказ), чтобы проявилось у нас то лучшее, что Он дал, чтобы образумились мы, прикоснувшись к нетленному.
А что же те, кто нарушил присягу, кто перешёл на сторону врага?
- Не могу я их всех под одну гребёнку, причислить огульно к предателям. Да, были среди них и предатели, искавшие победителя или денег, но были и искренне заблуждающиеся, не желавшие себе ничего, но, как им казалось, только Родине. Потому и шли они в свой последний бой со священником впереди на струи огнемётов.
Та же искра Божия, но, в силу искажения своей природы, направленная не в ту сторону. Богу виднее, Он скорее помилует искреннего, горячего, чем равнодушного, теплохладного.
А ретивость нынешних некоторых пастырей не от этой искры Божией, не от жертвенности и горения верой и любовью, а от самости, от идей либеральных или иного толка, от неприязни к иному.
Нам нет смысла сталкивать любами верующих и неверующих, советских людей и нынешних - все мы связаны в народе своём, в традиции своей от веры христианской. Пусть многое было "содрано" из Евангелия - иначе и быть не могло, невозможно было сломать всё до основания и полностью. Потому и было в советский период не только то, что ругают нынешние апологеты либерастии, не только очереди за колбасой и партийные собрания, - но доброе, что осталось от предыдущих поколений, от веры, от Церкви, от Христа.
49. Дмитрий Р. : На 42 Малкову
2011-02-18 в 13:16

Хорошо, что Вы появились в комментариях, дьякон Малков. Ведь это о Вас статья Фроянова и к Вам указание Патриарха. Неужели Вы думаете, публикуясь на православных сайтах, что православные люди готовы христианские ценности променять на советскую идеологию? (Да это и по сути совсем разные категории. Да и советская идеология в поздний период уже сильно изменилась). Или Вы может думаете, что народ в советский период фанатично верил в эту идеологию? Нет, она давала при соответствующем устройстве государства, человеку спокойно жить, растить детей, получать достойное образование и медицинское обслуживание, иметь стабильную работу, безопасность, получать высшее образование, верить в стабильное будущее, жить по совести, иметь здоровую моральную атмосферу в стране, развивать науку и культуру. А что сейчас, когда все разрушено, когда от тех завоеваний ничего не осталось? Ложь и служение золотому тельцу! И разве слова о. Иоанна Крестьянкина не относятся к сегодняшней идеологии власть имущих, действующих еще более изуверски? В этих условиях, на краю гибели государства, надежда только на православную Церковь и патриотов. В этом задача и заключается, чтобы возродить Россию, привлечь к Богу, никого не отвергая (хоть он коммунист или мытарь – радости на Небесех тем больше будет) наш народ, поддержать во власти патриотов и взять все лучшее, что у нас было и за советский период и за всю историю. И еще, совсем разные вещи – разделять лично христианские ценности и, другое, воплотить это в государственное устройство на земле.
А у Вас только борьба с прошлым, причем в очень злобной форме. И кто пойдет за Вами лично на Ваш карликовый свет – большой вопрос. Да и подойти-то к Вам проблематично – слюной забрызгаете в порыве ретивости.
48. Александр Раков : В платье из чужого флага...
2011-02-18 в 12:24

Уважаемый Николай Владимирович Сомин! Ваше предложение сделать из моего сообщения статью весьма запоздало. Обратите внимание на ссылку в конце: материал написан протоиереем Владимирм Петрвым из Эстонии несколько лет назад и публиковался на тогдашней РЛ; я лишь немного развил её и добавил стихотворения. Кроме того, материал вошёл в восьмую книгу "былинок" "Сундучок воспоминаний", которая должна выйти в апреле сего года. Там есть - для равновесия - и другая "былинка" вслед за этой: "За други своя", потому что Церковь не примет той Правды, которая написана эстонским священником. К слову, я полностью на его стороне: вклад Церкви в Победу ничтожен. И вообще, очень много мифов о войне, которые Церкви невыгодно развенчивать. К примеру, известный архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры не имеет ни малейшего отношения к знаменитому дому Павлова в Сталинграде, но Церковь смиренно замалчивает этот факт. Зато во многих церковных книгах о.Кирилла восхваляют за этот подвиг, которого он не совершал. Есть множество и других примеров. Александр Раков.
47. Николай Владимирович Сомин : на 15.
2011-02-18 в 11:34

Уважаемый Александр Раков!
Всецело поддерживаю просьбу Лесничего А.Л. сделать из Вашего поста 15 статью. То, что Вы сказали – потрясающая, пронзительная правда. Подвиг этих «атеистов» - изумевающий, выворачивающий душу – именно потому, что они были атеисты и жизнь для них, казалось бы, была единственной ценностью. И тем не менее, они ее беззаветно и смиренно отдавали.
На всю жизнь запомнил безыскусственный рассказ (по радио) одного ветерана-военного историка. В 43г. на Курской дуге вдруг выяснилось, что, несмотря на всю подготовку, наши противотанковые пушки броню «Тигров» не пробивают, не пробивают ее и пушки Т-34 (что подтвердило танковое сражение у Прохоровки). Но «Тигров» надо было остановить. И наши саперы стали привязывать к спине противотанковые мины, подползать к движущейся навстречу громадине и бросаться под гусеницы. В большинстве случаев только гусеница и отваливалась, но все-таки махина останавливалась, становилась небоеспособной. Делали это саперы абсолютно добровольно – никакого принуждения не было. Но оказывается, у нас таких вот русских «шахидов», этот подвиг повторивших, было около 3000 человек. После, кажется, даже Героя Советского Союза за это перестали давать – война же.
Вообще же, по высоте и массовости подвиг нашего народа в войне – величайший за всю историю человечества. Но вот беда - он совершенно не встраивается в мировоззрение наших «церковных» ненавистников коммунизма и советского строя. Ну никак не получается, чтобы из «сатанизма» вырос величайший подвиг всех времен и народов. Вот и появляется желание присвоить Победу себе: мол, облетел самолет с иконой вокруг Москвы – и не взяли ее немцы. И так везде и всюду. Нет, Победа была достигнута огненным подвигом любви миллионов наших солдат. А Церковь – Слава Богу, что у нас был митрополит Сергий, который своей патриотической позицией сумел сохранить лицо Церкви. Ибо не только в РПЦЗ, но и у нас было достаточно церковных власовцев, для которых нацисты были лучше коммунистов, и которые молились за победу Гитлера и за освобождение от «коммунистического ига». Если бы они в свое время возобладали, то страшно подумать, что было бы с нашей Русской Православной Церковью, после войны – ибо тогда с предателями обходились очень строго (и правильно делали).
Так вот, не сомневаюсь, что сейчас погибшие в войну солдаты – да, да те самые атеисты, умиравшие с возгласом «за Родину, за Сталина» - сейчас в Царстве Небесном и смотрят на нас, нынешних православных, никакого подвига не совершивших. А мы должны ползать на коленках перед фанерными звездами на солдатских могилах. Тогда, может быть, отучимся от распирающего нас церковного фарисейства.
46. lucia : скептик
2011-02-18 в 10:28

вобще когда люди размышляют у них разные мнения это только у таких как комунисты скептики - устав и приказ.
мыслей же никаких
ще партбилет
компартия тебе мать. ха-ха-ха
45. Григорий : 42. Диакон Георгий Малков : О блуждающих между двумя соснами...
2011-02-18 в 08:55

Спаси Вас Господи.

Все так и есть.
44. Вячеслав Степанов : Диакон Георгий Малков, вы тоже считаете СССР «империей зла»?
2011-02-18 в 07:38

Диакон Георгий Малков, вы сторонник диспенсациализма?
Диакон Георгий Малков пишет: «Идеология академика Фроянова - типичнейший пример раздвоения сознания русского человека, продолжающего всё еще нести на себе мировоззренческие путы коммуно-советизма».


Понятно, что вы, диакон Георгий, еще чуть ли ни в пионерском возрасте освободились от «мировоззренческих пут коммуно-советизма»... Вот только в какие путы угодили потом? У вас столько общих мыслей о советском обществе и социализме с мыслями современных либералов, совершивших в девяностых годах ушедшего века Либеральную (буржуазную) революцию в России, что, если бы не стояло ваше имя, то можно было бы принять ряд моментов ваших писаний за откровения либерального автора. Вас не устраивает в «февральском либерализме» большей частью лишь отрицание им монархического строя. Но вы никогда не высказываете никаких претензий к экономической стороне либерализма, сущность которой — служение маммоне. Именно ради служения маммоне и была отвергнута либералами абсолютная монархия и вновь совершена в девяностых годах ушедшего века Либеральная революция. Но они не настолько глупы, чтобы не учитывать настроения православного мира и всегда готовы привить к либеральному государству декоративную монархию в стиле английской, для удовлетворения запросов тех либералов, которые заявляют о своей приверженности православию...
Для вас советский строй, социализм — это сатанизм. То есть сатана, антихрист уже приходил и это — социализм и Ленин со Сталиным. Такие апокалиптические воззрения высказываются в открытую в РПЦЗ. Не трудно заметить, что они укладываются в русло протестантского диспенсациализма — эсхатологического учения, которое провозгласило СССР «империей зла». Вот как об это пишет Александр Дугин в работе «Крестовый поход против нас»: «Промысел» о протестантских англосаксах, по мнению приверженцев диспенсациализма, таков. Перед концом времен должна наступить смутная эпоха (“скорбь великая”, tribulation). В этот момент силы зла, “империя зла” (когда Рейган назвал СССР “империей зла”, он имел в виду именно этот эсхатологический библейский смысл) нападут на протестантов-англосаксов (а равно и на других “рожденных снова” (born again) и на короткий срок воцарится “мерзость запустения”. Главным отрицательным героем “смутной эпохи”, tribulation, является “царь Гог”. Теперь очень важный момент: этот персонаж устойчиво и постоянно отождествляется в эсхатологии диспенсациалистов с Россией. Впервые отчетливо это было сформулировано во время Крымской войны в 1855 евангелистом Джоном Каммингом. Тогда он отождествил с библейским “Гогом, принцем Магога” — предводителем нашествия на Израиль, предсказанного в Библии, (иезекииль 38-39) — русского царя Николая I. С особой силой эта тема вновь вспыхнула в 1917, а в эпоху “холодной войны” она стала фактически официальной позицией “морального большинства” религиозной Америки».
Чуть далее Александр Дугин заключает: «В результате мы получаем страшную (для русских) картину. Силы, группы, мировоззрения и государственные образования, которые совокупно называют “Западом” и которые являются после победы в “холодной войне” единоличными властителями мира, исповедуют — за фасадом “либерализма” — стройную эсхатологическую богословскую доктрину, в которой события светской истории, технологический прогресс, международные отношения, социальные процессы и т. д. истолковываются в апокалипсической перспективе.
     Цивилизационные корни этой западной модели уходят в глубокую древность, и, в некотором смысле, определенный архаизм сохраняется здесь вплоть до настоящего времени параллельно технологической и социальной модернизации. И эти силы устойчиво и последовательно отождествляют нас, русских, с “духами ада”, с демоническими “ордами царя Гога из страны Магог”, с носителями “абсолютного зла”. Библейское упоминание об апокалипсических “князьях Роша, Мешеха и Фувала” растолковывается как однозначное указание на Россию — “Рош” (=“Россия”), “Мешех” (=“Москва”), Фувал (=“древнее название Скифии”). Иными словами, русофобия Запада и особенно США проистекает отнюдь не из-за фарисейской заботы о “жертвах тоталитаризма” или о пресловутых “правах человека”. Речь идет о последовательной и оправданной доктринально демонизации восточно-европейской цивилизации во всех ее аспектах — историческом, культурном, богословском, геополитическом, этическом, социальном, экономическом и т. д.
     Впечатляет многомерное совпадение далеких друг от друга концептуальных уровней “западной идеологии”: сторонники капитализма — в сфере экономики, теоретики индивидуализма — в области философско-социальной, геополитики — на уровне стратегии континентов, богословы — оперируя с эсхатологическими и апокалипсическими доктринами “диспенсациалистского толка”,— все они сходятся к однозначному и совпадающему во всех случаях отождествлению России с “империей зла”, с историческим негативом, с целиком отрицательным героем мировой драмы.
     Это все очень, очень серьезно. Мировые войны и крушение империй, исчезновение целых народов и рас, классовые конфликты и революции — лишь эпизоды великого противостояния, кульминацией которого должна стать последняя апокалипсическая битва, Endkampf, где нам отводится важнейшая роль. В глазах Запада — целиком и полностью негативная.
     Они не остановятся, пока окончательно не добьют нас. Всех нас, всех наших детей, стариков и женщин. С ветхозаветной жесткостью и либеральным цинизмом. Их намерения очевидны и ужасны.
     Наши спокойствие, зевота, тупость и лень на этом фоне выглядят преступлением».
http://www.zavtra.ru...avtra/97/203/61.html
43. скептик : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 02:50

вообще, странно: ссср распался (=развалили) 20 лет назад, а православная общественность так и не пришла к единому мнению в оценках ленина, сталина, горбачева, коммунизма, социализма...

мне кажется это удивительным, даже парадоксальным: библия у всех одна, патриарх у всех един, учебники истории и сми у всех также на одном и том же языке - а мнения порой строго противоположные.

2 Андрей
вы, видимо, забыли, что потом большевисткие, как вы сказали, иуды благополучно выбили тех же английских интервентов. какое-то странное сотрудничество.
кстати, из ваших слов не совсем понятно, кто же сыграл б*0*льшую роль в войне: рпц или все-таки коммунистическая (сталинская) идеология?
42. Диакон Георгий Малков : О блуждающих между двумя соснами...
2011-02-18 в 02:44

Идеология академика Фроянова - типичнейший пример раздвоения сознания русского человека, продолжающего всё еще нести на себе мировоззренческие путы коммуно-советизма.
В трудах уважаемого ученого имеется немало положительного в отношении общей историософской оценки путей Древней Руси, но, к сожалению, и немало реликтов внецерковного и, по сути, прежнего, "советизированного" "исторического сознания".
Примером такового может служить, в частности, его абсолютно внеевангельский подход при оценках им таких исторических деятелей как сущие разбойники - с подлинно христианской точки зрения (сколь бы ни были важны отдельные их государственные заслуги) - Иван Грозный и Сталин.
Относительно же выступления Святейшего Патриарха Кирилла, трактуемого г-ном Фрояновым как призыв к признанию единого «советского» нравственно-положительного потока жизни нашего народа под большевицким игом, можно, напротив, утверждать, что Патриарх никак не считает коммунистические фальшивые "нравственные" ценности полностью адекватными ценностям христианским. Тем более, что в приложении к реальной жизни СССР взывание властей к нравственным ценностям зачастую было вопиющим лицемерием большевизма как такового, которое вызывало у самых широких народных «масс» глубокое внутреннее отвращение.
Эти коммуно-советские якобы «нравственные ценности» ничуть не мешали коммунистам в их злодеяниях и повальной лжи ни в 1917, ни в 1937 гг., как точно также и позже (вспомним хотя бы расстрел ими рабочих - советских граждан! - в начале июня 1962 г. в Новочеркасске).
Другое дело, что значительная часть народа, действительно, продолжала хранить в себе (вопреки лицемерной коммунистической идеологии!) благие реликты христианской нравственности.
Патриарх так прямо и говорит: "у нас общество формально атеистическое жило, тем не менее, по принципам христианской этики. Общество, конечно, так в полной мере не жило (естественно - не обкомовские же и ЦК-овские бонзы, эти пауки в банке, жили по принципам христианской этики. - д. Г. М.), а вот господствующие этические взгляды укладывались, может быть, НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ (выделено мной. - д. Г. М.), но, тем не менее, укладывались в схему христианских нравственных ценностей».
Разумеется, так (ЧАСТИЧНО!) и было, ибо разве можно было бы жить у нас только по волчьим законом большевизма? Общество раскололось бы тогда на волчьи особи. Только здравая естественная, глубоко таившаяся в народной душе (ибо душа каждого человека по природе своей изначально христианка) нравственность наших граждан всегда и спасала то положение, в которое ставили общество и всю страну сатанинские в своей глубине коммунистические идеологемы.
И в этом смысле абсолютно прав Патриарх, говорящий: «И поэтому все то доброе, что происходило в советское время, в том числе и героизм людей, подвиг, в том числе и межнациональный мир, который имел место, и многое другое, было обусловлено не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая жила в нашем народе и поддерживалась этической системой, которая была принята в стране".
Стоит только добавить здесь, что "принята" эта система была у нас не по приказу ЦК, а по народной доброй глубинной воле, так до конца и не развращенной псевдохристианской идеологией коммунистов (особенно «поздних», ренегатской волны) и потому помнящей еще о заветах Христовых.
Стоит при этом добавить и нечто, не сказанное Патриархом (положение обязывает): а именно, что нравственные христианские ценности в какой-то мере определяли положительные отношения преимущественно всё-таки внутри "русского міра", в то время как "межнациональный мир" (особенно на окраинных, республиканских землях СССР как разнонационального «міра») - скажу откровенно - лишь в малой степени и лишь в особо трудные моменты государственной жизни (например, во время Отечественной, да и то не всегда и не всеми) поддерживался естественными добрыми человеческими чувствами. На самом же своем дне, в сердцевине своей этот «мір» (что эстонский, что киргизский и др.), как правило, лелеял отвращение к «русскому началу» (со всеми его «христианизированными» нравственными ценностями), и упомянутый "межнациональный мир" держался гораздо более армейскими штыками, приглядом КГБ и коллаборационизмом местных, прикормленных и прирученных (страхом и деньгами) "национальных властей". Когда этих опор «межнационального мира» не стало – он тут же и рухнул. Увы, такова реальность...
А в отношении коммунистической власти и коммунистической идеологии (со всеми ее крадеными элементами якобы ЕЁ "христианской нравственности") наша Церковь высказывалась неоднократно.
Так, известный псково-печерский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называя коммунистическую идеологию апокалипсической «тайной беззакония», прямо и открыто призывал к духовной борьбе с нею, ибо она сама, по его словам, «объявила... беспощадную - не на жизнь, а на смерть - войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно ни проявлялось», идя этой войной «на христианское государство, ХРАНЯЩЕЕ НРАВСТВЕНННЫЙ УКЛАД НАРОДНОЙ ЖИЗНИ (выделено мной. - д. Г. М.); на Христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины; на христианскую душу... "Предтечи антихриста" уничтожили Православную Россию. Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного... Народ Божий - православные христиане... должны повести "брань" с богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 1993. С. 80).
Ах, какой нехороший, не в меру «ретивый священнослужитель» - явно из тех, кто, по г-ну Фроянову, «подвергают поношению наше недавнее советское и, условно говоря, коммунистическое прошлое». Хорошо – помер блаженный старец Иоанн… А то, глядишь, и ему пришлось бы каяться перед Патриархом, «ставящим», как хочется слышать уважаемому академику, его и подобных ему «ретивцев» «на правильный путь».
Однако, о. Иоанн недаром называл коммунистов «богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы». И от таких определений их не отмоет и г-н Фроянов. Богоборчество и ложь – родные братья, ибо отец их – дьявол…
Эти богоборцы на закате своего владычества пытались лживо примазаться (вспомните фальшивый "Кодекс строителя коммунизма") к "нравственному укладу народной жизни", о котором говорил о. Иоанн и который они всей своей прежней двурушнической идеологией пытались на самом деле вытравливать из народа - да вот не вышло!
Это было глубинным противостоянием русского человека коммунистической, абсолютно безнравственной отраве, и потому по сути заменять подлинную традиционную добольшевицкую нравственность народа якобы царившей в его душе коммунизированной "нравственностью" (которую в действительности лишь пытались украсть у Христа большевики, выдав ее за свою!) - само по себе ложное и безнравственное дело.
Безусловно, можно говорить о христианской нравственности, подсознательно сохранявшейся и у части граждан СССР (пусть порой и, увы, лишь в реликтовом состоянии), но связывать этот теплящийся огонек Христов в русской душе с коммунистами - это явное своего рода богохульство (пусть у многих – уверен, что и у г-на Фроянова – вовсе и неосознанное)...
Именно неразборчивое смешение понятий о нравственности (и ее источнике), рожденных в христианской среде и в среде противоположной - коммунистической (точнее - пост-коммунистической) - и приводит к текстам, типа опубликованного ныне академиком Фрояновым.
В итоге же такого, духовно неадекватного, подхода ко Христу и к Его евангельской нравственности и появляются ренегатские идеи о якобы возможности существования коммунистов-"христиан", о чем так любит поговорить, например, небезызвестный г-н Зюганов.
Как справедливо заметил современный российский политолог относительно болезненной склонности отдельных нынешних коммунистов к «церковности»: «...Среди них попадаются увлекающиеся натуры, которые под идею, несущую им благоденствие, готовы подвести любую философию и идеологию. Их не смущает смешение евангельских посланий и ленинских апрельских тезисов, заповедей Христовых и наказов пленума КПСС» (Мазо Б. Преемник Путина, или кого мы будем выбирать в 2008 году. М., 2005. С. 234). Цель оправдывает средства...
И в этом смысле замечательно особой степенью своей богомерзости - случающиеся порой ряженья сатаны в «ангела светла»: так, во время одного из большевицких шествий сподвижники тов. Зюганова, - мало того, что ранее вместе с «живым трупом», «дедушкой Лениным», насиловали более семидесяти лет народную душу, - попытались на этот раз изнасиловать уже и душу самой России - Церковь Христову, понеся перед колонной своего шутовского шествия транспарант с обычной для коммунистов очередной лживой гнусностью в виде надписи: «Коммунизм - бессмертное учение Христа!» До такого даже и «дедушка» их не додумывался! А «верный ленинец» внучек - взял да и переплюнул...
Однако «примазаться» ко Христу для временной тактической саморекламы коммунистам не удастся: Церковь, давно отвергнув подобные бессовестные левацкие спекуляции и политиканскую торговлю именем Иисусовым, дала весьма нелицеприятную оценку тому явлению, которое г-н Фроянов дипломатично называет «недавнее советское и, условно говоря, коммунистическое прошлое».
Церковь, однако, в противоположность уважаемому академику, называет его отнюдь не «условным», а вполне реальным и вполне богомерзким.
И недаром тот же Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским, самым определенным образом назвал (выступая на одном из Всенародных Соборов) представителей этой «условности» отнюдь не условными, а вполне реальными «ГОНИТЕЛЯМИ ПРАВОСЛАВИЯ», которым, однако, так и «не удалось выжечь из народной души верность православному духовному и нравственному наследию”.
Касаясь же нашей победы над немецким фашизмом, другой Патриарх – Алексий II – столь же ясно высказал столь же антикоммунистическую мысль: мы победили тогда потому, что “чуждая идеология, разделившая людей ради поклонения идолу революции, отступила перед традиционным чувством единства народа, его причастности общему долгу. Перед лицом опасности многие обратились к гонимой вере православной”. Патриарх, как бы опережая последующую полемику с Зюгановым, сказал: “Великая Отечественная война показала, что подлинный, жертвенный патриотизм НЕЛЬЗЯ ОСНОВАТЬ НА БОГОБОРЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.., на чувстве расовой или классовой ненависти”.
И точно так же нельзя основать подлинную нравственность на идеологии коммунизма.
Митрополит Кирилл позволил себе даже весьма жесткие высказывания в адрес тех, кто вел массы на разгром “старого міра”, и тех, прежде всего молодых людей, которые с воодушевлением громили церкви, сжигали иконы, топтали святыни предков. Вот его слова, в данном случае обращенные к некоторым, ныне фашиствующим, представителям молодежи: «Забывая о великой жертве, принесенной нашими народами в борьбе с фашизмом, эти молодые люди уподобляются тем, кто в свое время, также потеряв историческую память, стремились изничтожить духовный и культурный лик исторической России, во многом предопределив трагедию ее народов в XX веке» («Церковный вестник». М. № 6 (307). Март—апрель 2005 г. С. 8).
Коммунисты пытались уничтожить, по слову нашего нынешнего Патриарха «духовный лик исторической [иначе говоря досоветской. – д. Г. М.] России», но русский народ, русское, а отнюдь не советское в нашем народе - его сохранило!
И как, интересно, нынешний Патриарх Кирилл, этот вполне определенно духовный наследник прежнего Патриарха Алексия II - как и он, всегда бывший настроенным абсолютно антикоммунистически и абсолютно же будучи согласным с мнением Алексия II о злобесности коммуно-советской власти, может теперь вдруг начать, по мнению г-на Фроянова, «остепенять» не в меру, мол, «ретивых священнослужителей» - в их непрекращающихся обвинениях коммунизма как прямой бесовщины?
А ведь именно об этом, о внушающем ужас безумии коммуно-советизма и обманутого им народа, и говорил – вполне прямо - в Послании 1991 года Святейший Патриарх Алексий II: «Должен наконец закончиться бесплодный и горький труд разрушения: больной, чье безумие долгие годы внушало ужас всем сопредельным, присел у ног Христовых в здравом уме (Лк. 9, 35) и покаянии. Россия начинает труд и подвиг исцеления!
Этот труд, все мы знаем, не будет ни коротким, ни легким, но молитвами святых мучеников и угодников Божиих, просиявших в земле Русской, верю, он не будет бесплодным.
Мы должны знать: труднейшей для каждого из нас будет работа не внешняя, а внутренняя. Нелегко вернуть Отечеству благосостояние, но многократно трудней очистить свое сердце от злобы, подозрений и рождающей их безумной богоборческой гордыни...
Поистине, на долгие годы для всех нас должна стать общей смиренная молитва мытаря: Боже, милостив буди нам, грешным (Лк. 18, 13). Кто из нас сможет сказать, что не нуждается в милосердии и прощении Божием? Простим же друг другу, чтобы и Господь простил нам!
Дорогие мои! С радостью освобождения вас!» (Там же).
Или и Патриарх Алексий был не в меру «ретив» в своем христианском отвращении к безбожной коммуно-советской идеологии? И он, по мнению таких как г-н Фроянов, вовсе и не патриот?
Скорей всего – именно так, поскольку, например, для уважаемого академика совпатриотизма те же Грозный и Сталин суть духовно возвышенные герои, а для Патриарха Алексия характерна совершенно не «патриотичная» (в понимании г-на Фроянова и всех, иже с ним) позиция: для Патриарха эти «великие» есть, прежде всего, духовные (как раз с позиции христианской нравственности), и уголовно-политические преступники. О чем Патриарх Алексий II во всеуслышание порой и заявлял.
Вот, например, что он думал о «святости» и духовном величии Царя Ивана Грозного: «Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, с «черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, то, чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. Нельзя же поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?» (Журнал Московской Патриархии. № 1. 2002. С. 43).

…Увы, великий обман и, что еще печальнее, самообман народов имперской России, начавшийся в 1917 году, вверг их в духовное рабство похлеще крепостничества, обрек их на бесчисленные жертвы, и не снившиеся «царям и крепостникам», о которых с такой ненавистью кричали большевики, якобы радея о свободе и счастливой жизни «народных масс».
Как сказал об этом в своем выступлении на последнем — IX Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Алексий: «Помраченные люди строили “рай” для одних и ад для других. В результате были принесены десятки миллионов человеческих жертв» (Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам и гостям IX Всемирного русского народного собора // «Церковный вестник» (газ.). М. № 6 (307). Март—апрель 2005 г. С. 7).
А сейчас, видите ли, по оскорбленному мнению г-на Фроянова, этот «адо-рай» - не замай! Ведь советско-христианский-то (а то какой еще?), «условно говоря», коммунизм – это, «условно говоря», светлое будущее всего человечества! Но даже если это не так, и коммуно-советское дело , по воле Божией, провалилось – то пусть оно хотя бы останется «светлым прошлым»! Вас горячо просит об этом г-н Фроянов и, как ему кажется, намекает на то же – уже и сам Патриарх…
И скоро, скоро, мол, всех вас, ретивых, по-советски нравственный Патриарх прищучит... Вполне понятно так намекнет, что Патриарх Алексий, мол, был вовсе не прав, а г-н Фроянов – прав! Христианство – это коммунизм, а коммунизм – так это, пожалуй, и еще большее христианство…
Главное – «нравственные начала», ну а Христос – так это вовсе и необязательно…
Нравственность-то вот она! – указывает г-н Фроянов.
А невдомек – хоть и академик – что еще св. апостол Павел сказал: «Всё, что не от веры, есть грех» (Римл. 14, 23)! — и более, увы, ничего!
Соответственно и вся хваленая г-ном Фрояновым безверная, ибо изначально по-коммунистически всегда извращенная, «советская нравственность» есть лишь грех и фальшивка.
Но, уважаемый г-н Фроянов, ведь Патриарх Кирилл говорил-то вовсе и не о ней, а о ПОДЛИННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ – христианской! (Ну, если хотите, так даже и «русской», но отнюдь уж никак не советской). Говорил о той нравственности, которую хранили в СССР не секретари ЦК и обкомов, а наши священники («ретивые священнослужители»), наши старики, наши бабушки, передавая ее детям - внукам и внучкам...
И эта нравственность так и сохранялась, и, действительно, жила в народе - но без всяких воспоминаний о лживом коммунизме.
Такая была у нас в деревне, а такая, друзья, как у г-на Фроянова, – на кафедрах марксизма-ленинизма и исторических факультетах советской поры. Знаю, сам учился и работал на Истфаке МГУ – там было немало фрояновского типа «советской» нравственности и совсем немного (и, о, сколь драгоценной!) – нравственности христианской, русской.. И не вследствие ли как раз превалирования при Советах этой, первого рода, нравственности немало лучших специалистов-профессоров трудились в МГУ, вернувшись в него (кому повезло) после коммуно-советских, во многом попросту фашистских, концлагерей?

…Да, психология патриотов, подобных г-ну Фроянову, трагично раздвоена. Как сказал только что здесь же на РНЛ (причем с явным удовлетворением) один из таких же патриотов, священник-публицист нашей постсоветской «реалполитик»: «в реальной жизни русское и советское настолько переплелись, настолько переплавились, что их уже не разделить никакими хирургическими операциями».
Однако подобные «переплетенные» и «переплавленные» духовные болезни, если не проводить опять же именно духовных и именно глубоких «хирургических операций», приводят всегда к летальному исходу.
Ибо нельзя, «переплетаясь», служить сразу двум господам.
И нельзя двигаться дальше до тех пор, пока именно Церковь (ибо нет у нас иной, единственно реально мощной силы, несмотря на всю кажущуюся ее нынешнюю слабость, - ибо Глава Её – Христос! да ДРУГАЯ сила здесь и не поможет), - пока именно Церковь не совершит этой духовно очищающей операции над столь долго болеющим раковой болезнью коммуно-советизма нашим народом.
Но, видно, велики наши коммуно-советские грехи, и нет у нас подлинного покаяния, если несчастный народ сей до сих пор лишаем - под сладкое пенье «трезвомыслящих» просоветских сирен - подлинной христианской жизни во Христе и «по Христу», а не по обрывкам «переплавленного» «Кодекса строителей коммунизма» - «переплетенного» ныне вроде бы в православную и в, ну очень «патриотическую», обложку.
Что ж, искренне жаль всех тех – и пастырей, и пасомых, заблудившихся некогда, еще в советские лукавые годы, и до сих пор продолжающих блуждать между двумя соснами – между Россией и СССР, между пусть и слабой, но всё же верой и почти повсеместным безбожием, между порой и не слишком веселой русской правдой и всегда весёлой советской ложью (увы, чаще всего правдой лишь притворявшейся).
…Но вместо того, чтобы услышать нам от них евангельское «да, да», «нет, нет», мы слышим лишь по большей части что-то «сплетенное» и «переплавленное»… Но разве не сказал Христос: «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, тό от лукавого» (Мф 5, 37)?
41. Дмитрий Р. : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 00:19

Наконец-то умная, взвешенная, по-человечески и по-христиански мудрая статья на эту тему.
А то последнее время, действительно, появилось очень много не по уму ретивых батюшек, наносящих вред нашему народу своими недалекими статьями, изливающих желчь на старшее поколение и на то, что ими было создано.
Вместо того, чтобы по крупицам собирать Россию, объединять усилия по ее возрождению, они без жалости расточают, разъединяют сына от отца, отвергают как "отброшенное на свалку" старшее поколение и их дела.
Как и фарисеи, вместо того, чтобы разобраться в сути вещей, осуждают по надуманным штампам. Похоже, что они еще до Страшного Суда старшее поколение уже «приговорили и вынесли свои решения». А ведь сами ни ДнепроГЭСы в фуфайках не строили, ни в войну не воевали, ни в лагерях не сидели.

Дай Бог Вам благодати в Ваших трудах. И, наверно, Патриарх очень точно указал нам путь преодоления смуты - соединение нашей истории в единый поток через все лучшее, что у нас было.
40. скептик : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 00:05

2 Галина Борсуковская
думаю, притча неуместна.
аналогично можно сказать, что и компартия подобно настоящей матери уступила ребенка (государство) ненастоящей матери (убогой "демократии" и ворам у власти) в конце 80-ых - начале 90-ых.

уступать власть нельзя - это неразумно, это всегда ведет к краху. иное дело, что строго говоря, церковь формально не является политической силой.

2 Филиппъ
полагаю, вам кто-то ввел в заблуждение. звезда - это хороший символ, он на знамени победы, например, есть. а серп и молот - это символы сельского и промышленного труда.
39. Андрей : Ау, православные!
2011-02-18 в 00:04

Если наше общение в интернете на этом сайте происходит среди православных, то мне хочется выяснить Истину. Скажите мне, много ли вы видели коммунистов, которые хоть в чем- то осуждают действия своих соратников (нынешних и ушедших). Вы удивитесь, таковых нет или почти нет. Они упрямо считают себя правыми во всем. У них свои понятия о добре и зле, они отличны от тех, которым нас учила Церковь-мать.
А ведь сейчас уже любому интересующемуся ясно, кто такие были Троцкий, Свердлов, Ленин, их хозяева с Уолл Стрита, что делали страны Запада для уничтожения нашей Империи.
Как я понимаю, советские люди считают, что они правильно умертвили миллионы лучших русских людей и уничтожали веру в Господа нашего Иисуса Христа с чувством удовлетворения и остервенения… Ещё я понимаю, что если бы не действия большевистских иуд в сотрудничестве со странами Запада, то наша победа в первой мировой войне во главе с нашим Царем мучеником Николаем была бы неотвратимой, и ни о какой второй Мировой войне не приходилось бы и говорить, не говоря о гражданской войне,голоде и репрессиях.
Но я одного не понимаю. Не понимаю я того, что русские православные люди, зная всё это, начинают выдавать какие-то реверансы в сторону большевистской братии. Мне кажется, что этими действиями предается память Новомученников и Исповедников Российских и миллионов иже с ними пострадавших, предается Истина. Это теперь по их милости у нас почти исчез русский народ (лучшие представители всех сословий) и нас заменяют другими народами, это из-за их действий в стране слово русский говорят с оглядкой, мы живем как в оккупации, свободы истинной лишены. Как пел наш Великий русский певец Игорь Тальков: «И свободных славян обратили рабами и в тюрьму обратили Великую Русь…»
В результате получается парадокс : мы почитаем и царя Мученика Николая второго и вместе с тем Клару Цеткин, Ленина, Свердлова, Дыбенко. У нас с головой всё в порядке? А?
Про Великую Отечественную войну я думаю так: в экстремальной ситуации были отброшены многие измы и русский народ, помня генетически дела и заветы предков, зная учение Церкви подспудно вел себя как положено в данной ситуации народу-богоносцу – одержать любой ценой верх над злом, а именно над немецко-фашисткими захватчиками не страшась при этом отдать жизнь за други своя.
38. скептик : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-18 в 00:01

это хорошо, если патриарх старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей.

остается выразить надежду, что и обычная власть постарается поставить на правильный путь чиновников, чтоб не получалось вот такого: http://pics.livejour...lement/pic/0008wtbc
37. Ирина Федорова : для Вячеслава Степанова пост 28
2011-02-17 в 23:44

Вячеслав, но ведь и действительно, эти вопросы "не мучили"
Святейшего Патриарха Сергия, настоящего православного христианина и выдающегося богослова. Мучиться - это когда тяжело писать, а здесь виден и глубокий, но и легкий его стиль. Это замечательный документ - 1924 года.
Жаль, что этой работы не было в сборнике "Духовное наследие Патриарха Сергия" (как, впрочем и других его документов за годы советской власти - переписки его с Тучковым). Изданы лишь некоторые статьи в ЖМП в 1931.
А на сборник этот СТПБИ хотелось бы посмотреть, но более всего, конечно, - на сам документ. Он вроде бы рукописный. А вот здесь о том же документе подробнее, и несколько в другом аспекте, проливающем дополнительный свет на состав ленинской гвардии, то есть, на то, какая именно часть русского народа поддерживала коммунизм в его собственно «духовно - религиозном аспекте", т.е. атеистическом по отношению к господствующей Церкви: http://hrist-commun....ru/obsch_sobstv.htm
36. Сергий Агапов : 28. Вячеслав Степанов "И от Истины отвратят слух и обратятся к басням"
2011-02-17 в 23:32

Ведь христианская идея, в сущности, коммунистическая идея, если, конечно, отбросить ее атеистическую компоненту. Все остальное в коммунистическом учении тесно соприкасается с Христианством.



Уважаемый Вячеслав, в предыдущем комментарии я не говорил об экономическом учении Маркса, не говорил об экономике Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, я дал свое понимание выше процитированным словам. Могу повторить. По моему мнению, грешного маловера, данные слова являются кощунством и хулой на Святого духа. Не приведи Господь, чтобы к Новому и Старому завету внесли дополнения в виде коммунистического манифеста и морального кодекса строителей коммунизма. Я всегда, в том бардаке, в котором прошла моя жизнь, со слезами понимал, что у меня нет достойного места для хранения Святого Писания. Все мои жилища были забиты светскими книгами. А положить Евангелие рядом с книжкой ленина, прудона, маркса – за это руки надо отшибать. И, вдруг, такое читаю. Прошу не считать мои слова за осуждение кого-то. Как верно заметила Галина Борсуковская, к обманутым людям другой счет. Но указать на заблуждение брата, мы имеем право. А об экономике, идет разговор на другой ветке.
35. Писарь : "Несколько слов о религиозности".
2011-02-17 в 23:13

Слава Богу, Святейший твердо стоит на позиции Единства Русского Мира и Слава Богу,не только на словах,но и на деле.

Сказать,что русское общество пребывает в состоянии жесточайшего,прежде всего,духовного кризиса,значит не сказать ничего.

Вот слова Святейшего...
"Мы живем во время апокалиптического напряжения..."Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное".
Вот точная характеристика и времени в котором мы живем и духовного состояния общества,которое в теплохладном безумии своем, дозволяет плевать в свое собственное прошлое,либо сочувствует тому.

Вера без дел мертва и покаяние приносится не только словом.
Тот кто без устали плюет в прошлое,рискует вызвать потоп в будушем и утонуть в нем безвременно,поскольку вся история человечества сводится к истории взаимоотношений Человека с Богом и движущая сила истории-Промысел Божий.
Не вожди,не герои,не массы и не,тем более, "борьба классов".
История не детерминирована экономически.
Тот кто плюет в прошлое,тот плюет в Бога.

Челове без веры-труп ходячий,ни к чему не способен.
Да и кто и когда, без веры,приступал к какому-либо делу.
Всякая мысль,всякое слово,всякое дело,так или иначе носит религиозный характер.

Почему удалось разрушить Советский Союз?
Прежде была разрушена "вера в социализм",как только вера зашаталась,так зашатались и государственные устои.
О чем это говорит?
Прежде всего,о "безблагодатности веры" в социализм.
И не только.
Аппетит приходит во время еды.
"С коммунизмом покончили,на очереди Православие".
З.Бжезинский.

Потому будут идти на все.
Обвинять русский народ в лицемерии,в безбожии,да в чем угодно,призывая отказаться от своего прошлого и осудить его(читай осудить Бога),взамен посулив и "кренделя" и "киселя".

"Сто раз скажи человеку свинья,он и захрюкает".
А если не захрюкает,а захрюкают,да и не все.
Этим посулы другого рода-"спасение отечества",на меньшее эти люди не согласятся.

Покаяние.
Вот ныне точка приложения всех усилий.
Без покаяния не наступит духовного выздоровления от духовной же слепоты.

Да и где и когда такое было,чтобы бесы подступали к человеку так...
"Сделай мол то-то и то-то,а мы тебе место в аду,при кочегарке организуем".
Никогда такого такого не было и не будет.
С "царствием небесным" подступают,да с "райскими кущами".
И не диво.
Диавол всегда обещает золотые горы,но всегда расплачивается черепками.
34. lucia : Re: Игорь Фроянов: Патриарх Кирилл старается поставить на правильный путь ретивых священнослужителей
2011-02-17 в 22:58

27. скептик
такой старый или такой доверчивый?
33. Лесничий Александр Леонидович : Ракову А.Г. (15)
2011-02-17 в 22:26

Спаси вас Господь, Александр Григорьевич.
Все сказано правильно, по христиански, с любовью.
Приторный фарисейский дух, неблагодарность, предательство, присвоение себе права жестоко судить отцов, мстительность разрушает нас и нашу Родину до основания. Помилуй нас Бог.
Как всегда, прекрасные стихи. Благодарю.
Такой глубокий материал хорошо было бы поместить отдельной статьей. Он требует осмысления.
Спаси Господи.
32. Галина Борсуковская : На № 26 скептку
2011-02-17 в 21:36

" - ...когда-то была неплохая организация. и люди там были хорошие, граждане своей родной страны."

- Я думаю, что организаторы Компартии, которые пришли к власти через революцию, очень сильно отличаются от рядовых коммунистов, хороших людей и граждан своей страны. Более того, я думаю, что у них вообще нет ничего общего. Одни - обманщики, а - другие - обманутые. Поэтому и предлагаю отделить наконец-то "зерна" от "плевел".
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме