Вождь. Священник. Писатель.

Иерей Александр Шумский об Александре Невском, Иоанне Кронштадтском и Ф.М.Достоевском и их отношение к католицизму

Новости Москвы 
0
1451
Время на чтение 7 минут

А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна (4, 14)

В последнее время непрестанно тоскую по Петербургу. После своего посещения Северной столицы и Кронштадта, которое описал в статье «Теплоход времени», пытаюсь выкроить хоть пару дней, чтобы вновь ощутить особую радость от пребывания на петербургской земле. У меня удивительное чувство, что я словно родился в Петрограде, а ведь этим летом был там только второй раз. Каждый дом, переулок были узнаваемы внутренним чувством неизбывной сродности, точно так же как и любимая Москва, в которой живу уже почти 57 лет. В моем сознании Москва и Петербург соединились во что-то целое, нерасторжимое. Вероятно, это и есть имперское чувство.

Тут один из моих оппонентов после моей статьи «Либеральная ермолка и русский лед», в которой я нелестно отзываюсь о Германии и немцах, пригрозил мне, что сделает все возможное, чтобы меня не пускали в страны Европы. Нашел чем пугать, у меня ведь и паспорта-то заграничного нет, и приобретать его я не собираюсь. Если мне сейчас предложат на выбор поехать в Берлин или Петербург, то я, не раздумывая, выберу последний. Недавно показывали фильм о блокадном Ленинграде, и я еще больше укрепился в своем отношении к Германии.

Вы слышали хоть слово сожаления со стороны германских послевоенных руководителей о том, что натворили немцы на Ленинградской земле и вообще на нашей земле во время Великой Отечественной войны?

Конечно, для церковного человека Петербург – это, прежде всего, святые места, первым из которых является Александро-Невская лавра, где покоятся мощи моего небесного покровителя.

Особо хочется сказать о двух других русских людях, с которыми у меня связаны самые отрадные петербургские ассоциации. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский и русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Вместе со святым благоверным князем Александром Невским они олицетворяют собой всю русскую жизнь, все ее главные поприща: вождь, священник, писатель. Или государственное служение, духовное служение, культурное служение.

В моем обращении к Православию и приходе в Церковь Федор Достоевский и Иоанн Кронштадтский сыграли решающую роль. Именно в такой последовательности, сначала Достоевский вернул меня на православный путь, о чем я писал в статье «Родной человек», а затем Иоанн Кронштадтский ввел в Церковь. Подобный путь ко Христу под водительством этих двух людей проделали тысячи и тысячи других русских интеллигентов.

Эти два русских человека - почти ровесники. Достоевский родился в 1821 году, а Иоанн Кронштадтский в 1829. Всего восемь лет разницы. Когда в 1881 году в возрасте 60-ти лет скончался Федор Михайлович, протоиерею Иоанну Сергиеву было 52 года. Они вполне могли бы встретиться, возможно, знали друг о друге, но их пути так и не пересеклись. Так судил Господь. И это, наверное, хорошо, поскольку при личной встрече какие-нибудь мелкие второстепенные детали могли бы не позволить увидеть им друг друга во всей глубине. Они ведь очень духовно похожи, если пристально в них всмотреться. Хотя вполне возможно предположить, что Достоевский видел отца Иоанна в Кронштадте или Петербурге. Почему бы нет. Ведь не все события из своей жизни Достоевский фиксировал в своем дневнике.

Сразу хочу оговориться, я не принадлежу к числу тех, кто собирается канонизировать русских писателей, в том числе и Достоевского. Высшую духовную оценку Федору Михайловичу дал преподобный Амвросий Оптинский: «Этот кается». Можно ли желать большего?

В чем же они похожи, великий священник и великий писатель? Прежде всего в своей пламенности и светоносности, в своей непоколебимой любви ко Христу и России. У них эта любовь едина и нерасторжима, что, кстати, очень не по душе русофобствующим интеллигентам, считающим себя православными. Нет, Христос у них не сливается с Россией, тем более Россия не подменяет Христа, но их вера во Христа неотделима от русской почвы. И это очень важно для нас сегодня, когда некоторые богословы плюют в родниковый колодец по имени Россия.

Оба имели ярко выраженный пророческий дар, оба предвидели, что ждет Россию в будущем, но также непоколебимо верили в то, что Россия выстоит, несмотря ни на что. И сегодня, когда на наших глазах рушится Родина, когда зло уже почти торжествует свою победу, когда многие уже впали в уныние, нас укрепляют своим подлинным оптимизмом эти два русских человека. Не можем мы проиграть, имея такое духовно-нравственное наследие!

Едва ли не самым актуальным в наследии святого праведного Иоанна Кронштадтского и писателя Федора Достоевского является их отношение к католицизму. Этот вопрос для русского человека сегодня принципиален как никогда. Церковные либералы всячески пытаются доказать необходимость нашего сближения с Католической церковью, пытаются внушить нам, что ничего страшного в этом сближении нет, что речь не идет ни о каком догматическом компромиссе, что мы должны объединяться лишь для решения некоторых общих задач, связанных с наступлением ислама, различных сект и глобальной аморальности. И все вроде бы ничего. Что может быть плохого в том, что православные и католики вместе собираются противостоять, например, все более распространяющемуся содомскому греху? Но, беда в том, что мы, то есть Русская Православная Церковь, готовы к бескорыстному сотрудничеству с честными католиками, ради решения общих нравственных задач. Смешно было отрицать наличие общих проблем. Но вот относительно готовности Католической церкви к такому же бескорыстному сотрудничеству у меня возникают большие сомнения. Я писал раньше в статье «Москва или Рим?», повторяю и сейчас: приведите мне хотя бы один пример бескорыстного, братского отношения Католической церкви к Православной. Не старайтесь напрягать память, ибо таких примеров просто нет. А обратными примерами наполнена вся история Церкви. Я не буду их приводить, поскольку существует очень много книг и статей, убедительно доказывающих этот неутешительный вывод. Любое сближение с Православной Церковью, независимо от декларируемых целей, рассматривается Католической церковью только с позиции захвата и навязывания безоговорочной власти Римского папы. Я, честно говоря, удивляюсь, что кто-то пытается это оспаривать. Захват и власть - сущность католицизма, он не может отказаться от них по определению. Более того, весь западный менталитет в отношении России не предполагает ничего, кроме полного захвата и порабощения. Россияне, несущие ответственность за нашу страну и не понимающие этого, либо неисправимые романтики, либо…

Стоит вспомнить, что писал Василий Розанов о католицизме: «Ну, с ними довольно трудно заговаривать о соединении Церквей. Они сшибут вас с ног, просто самым движением, бытием своим, раньше, чем вы успеете договорить первую фразу предложения; сшибут - и перейдут через вас, и пойдут к своим целям». Эта удивительно точная и глубокая мысль Розанова несомненно связана с позицией Достоевского в отношении к католицизму, поскольку Розанов считал себя учеником Федора Михайловича. В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина утверждает следующее: «Католичество – все равно что вера нехристианская! - прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе.
- Ну, это слишком, - пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича.
- Как так это, католичество вера нехристианская? - повернулся на стуле Иван Петрович. – А какая же?
- Нехристианская вера, во-первых! – в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, - это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! Таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас!.... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле… По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низшую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм!».

И как удивительно согласуется с Достоевским Иоанн Кронштадтский: «Римские папы целую тысячу лет слишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив множество фальшивых учений – о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч.; нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, <а> можно – исповедующему католическую веру и ложь католическую признающим за истину. «Древо доброе плоды добры творит, а древо злое плоды злы творит. По плодам их узнаете их» ( Ср.: Мф. 7, 17, 20). Не кичитесь, католики, вас сам Бог осудил во лжи, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских (См.: Мф. 16, 1-12). Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе…Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере и в жизни. Это вполне еретическая церковь…Католики упали с Камня веры Христа и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к восточной истинной Церкви и ее догматам и Богослужению с обрядами ее, искони установленными. Католики диавольскою ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами…» (Предсмертный Дневник, 1908 май-ноябрь).

Таким образом, церковным либералам следовало бы помнить, что они не с нами спорят, а со святым праведным Иоанном Кронштадтским и с гениальным русским писателем Федором Достоевским. И если они такие смелые, то пусть попробуют опровергнуть двух этих величайших православных русских людей, пусть прямо скажут, что они не правы, а уж люди сами решат, чью сторону занять. Наверное, излишне напоминать, как относился к латинянам святой благоверный князь Александр Невский, как гнал их с русской земли.
Знаменательно, что не так давно прошедшая выставка, посвященная святому праведному Иоанну, «Пасхальный Батюшка: Иоанн Кронштадтский в портретах, фотографиях, документах», проходила в стенах музея- квартиры Ф.М. Достоевского в Петербурге. Все - таки зашел в гости Дорогой Батюшка к Федору Михайловичу.

Над изголовьем моей кровати – два фотографических портрета, Батюшки Иоанна и Федора Михайловича. А, напротив, на стене – икона святого благоверного князя Александра Невского. Ну как тут не радоваться!

Иерей Александр Шумский специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Двойные стандарты либерализма

На мой взгляд, отцу Александру стоило бы разобраться в своих литературных и политических пристрастиях, которые разрывают его мысль, как некогда древляне – князя Игоря. Ведь, с одной стороны, священник Шумский признает К. Леонтьева «нашим величайшим мыслителем XIX в.» (статья «Константин Леонтьев и кодекс одежды»). Понятно, почему: этот философ терпеть не мог либерализм и предлагал в России «властвовать свирепо» (хочется сказать, по-сталински). Но политические взгляды Константина Николаевича очень органично дополнялись его глубокой симпатией к католицизму.

Уважаемый Лукич! Ваша группа "истинно православных антисталинистов" не имеет никакого морального права строить возражения по такой схеме с того момента, когда уважаемый отец Георгий Малков дал разъяснения о своём отношении к Набокову. Когда я отметил, что православный человек не может вдохновляться в своём творчестве произведениями Набокова, совершившего нравственное самоубийство и ставшего литературным золотарем, любое слово которого, вставленное в текст, придаёт этому тексту дурной запашок. Просто потому, что сразу же возникает ассоциация с отвратительной педофилией. После "Лолиты" ни одно слово Набокова не звучит искренне, а его другие произведения воспринимаются "упражнениями на заданную тему". Но уважаемый о. Георгий, задавая тем самым "принцип" отношения к авторам, говорит, что ничего страшного - "Лолита" - это одно, а "выдающиеся" произведения Набокова - другое, и очень настойчиво рекомендует их читать. В пример приведён даже Толстой, поставленный на одну доску с Набоковым. Хотя мне совершенно непонятно, как священник не может видеть разницы меду гнусной страстью извращенца-педофила и искренними заблуждениями великого человека, не устоявшего перед грехом гордыни. Но в любом случае - уважаемый о. Георгий разрешил не принимать во внимание неудобных фактов биографии у известных авторов. К сожалению, Вы нарушаете партийную дисциплину "истинно православных антисталинистов". Или же это двойные стандарты либерализма, как я указал в заголовке.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06