itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Смирение и сила

Иерей Александр Шумский о художественном фильме «Настоятель» и о сопротивлении злу силой

0
4003
Время на чтение 5 минут
Недавно по телевидению показали художественный фильм «Настоятель». Сразу хочу сказать: фильм слабый, ходульный, и с точки зрения искусства в нем разбирать нечего. Но вопрос, поставленный в фильме, актуален и интересен. Главный вопрос создателей картины следующий: имеет ли право священник применять физическую силу против преступников и согласуется ли применение такой силы с понятиями смирения и терпения? Однозначно такой вопрос не решить. Здесь никакая схема не работает.

Канонические правила запрещают священнику отвечать насилием на насилие. Но все это относится к случаям, когда насилию подвергается непосредственно сам священнослужитель, когда речь идет о его собственной щеке. Нигде ведь в Евангелии не сказано, что если другого человека ударят по щеке, то надо подставить другую щеку потерпевшего.

Священное Писание, на основе которого творились канонические правила, не содержит канонических запрещений на применение силы священнослужителями в тех или иных ситуациях. Всем известны классические случаи такого рода. Например, Куликовская битва, которая началась с поединка монаха с воином противника. Нет сомнения в том, что творцы канонических правил предусматривали, что живая реальная жизнь не может быть вписана ни в какие самые изощренные схемы. Отсюда появляется т.н. икономия – т.е. дополнения к тем или иным правилам.

Надо хорошо осознавать, что канонические правила Православной Церкви – это не иудейский закон, каждая буква которого имеет абсолютное значение. Православная Церковь, создававшая канонические правила, исходила из первенства Духа перед законом. Бездумное применение закона без учета нюансов реальной жизни приводит к абсурду, когда вместо отстаивания добродетели на деле может получиться потакание злодеянию или просто глупость.

Классическим примером вредности формализма в соблюдении правил является забастовка японских железнодорожников, которые, в качестве борьбы за повышение зарплаты, использовали буквальное применение всех инструкций и предписаний. В результате железнодорожное движение остановилось.

Что касается применения священником силы, когда он непосредственно сам подвергается нападению, то и здесь случай случаю рознь. Одно дело, если батюшку ударил хулиган, и он ему ответил. Ясно, что это не повод священнику давать сдачи. Но если священника пытаются ударить ножом или выстрелить в него из пистолета, то что он должен делать? Конечно, найдется какой-нибудь книжник, который скажет, что батюшка должен спокойно дать себя зарезать.

Один мой хороший знакомый батюшка, человек большой физической силы, в прошлом мастер спорта по вольной борьбе, поздно вечером встречал на вокзале своих родственников. Пока он ожидал, к нему подошло несколько людей «кавказской национальности» и демонстративно потребовали закурить, прекрасно понимая, что перед ними священник, но не ведая, что он мастер спорта по вольной борьбе. Батюшка спокойно ответил, что он не курит. Тогда один из бандитов выхватил нож и попытался ударить им священника. О том, что произошло дальше, батюшка рассказал мне следующее: «Он меня бил ножом правой рукой снизу, я своей левой отбил нож, а правой непроизвольно совсем, как мне показалось несильно, ткнул его в нос, и раздался какой-то хруст. Двух других хулиганов я просто схватил за шиворот и стукнул друг о друга. Больше они не вставали. Но живы остались точно, я проверил». О своем ночном приключении батюшка мне рассказал утром, на следующий день после случившегося, объясняя, почему у него завязана левая рука: он ее немного порезал, отбивая бандитский нож. А вечером того же дня мне позвонил знакомый врач-хирург из городской больницы и поведал весьма интересную историю: «Я дежурил ночью. Вдруг привозят какого-то кавказца с переломанным носом. Его дружки со страшным возбуждением орут, что нос ему поп сломал». Тут я понял, что это тот самый кавказец и есть. Рассказал о вокзальном инциденте своему другу-врачу, и мы вместе порадовались тому, что у нас есть такие замечательные батюшки.

Другой мой знакомый священник идет как-то по метро и видит, что прямо на переходе, демонстративно мешая движению людей, парень с девушкой соединились в глубоком самозабвенном поцелуе. Его душа возмутилась от такого бесстыдства, и он непроизвольно отвесил пинок под задницу молодому человеку. Тот в изумлении оторвался от уст подруги и с испугом взглянул на батюшку, который сказал ему тихим и спокойным голосом: «Сынок, веди себя прилично, и все будет отлично». Думаю, эти молодые люди надолго запомнили преподанный им нравственный урок.

А в одном известном монастыре лет 20 назад произошел следующий случай. В храм вошла группа туристов, и один из них решил справить большую нужду прямо под иконой Божией Матери. Иеромонах, дежуривший в храме, увидел кощунство, крепко заушил осквернителя, и так, что тот, ударившись обо что-то головой, скончался на месте. Этот иеромонах весьма сокрушался, что от его руки погиб человек, и думал, что его запретят в служении. Но совет монастырских старцев постановил не накладывать на него прещение, так как рука, повергшая кощунника, была не человеческая, а ангельская.

Ни в какие канонические правила данное решение старцев не укладывается. И вместе с тем мы понимаем, что оно было единственно правильным.

А теперь представьте, что вы священнослужитель, и на ваших глазах будут грабить, убивать и насиловать. Вы что, начнете читать проповедь преступникам или окажете на них адекватное физическое воздействие?

Теперь по поводу фильма «Настоятель». Насколько я могу судить, создатели картины опирались на реальный материал. Вероятно, на несколько похожих случаев. Например, в Кимрском районе один батюшка мужественно противостоял наркоторговцам. Чуть не погиб, но выстоял. Вполне можно предположить, что в каком-то месте наркоторговцы пытались использовать церковно-хозяйственные постройки в качестве хранилища наркотиков.

Далее. Представьте себе, что батюшка, узнав об этом, попытался им помешать. Обратился в милицию, а ему там дали понять, чтобы он в это дело не вмешивался. Что он должен делать в такой ситуации? Если у священника есть совесть, если он не трус и уже исчерпал все меры и возможности, то он будет делать примерно то же, что делает герой фильма «Настоятель». И тут, конечно, может всякое случиться. В бою все не просчитаешь. Может, какой-нибудь подонок-наркоделец и падет от священнической руки. Что ж тут поделаешь? На мой взгляд, ничего погрешительного в этом нет, хотя и радоваться нечему.

Страшно то, что в современном российском государстве, изъеденном либерализмом и коррупцией, правоохранительные органы уже почти ни на что не способны. Вот и приходится священникам иногда выполнять не свойственную для них работу.

Поэтому я полностью согласен с философом Иваном Ильиным в том, что злу можно сопротивляться силой. И даже если это приходится делать священнику, ничего предосудительного в этом нет. Ибо смирение и обоснованно примененная сила друг другу не только не противоречат, - в ряде случаев применение силы и будет означать подлинное смирение перед Богом.

Смирение и пацифизм – вещи противоположные. В Евангелии от Иоанна читаем: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин.2:13-15). Даже сам Господь показывает нам, что в ряде случае необходимо применение физической силы.

Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Екатерине Домбровской

Екатерина, прошу прощения, я просто высказал свое согласие с о.Александром, а вас случайно поставил в качестве адресата. Простите убогого.
Ортодоксос / 14.02.2011, 14:21

1. Екатерине Добровской

Целиком разделяю позицию уважаемого батюшки Александра.
Ортодоксос / 14.02.2011, 11:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии