Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года / 05.02.2011


Игумен Кирилл (Сахаров) об итогах Архиерейского Собора …

Прочитал в докладе Патриарха на Архиерейском Соборе призыв повсеместно открывать храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты, устанавливать поклонные кресты. И что по необходимости благословленные на это миряне могут вычитывать в таких местах уставные богослужебные последования, опуская, естественно, диаконские ектеньи и священнические возгласы. Глазам не поверил. Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова? Долгожданные слова. Где-то в конце 90-х годов я подавал Владыке Сергию, нынешнему Митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому, а тогда управляющему делами Московской Патриархии, докладную записку, в которой предлагал то же самое. Владыка сказал, что записку эту он передал на рассмотрение в Синод. Тогда никакого решения по тем предложениям, которые содержались в моей записке, принято не было. Между тем проблемы были подняты насущные. В самом деле, что мы видим сегодня? Возьмем какой-нибудь район Воронежской или Тверской областей. Что мы имеем? Один, а где-то уже два или три, как, например, в Павловске или Калаче Воронежской области, храма. А что в самом районе? Когда, на родине своего отца в Калачеевском районе, я с общиной предпринимал усилия по возрождению церковной жизни, там был только один храм в райцентре и... одна часовня в районе. И вот представим себе: наступил воскресный день. Что мы имеем в отдельно взятом районе любой области? Служба в нескольких храмах, после которых масса треб. О качестве их исполнения, особенно крещения, при таком объеме, умолчу. Если представить себе картину наглядно, установив, например, на карте района лампочки там, где храмы служат, то огромные площади района останутся во тьме. Как актуализируется церковная жизнь жителей десятков населенных пунктов, не имеющих ни храма, ни молитвенного дома, ни часовни, ни поклонного креста? Почти что никак. Ну могут они посмотреть трансляцию по телевидению на Рождество и Пасху, кто-то имеет возможность «Спас» посмотреть, но собственно церковной жизни-то нет. Вот что печально. А годы идут.

Немного воспоминаний о нашей работе в Воронежской области. Систематически я с членами нашей общины начал здесь духовно опекать деревни двух районов Павловского и Калачеевского, с лета 1990 года, когда приехал в родную деревню отца (Переездное), чтобы молитвенно помянуть бабушку в день двадцатилетия ее преставления. В 2007 году Аграрная партия наградила меня золотой медалью за работу на селе, в частности, за установку здесь нескольких десятков поклонных крестов. Первый крест мы установили в Переездном при входе на кладбище. Это был один из семи крестов, предназначавшихся для установки на куполах нашего храма. Реставраторы честно признались, что в деревянной основе этих крестов есть трещины, и поэтому они могут обломиться на высоте. Сделали новые кресты, а прежние мы установили в разных селах Воронежской области. Поклонные кресты в этих деревнях стали центрами духовной жизни. Всего мы установили в Воронежской области 12 крестов. Организовали вокруг них небольшие общины, снабдили людей богослужебными книгами. Таким образом, собираясь у крестов в воскресные и праздничные дни, жители этих деревень не будут оторваны от общей соборной молитвы нашего народа. Мы дали импульсы и к возрождению заброшенных храмов. Происходило это следующим образом. Приезжали в какую-нибудь деревню, где был руинированный храм, вешали колокола на дереве, начинали трезвон. Люди ничего сначала не понимали, потом собирались к церкви. Совершался молебен, я говорил проповедь, и затем была общая трапеза. Потом приглашали всех на трудовой час. Были настоящие чудеса. Помню, через полтора месяца после нашего появления в селе Ерышевка, получаю письмо от местных жителей, в котором они мне сообщают, что уже покрыли крышу, настелили полы, вставили окна и даже цветник у церкви разбили.

Занимались мы и реставрацией храмов, например, в селе Россыпном. С детства помню здесь храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя, стоящий на самой высокой точке Черноземья. В детстве, возвращаясь через поля в Переездное, я все время оглядывался на храм. Тогда он мне напоминал раненную птицу, взывающую о помощи. В храме было зернохранилище это и спасло его от уничтожения при советской власти. Обойдя вокруг, обнаружил лаз (щель) в окне и решил на другой день проникнуть внутрь. Это был урок: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. На следующий день щель была заделана. Думал ли я тогда, что совершу в храме первые службы? На престольный праздник, который здесь не забывали, собрался полный храм народу. Помню, сделав возглас на начало молебна, запеваю « Царю Небесный», народу показываю рукой - подхватывайте, а в ответ какое-то нечленораздельное мычание, увы, разучились, забыли. Запомнился Крестный ход на праздник Воздвижения после Литургии из села Россыпное мимо деревни Переездное на хутор Пирогово - это около 12 километров от храма. Воздвижение у них престольный праздник. С пением тропаря Кресту и молитв Матери Божией, величаний святым угодникам Божиим, мы двинулись вперед. Последний дом этого хутора оправдал свое название: нам там вручили большой яблочный пирог. Окропили святой водой каждый дом и живущих в нем. Радости и удивлению у людей не было предела.

Помню еще, как в селе Серяково совершили первую службу, также в престольный праздник - на Усекновение главы Иоанна Крестителя. После службы люди спрашивают: «Когда Вы нам храм откроете?» А мы им говорим: «Уже открыли этой службой». Они: «А дальше что?» - «А дальше мы в течение нескольких дней проведем здесь генеральную уборку и соорудим иконостас. Вы же потом приходите каждую субботу и воскресенье и после уставной молитвы сначала протрите вот этот подоконник и поставьте банку с цветами, а потом, то же самое сделайте со следующим подоконником». То есть расчет на то, что благодаря регулярной молитве пойдут подвижки, цепная реакция. Так часто бывает. Нужно начинать не с составления огромных смет, а потом хвататься за голову, а именно с молитвы. Молитва творит чудеса.

В заключении немного пофантазирую, допустим, я благочинный где-нибудь в Ярославской или Костромской епархии. Преисполнен энергией и решимостью горы свернуть. Чтобы сделал я? Первое. Не только в субботы и воскресения, праздники совершались бы службы, а наладил бы ежедневные богослужения в храме утром и вечером. Как так? Мне же нужно и в епархию с отчетом съездить и на какое-нибудь мероприятие и т.д. Ну и что? Неопустительно каждый день в 7.45 12 ударов в колокол и в 8.00. псаломщик возглашает: «Молитвами святых отец наших...» и далее полунощница, часы, обедница. Где-то в 9.30 все закончится. По окончании службы прочитают пару страниц из святоотеческих поучений. А вечером вечерня, естественно с опущением ектений (вместо них «Господи помилуй», за малую ектенью- 3 раза, за великую 12, за сугубую - 40, так по Уставу). А потом чин 12 псалмов за утреню и опять поучение. Это что касается райцентра. А по району следующее. В первый год - минимальная консервация и очистка всех еще недействующих храмов, во второй установка поклонных крестов на местах порушенных церквей и часовен, в третий- установка поклонных крестов, а потом, где получится, и открытие комнат для молитвы или молитвенных домов во всех без исключения населенных пунктах. А самое главное повсеместное налаживание уставной молитвы мирянским чином (до лучших времен до возможного появления там священника). С помощью соответствующих пособий, например, изданных Даниловым монастырем несколько лет назад. И не только и не столько чтение акафистов, а именно уставных служб со «Свете Тихий», «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши», «Единородный Сыне» и т.д. т.е. христоцентрично это во главу угла.

... Иду к воскресной литургии под мерный гул колоколов, переступаю порог своего благочинического храма, и мою душу греет мысль, что в эти минуты во всех населенных пунктах района, где в колокол, а где в рельсу раздаются призывные удары, и стайки людей тянутся, кто в заброшенный храм, кто к поклонному кресту или в комнату для молитв, расположенную в сельской библиотеке или медпункте. Никто не оторван от соборной молитвы. Испытываю духовное удовлетворение и радость оттого, что вот приеду через месяц в какую-нибудь Каменку или Ивановку и там будет уже не такой сырой людской материал, как на первых встречах, а значительно духовно разогретый и сориентированный благодаря общей молитве и слушанию поучений. Я молюсь в своем храме и в этих медвежьих углах тоже, и все это работает на духовное возрождение Отечества. Лепота!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 17

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

17. irina sarvanova : службы мирским чином
2011-04-02 в 15:42

вышлите ссылку на сайт очень нужно для храма в кнр без священника
16. Елена Родченкова-Новик : Прохожему
2011-02-17 в 00:21

Извините, тот комментарий о церкви - для прохожего мой.
15. Аноним : Re: «Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»
2011-02-17 в 00:20

Дорогой прохожий!
Ваше возражение действительно радостное, сияющее, как слезка.
Ведь и у нас в Новоржеве /Псковская область/ такая же история была. Я в ней участие принимала, все знаю изнутри. Тоже церковь нашу всем миром долго строили, а сейчас, если будете в Новоржеве - увидите , какая красавица стоит - точная копия сгоревшей в войну/деревянная была, а город был разрушен полностью/
Строили в начале 90-х, в самую-то "лютую, дурную пору".
Затеял стройку, как ни странно - некий приезжий молоденький священник. Вот ведь бывает такое, что и у посторонних людей есть своя роль.
Он немного денег собрал у народа, жил в нашем доме, отдел культуры ему даже квартиру выделил. А потом с деньгами вместе пропал куда-то, еще у соседа что-то украл. Ну да ладно, да ведь дело-то пошло, не жаль и тех собранных денег.
Раз пошло - не остановить. Мы то статейку в добрую газету, то где на какой повыше встрече слово скажем, так Псковский отдел культуры все и профинансировал - выпросили.

Я возражала насчет глухих деревень. Службы там все равно некому служить /да ведь и в нашем Новоржевском храме некому - приезжает добрый бытюшка из Пушкинских гор/. И даже часовни стоят среди мертвых деревень очень одиноко и заброшены, там кроме зверей зимой никто не ходит...
14. Прохожий : Елене Родченковой
2011-02-16 в 16:13

Дорогая Елена,

Соглашаясь с Вами в большинстве случаев, на этот раз хочу Вам возразить (но возражение радостное такое будет).

В нашей деревне в ста километрах от Москвы храм был в своё время взорван, и местные жители жили, как во сне, не помышляя о его восстановлении. Но Божией милостью купила дачу одна раба Божия, повариха из Московского храма, и подняла вопрос о восстановлении храма местного. Взяла благословение у московского батюшки, поговорила в деревне с народом - и пошли они к настоятелю церкви в ближайшем городке. Тот отправил их к благочинному, благочинный получил благословение Владыки - строить новый храм на месте взорванного...

Народ местный призадумался: нет, не потянем (сначала-то думали лишь крест памятный поставить, потом - часовню, а тут - храм)... Прошло три дня - и потянулись к вышеупомянутой рабе Божией люди со своими думами и предложениями насчёт строительства: храм-то надо ведь кирпичный строить, да. А то деревянный-то сгорит ещё. А где ж материал-то брать? - а в местное РСУ надо обратиться, и в Автодор... и т.д. То есть заработала мысль народная, овладела идея массами. И представьте - построили, и освятили уже, и службы идут. Но строили долго. Священника первое время не было, сами трудились, собирали средства, обращались за помощью к своим же предприятиям местным, какие были. Так, в трудах, вызрела настоящая община, люди все вовлеклись постепенно в это дело, объединились. А Вы говорите "Им это не надо". Да надо! все русские в душе православные, только надо верхний слой пыли с души смыть, подтолкнуть чуть-чуть - и душа христианская проглянет.

Сначала храм наш освятили как часовню и служили лишь молебны и панихиды, а потом уже освятили как храм. Приписной к городскому, но как же хорошо там молиться: всех знаешь - и живых, и усопших. И люди так воодушевились: все чувствуют себя там хозяевами, что храм - их, а не чей-то от начальства. И это так хорошо и так важно. Думаю, что именно так и возрождается Россия.
13. Константин О. : Re: «Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»
2011-02-10 в 07:41

Сама по себе мысль конечно здравая лучше так молиться, чем не молиться вовсе. Однако хотелось бы отметить, что благодать Духа Святого подается именно в таинствах Церкви. Правильней было бы начать рукополагать достойных из мирян в священники и отказаться от практики рукоположения только тех у кого есть образование. Кажется очевидным, что умудренные опытом миряне будут лучшими пастырями чем 22-х летняя молодежь только, что вышедшая из семинарии с набором зачастую ненужных знаний. Безусловно они созреют в свое время, но времени то нет.
12. lucia : Елена Родченкова
2011-02-08 в 00:53

Да, вроде очевидно, но мало кто поймет. Еще нужно завести моду вязать носки для Достойных Бедняков.
11. Елена Родченкова : Винни Пуху
2011-02-07 в 23:35

Мы говорим на разных языках. Но какая прелесть: дача в деревне! Лес, речка, кругом доживающие свой век русские народные неудачники. А Вы, прекрасная, чистая, воцерковленная, полная благодати душа - построите для них хотя бы в конюшне старой - храм. Чтобы тоже все воцерковлялись, молились, чистыми были, спасались.
Уважаемые, а почему вы решили, что ваши труды нужны этим людям? Оставьте их в покое, увольте народ от ваших миссионерских и сектантских походов в народ. Ведь эти походы - проходом и походя. Не любите вы их, а любите себя в своей показной беготне.
Слово "выпендриваться" замените на более точное, если таковое имеете в словаре. И имя свое вспомните. Тогда я стану с вами разговаривать по существу и о Москве, и о СПб, и о поэзии адвокатши и о судах поэтесс. А пока ступайте к пчелкам, Винни.
10. Ф.Ф. Воронов : Анатолию
2011-02-07 в 20:27

Можно -- и "мирским", и "мирянским". Говорят и так и так. Не знаю, что правильнее. "Мирянским" -- по аналогии с иерейским/архиерейским чинами.

(Кстати сказать, с точки зрения богослужебного чина диакон в отсутствие священника не отличается от мирянина -- он должен служить так же, например, не может, увы, говорить ектеньи. Т.е., наличие диакона в общине без священника совершать "обычные" богослужения, увы, помочь не может.)

Мирянским чином служили и служат старообрядцы-беспоповцы; при советской власти "катакомбники", лишившиеся священников; в Зарубежной Церкви общины в отсутствие священника.

Вот несколько ссылок по поводу таких служб:

Общее:

Замечания о богослужении мирянами без священника, святителя Аверкия (Таушева): http://www.saintjona.../readerservices.htm (на английском; к сожалению, у меня нет под рукой русского оригинала статьи вл. Аверкия, но когда-то я его читал).

Современное обсуждение:

Дискуссия в журнале Игоря Гаслова: http://gasloff.livej...rnal.com/240019.html
Дискуссия о мирянском чине на форуме алтарники.ру: http://www.altarniki...ewtopic.php?f=9&;t=119
Обсуждение на Диаконнике: http://deacon.ru/for...iewtopic.php?f=3&;t=117&hilit=%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D1%87%D0%B8%D0%BD
Статья Виктора Сударикова о мирянском чине: http://www.mgarsky-m.../kolokol.php?id=1902

Практические указания и тексты служб:

1. Часы и обедница (с сайта приснопамятного владыки Александра Милеанта): http://www.fatherale...ssian/obednitza.htm
2. То же (немножко другая последовательность), с приходского сайта "неприсоединившейся" части РПЦЗ: http://rpczmoskva.or...hinom.html#more-2562
3. "Устав соборной службы" у старообрядцев: http://www.kopajglubze.boom.ru/ustav.htm
4. Указания о совершении служб без священника: http://www.liturgica.ru/soborn.html (смотри внизу страницы, особенно см.: http://www.liturgica...u/sobor/mir_ust.zip, http://www.liturgica...u/sobor/prilozh.zip, и http://www.liturgica...u/sobor/zakonom.doc)
5.Практические указания (прот. Сергий Щукин, на англ. яз.): http://orthodoxinfo....vices_nopriest.aspx
6. Указания и тексты служб с сайта свт. Ионы Ханькоуского (на англ. яз.): http://www.saintjona...ices/horologion.htm.
В частности, переменные части обедницы: http://www.saintjonah.org/typ/
9. Светлана : Надо взять такой опыт на «вооружение».
2011-02-07 в 20:23

Спаси, Господи, батюшка. Порадовали. Убеждаюсь каждый день, что «горячая» молитва бесплодной не бывает. Маленькое «зернышко», а вырастает целое «древо».
8. Аноним : Re: «Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»
2011-02-07 в 13:42

Да, хорошая новость.В советское время меня поражало, как в селах упорно сохранялись религиозные общины лютеран, мусульман, староверов. Только не православных РПЦ. У нас нет священника и храма - всё, община умерла.
Благодарность за две замечательные статьи подряд - нынешнюю и о всенощном бдении.
7. Винни Пух : Елене Родченковой
2011-02-07 в 07:58

Елена хватит выпендриваться, чем Петербург принципиально отличается от Москвы. Возникает вопрос почему петербурцам можно иметь дачи в сельской местности, а москвичам нельзя? Мне это конечно безразлично, так как живу в небольшом областном центре и дальше 50 километров нигде не бываю, это либо в деревне у тещи, либо в приписном к нашему храме сельском приходе в командировке. Просто не понял обличительного пафоса. Чем московская учительница хуже питерской поэтесы-адвокатесы? Не знаю.
6. Елена Родченкова : Анне
2011-02-07 в 01:56

Уважаемая Анна! Таких активисток-спортсменок-комсомолок из Москвы, засидевшихся в скворечниках за долгую зиму, наблюдаем мы во множестве русских деревень. Какие ж у вас остались корни, если Вы, простите, как перекати-поле по стране бродите, раскидывая свои шатры /и обязательно под крестом и колоколами/ - где подешевле домик купите или где власть подоверчивее, с большими ушами для лапши.
При этом числите себя благодетелями русского народа. Гордынька это. Народ глядит, да посмеивается. Не над Вами, над гордынькой Вашей столичной. СмЕшно.
Было это уже в истории России. Все было.
Не нужны никому постройки на ворованные или выклянченные у ворюг деньги. Они, эти деревенские простачки - с Богом в сердце ходят. Однолюбы они, однолюбы, деревенские те простачки.
5. Писарь : Воронову Ф.Ф. О "лепоте".
2011-02-06 в 13:57

Ув.Воронов Ф.Ф.
Давайте встанем на этот путь- мiряне служить в Храме, "особым чином молится за самоубийц",священство заседать в Думе...вне всякого сомнения в Церкви наступит "лепота".
Как в покойницкой.
4. Анна : Re: «Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»
2011-02-06 в 13:56

Многое зависит от нас самих. Так сложилось, что мы с внуками стали выезжать в одну из деревень Курской области. Порушенный храм св. Николая был расположен у кладбиша между двух малонаселенных деревень, а вскоре и остатки его сгорели по весне. Власти отдали бывший клуб под храм, как замену, однако в том клубе не прижились и редкие службы. Тогда моя доченька (многодетная мама) выхлопотала у местных властей новое помещение - дали бывший детсад. Худо-бедно, но иногда там проходят службы, а по пятницам читается акафист свм. и цел. Пантелеимону. Иногда в храме (а это всё равно уже для нас ХРАМ!)один-два человека бывают, но уже благодать испытываешь, когда входишь. Большая проблема - батюшки, которых мало. Например, тот батюшка, который окормляет наш пока, скажем так, молельный дом еще и свой основной храм Покрова восстановить до конца не может. К сожалению, местный люд мало проявляет стремления оказать какую-либо материальную и иную помощь. Живут открытой надеждой, что вот "москвичи" приедут и что-то опять привезут в храм, что-то сделают: они же "богатые все в Москве". Однако, често скажу, что обид на них нет: привычка, как известно, - вторая натура. А может быть миссия нас, городских, сейчас в том и должна состоять, что когда-то разруха (вначале в головах и т.д.) началась с города, а потом уже массово погубила и деревню. Да и современные городские жители в большинстве своем по корням деревенские: вот и надо помогать своей малой родине. И то, что прозвучало из уст патриарха, дает надежду, что и наш храм теперь все-таки обретет и статус, и появиться хоть какая-то помощь от местных... Поймите меня правильно, я не хвастаюсь, что вот мы, такие хорошие, что-то пытаемся сделать: нет это Господь поддерживает наши слабые силы, а уж причины нашего стремления - это уже личное... И я, думаю, что у многих людей таких личных мотивов можно отыскать не мало. Бог нам всем в помощь!
3. Анатолий : Службы МИРСКИМ чином
2011-02-06 в 13:05

Мирским,а не"мирянским"чином давно используются прихожанами РПЦЗ.Я использую тексты этих служб уже два десятка лет,и не я один.Так что это для нас(прихожан РПЦЗ)не новость.Могу выслать всем желающим.Спаси Господи!
2. Шарапов : Это просто замечательно!
2011-02-06 в 00:58

То о чём написано в этой статье наверное самое нужное и важное для нашего народа на сегодняшний день!!!
Побольше бы таких священиков!!!
Огромное СпасиБо игумену Кирилу!!!
1. Ф.Ф. Воронов : О мирянском чине
2011-02-05 в 17:45

Совершение богослужения "мирянским чином" (при отсутствии священника) было распространено в Зарубежной Церкви. Когда я впервые с этом столкнулся, сильно удивился, настолько идея казалась непривычной; но потом Бог привел к тому, что самому пришлось так делать. В нашем приходе многие годы, когда не было священника в воскресенье или на праздник, мы читали часы и обедницу (а на праздники или в начале великого поста совершали мирянским чином другие службы: повечерие, вечерню, всенощное бдение -- на Рождество, и т.п.). Насколько я понимаю, любая служба суточного круга может совершаться особым способом без свяшенника, а литургия может заменяться на обедницу. Это не настолько хорошо известно, но существуют четкие правила "модификации" обычного богослужебного чина, рассчитанного на совершение службы иереем и диаконом. (Кстати, если нет диакона, то тоже ведь происходит небольшая модификация, оговоренная в уставе.) То, что может делать только священник, опускается или определенным образом заменяется. По нужде, такой чин был хорошо известен старообрядцам-беспоповцам.

Вот на этом сайте можно найти (на английском языке) богослужебные указания для "мирянских" служб: http://www.saintjonah.org/services/ (это миссия св. Ионы Ханькоуского).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме