В связи с этим мероприятием мы попросили ректора некоммерческого Института русской культуры, настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке протоиерея Николая Головкина ответить на следующие вопросы: каковы причины разобщенности православно-патриотических сил? Способны ли эти силы объединиться? Как достичь объединения православно-патриотических сил?
Все мы немощны. Враг рода человеческого искушает нас славой. Нас часто губит желание первенствовать. А ведь Господь нас учит: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28). Хотя у многих в душе есть ревность и о благочестии, и о Православии, но греховная порча, тщеславие и гордыня, свойственная нам, губит многие благие начинания.
Объединению православно-патриотических сил препятствует наша греховность, наше стремление к славе. В нашей неуступчивости и нежелании подчиниться кроется гордыня. Если человек упорно стоит на своем и не допускает возможности наличия погрешностей в своих убеждениях и полностью себе доверяет, отвергая порой даже разумное, но предлагаемое другими, то он не способен к объединению. Недаром один древний мудрец говорил, что истина рождается в диалоге, а не в споре. Часто лидеры патриотических организаций ведут между собой не диалог, а спор. Если спор отталкивает, то диалог сближает. Для того чтобы объединиться, необходимо, преодолевая свое себялюбие и славолюбие, измениться самим, увидеть в себе греховную коррозию. Нас может сблизить смирение.
Я не согласен с теми, кто считает всякое объединение невозможным. Люди, которые занимаются патриотической деятельностью и при этом украшены добродетелями и имеют авторитет в обществе, должны инициировать объединение православно-патриотических сил. Именно они должны поднять знамя, под которым мы объединимся. Кто-то должен возглавить это объединение, какое-то авторитетное лицо. Мы все любим Родину, но у нас, к сожалению, все строится на критике друг друга, поэтому и гибнут многие добрые инициативы.
Если Господу будем угодно, такое объединение состоится. Ибо человек предполагает, а Бог располагает. Все в руках Божиих. Не нужно опускать руки и хоронить надежды на нашу консолидацию во славу России. Вспомним, как в Смутное время уже думали о том, что Россия окончательно утратила свою независимость, но Господь сподвиг Минина и Пожарского и сбросил иго иноверцев и иноземцев. Многие хоронили Россию в смутное время конца прошлого века, но Россия до сих пор живет, и, даст Бог, будет жить и выберется окончательно и из сегодняшнего кризиса. К счастью, есть еще на Руси праведники, по молитвам которых Господь может продлить наше национальное бытие.
Когда наступают тяжелые времена, на историческую арену выходят люди, подобные Минину и Пожарскому, и их благословляет Церковь, как было благословлено Народное ополчение Патриархом Гермогеном. Также на борьбу с монголами русскую рать вдохновил и благословил преподобный Сергий Радонежский. Совсем необязательно, чтобы православно-патриотическое движение возглавлял духовный лидер, - главное, чтобы это движение было благословлено Церковью. Хотя было бы неплохо, если бы представители православно-патриотического движения благословлялись у старцев и почитаемых молитвенников, которые и разрешали бы споры, возникающие между православными патриотами. Если будет вера в наших сердцах, то Господь укажет на тех, за кем мы можем пойти.
Преподобный Силуан рассказывал, что когда он служил в армии, он однажды пошел из Усть-Ижоры в Колпино с деньгами, в это время на него понеслась бешеная собака, которая до этого многих покусала, и, казалось, что еще немного, и она наброситься на него. Тогда Силуан воскликнул про себя «Господи, помилуй!», и собака как будто бы наткнулась на незримую стену, внезапно остановилась, а потом пробежала мимо него. Этот пример показывает, что нам следует полагаться не только на свои силы, но и на волю Божию. Хотя, надеясь на волю Божию, патриоты не должны бездействовать. Одно другого не исключает. Недаром на Руси говорили: «На Бога надейся, а сам не плошай». Политические комбинации тоже должны быть, но они должны согласовываться с Божьей волей. Нужен глубокий ум и цельный дух, чтобы уразуметь Божью волю и научиться согласовывать с ней свои действия.