Как напоминает в связи с этим издание, вычленение из русского народа отдельных этнографических групп в качестве отдельных национальностей имеет давнюю историю. Так, украинцы (малороссы) и белорусы до революции считались, наряду с великороссами, частями единого русского народа (и единое самосознание не до конца разрушено даже и по сей день, несмотря на 100 лет «национально свидомой» пропаганды). Существовал и существует казачий сепаратизм (отразившийся, в частности, в «Тихом Доне») - гитлеровцы в свое время даже объявили казаков не славянами, а «потомками готов». Были и идеологи сибирского сепаратизма: некоторое время назад пытались даже пропагандировать «сибирский язык», составленный из диалектных слов, отсутствующих в литературном русском, и заимствований (в основном тюркских). Примерно так же - из диалектных и польских слов - в свое время формировался нынешний украинский.
Прокомментировать возможную опасность дальнейшего дробления русского народа корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что опасности дальнейшего дробления русского народа сейчас нет. «Да, иногда пытаются объявить какую-то часть русских отдельным народом. Наверное, кому-то это выгодно. Но никаких последствий все это не имеет», - сказал он. «А об этом глупом заявлении людей, которые ради своего материального благополучия готовы перестать быть русскими, я даже и говорить не хочу. По-моему, это не что иное, как проявление элементарной эгоистической потребительской паранойи некоторых участников этого интернет-сообщества», - добавил священник.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что дробление угрожает не столько русскому народу, сколько России как таковой. «В данном случае речь все-таки идет не о каком-то реальном движении за отделение Сибири от России, а об отсутствии тривиального ощущения многими и многими людьми достодолжной заботы центральной власти, центрального правительства об этом регионе», - отметил он. «Мне не раз приходилось бывать и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и общаться со многими и очень разными людьми, пределом мечтаний которых является уехать самим или, по крайней мере, отправить своих детей "в Россию", т.е. по тамошним представлениям - за Урал. Это очень тревожное настроение. Они ощущают себя такими "временными" людьми, проживающими на территории, с которой лучше побыстрее уехать. Даже если так обстоит дело и не во всех сибирских регионах, это все же очень дурной признак», - считает отец Максим. «В связи с этим центральная власть должна приложить максимум усилий, чтобы граждане нашей страны, где бы они ни находились, ощущали себя гражданами единой Родины. Одних автопробегов по Сибири для этого явно недостаточно», - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, напротив, считает опасность дробления русского народа «одним из самых серьезных вызовов современности в стратегическом плане». «Если русских расколют, то будущего у России как единого государства нет. Это нужно помнить и не поддаваться ни на какую пропаганду, нацеленную на разделение - к каким бы доводам она ни обращалась. Как будто нам мало, что мы и так уже разделены на три разных государства. Если расколы будут продолжаться, то мы перестанем быть наследниками неделимой Святой Руси», - сказал он. «Нам нужно собраться с силами, задуматься о нашем будущем, об интересах наших потомков и ни в коем случае не разделяться, а наоборот - твердо объединяться и вместе идти по благому пути единства, думая не о сегодняшней примитивной выгоде, а о благе будущих поколений», - заключил он.