Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Георгий Городенцев: «Следует остерегаться от обвинений монашества»

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

09.09.2010


Известный пастырь советует не стремиться обвинять монахов в том, что они предпочли социальное служение умному деланию …

Полностью согласен со Святейшим Патриархом, что гармоничное сочетание общинной жизни и уединения - это древнейшая традиция нашего делания. Неоднократно предпринимались попытки в этом отношении противопоставить Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Но на самом деле никакого противопоставления между ними не было. С древности идет традиция сочетания умного делания и внешнего служения. Монахам необходимо и то, и другое.

Вспомним Арсения Великого, который воспитал сыновей царя Феодосия Великого - Аркадия и Гонория. Он сочетал и умное делание, и воспитание наследников царского престола. В свое время он попросил совета, что ему делать, тогда Господь сказал ему, чтобы он бежал от мира. Он сначала ушел в монастырь, а потом бежал из монастыря в пустыню, где подвизался в безмолвии. Когда он жил в монастыре, произошел один случай. В монастырь издалека пришли монахи, желающие повидать Арсения Великого. Они пришли к нему, а он им ни слова не сказал. В результате монахи ушли он него в большом смущении. Смущенные монахи пришли тогда к авве Моисею. Он их принял радушно, беседа была доброжелательной, он поставил им монашеское угощение, очень скромное. Потом, когда их спросили, кто им больше понравился, - Арсений Великий или авва Моисей, то они в один голос сказали, что авва Моисей. Затем монахи стали горячо молиться и возопили: «Господи, покажи нам, кто из них более совершенный». Тогда они увидели, что над отцом Арсением витает Святой Дух, а за отцом Моисеем стоят ангелы. Опытные старцы рассудили, что отец Арсений более совершенный, потому что за ним был Сам Бог - Святой Дух. 

В Церкви всегда присутствовали эти два делания, и наше время не исключение. У нас есть старцы и духовные монахи, которые непрестанно пребывают в молитве. Вспомним слова Канона Андрея Критского: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится». Одни люди, в том числе и монахи, склонны больше к уединению, другие же - к социальному служению. И если даже монах выступает по телевизору, то в этом нет ничего плохого, в этом нет греха, лишь бы он говорил разумное, а не молол чепуху. Выступление по телевизору тоже может быть внешним деланием ради спасения других людей, вспомним авву Моисея. 

В наше время умное делание совершать чрезвычайно трудно, ибо ныне много препятствий к нему, много соблазнов, от него отвлекающих, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди склоняются к более легкому деланию, к социальному служению. Поэтому порой и кажется, что в Церкви идет обмирщение, даже среди монашества. Я бы не стал преувеличивать степень обмирщения, иногда люди делают полезное дело. В наше время слишком много соблазнов, поэтому стяжать даже малые добродетели и совершать умное делание и духовное совершенствование в наш век чрезвычайно трудно.

Ныне, когда многое отвлекает, легче заниматься благотворительностью, мирскими делами и социальным служением, чем умным деланием и самосовершенствованием. Я не хотел бы говорить о нынешнем состоянии нашего монашества, ибо я не монах, и мне неудобно рассуждать на такие темы. Но я верю, что и в наше время есть подвижники среди монашества, в первую очередь, потому что монашество есть наиболее совершенные делатели в Церкви Христовой. Хотя действительно, сейчас происходят такие процессы, когда все ухудшается - и монашество, и священство, и миряне. Последние времена наступают, соблазнов много, все гораздо хуже, чем раньше было. Но, несмотря на процесс всеобщего обмирщения, монахи до сих пор остаются более совершенными по отношению как к мирянам, так и к священству.

Вообще следует остерегаться от обвинений монашества. Стоит вспомнить Патриарха Иоанна Милостивого, который несправедливо осудил одного монаха, после чего ему приснился сон, в котором его обличил Господь в том, что он осудил невиновного. Дело в том, что в его епархии подвизался некий монах Виталий, который посещал блудилища, где читал проповеди. Так он многих блудниц обратил к вере, многие из которых бросили свое постыдное занятие. Естественно, что пошел слух о том, что монах этот посещает блудниц и совершает с ними непотребное. Многие считали этого монаха блудником. И когда к Патриарху Иоанну приходили с требованием наказать этого монаха, то Иоанн, помня свой сон, говорил, что не будет осуждать этого монаха, ибо такое осуждение есть грех.

Когда один из послушников спросил Амвросия Оптинского: «Отче, а почему сейчас так мало хороших монахов?», то преподобный ответил ему: «Потому что мало хороших послушников». Забыл тот послушник, что монахи происходят из послушников. Поэтому надо избегать соблазна впасть в грех осуждения монашества. Нам бы справиться со своими грехами, а не обвинять монашество в обмирщении.

Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Прихожанка : Прот.Георгию Городенцеву
2010-09-13 в 20:40

Пожалуй, я с Вами соглашусь: ведь уже наступили те времена, когда в миру живут, как в аду, а в монастырях – как в миру. Только в этой ситуации, наверное, уже бессмысленно говорить о духовном превосходстве обмирщенного монаха.
8. Lucia : Прихожанке
2010-09-13 в 18:11

Когда я вижу монаха, которому не нужна семинария, я прежде всего думаю, что он не карьерист
В 19 веке бывали тоже очень разные монастыри, хотя бы у Нилуса посмотрите.
И если Вы видите монахов. которые Вам кажутся недостойными, нужно их пожалеть - может. они бедняги, которые не выдержали искушения? С них ведь не так будет спрошено.
Можно жить в миру и вести праведный образ жизни. Но я лично не видела и не слышала о таких фактах в наше время.
7. Прот.Георгий Городенцев : Владимиру и Прихожанке
2010-09-13 в 14:52

Владимиру:
Верно, есть такие священники, которые пренебрегают молитвой ради творения якобы «добрых дел». Хотя никаких добрых дел без молитвы, т.е. без призывания помощи Божией быть не может. О чем еще псалмопевец сказал: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126,1). Как и Сам Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Но это лишь подтверждает древнее христианское учение, о котором я и говорю, что, ни истинная молитва не бывает без добрых дел, ни добрые дела не могут быть без молитвы.

Прихожанке:
Откуда вывод, что современное монашество совершеннее священников и мирян? По причине его особого положения в Церкви. Как Вы правильно заметили, монах принимает на себя обеты послушания, нестяжания и безбрачия. Возможно, некоторые из монахов эти обеты нарушают, в чем Вы и пытаетесь их обвинить. Но даже эти Ваши обвинения косвенно показывают высоту самого монашества. Предположим, как Вы говорите, монах нарушил обет нестяжания, но ведь миряне и священники вообще не связаны этим обетом и имеют более или менее значительные «стяжания». Выходит, что для них норма, то для монаха - грех. А уже это одно свидетельствует о высоте самого монашества, не говоря уже о том, что наряду с монахами, имеющими стяжания, в наше время довольно много и действительно нестяжательных монахов. А поищите таких среди мирян и священников, много Вы таких найдете? Это же можно сказать и о послушании, и о безбрачии. К тому же Ваши, дорогая Прихожанка, представления о нестяжании носят несколько абстрактный и утопический характер и очень сильно отличаются от того, как эта добродетель реально на протяжении церковной истории осуществлялась в монашестве. Что же касается внутренней жизни в монастырях, особенно женских, где, как Вам кажется, развиты «зависть и наушничество», то, дорогая, Вы ведь видите лишь внешнее, а не внутреннее. Вы видите проявление некоторых страстей и грехов в монашествующих, но не видите той духовной брани, которую они ведут с миром, своей плотью и диаволом. А ведь эта брань во много крат ожесточеннее, чем у мирян или даже священников. Ибо диавол особенно сильно враждует именно против монашествующих, и своей целью он обычно имеет удаление монашествующего из монастыря. И уже одно то, что тот не поддался такому искушению, говорит о высоте подвига этого инока или инокини. Да и к тому же, неужели в монастыре больше зависти и наушничества, чем в миру? Что-то мне в это очень и очень не верится! Вы побудьте хотя бы денек в какой-нибудь конторе или офисе, особенно среди дамочек (раз уж Вы взялись за женские монастыри), послушайте их сплетни и прочую болтовню, подышите их куревом... И что Вы хотите сказать, что наши монастыри хуже?!!!
6. Прихожанка : Lucia
2010-09-13 в 11:28

Монашеские обеты: целомудрия, нестяжания, послушания. Можно жить в миру, не связывая себя узами брака. Обет нестяжания, по-моему, давно не действует. О наличии собственности у современных монахов (не у всех, конечно) говорить не приходится. Есть и миряне, не имеющие таких квартир и машин, как отдельные, даже «рядовые», монахи. Каждый мирянин имеет «послушание», которое в миру называется работой (службой). У монахов, также как и у мирян, есть отпуска. Можно и в миру оставаться вегетарианцем (кстати, знаю монаха, таковым не являющимся). Не думаю, что «белый» священник уделяет молитве меньше времени, чем иеромонах. Так почему уход в монастырь делает человека на ступень выше в духовном плане? У наших людей до сих пор искаженное представление о монастырской жизни. Монастыри и жизнь в них далеко уже не те, что были несколько веков назад, когда монастыри были действительно оплотом православия, а жизнь монахов - примером истинного стяжания Духа Святого и служения Богу. Достаточно почитать статьи тех же монахов, публикуемые на этом сайте, чтобы понять, кто населяет современные монастыри и что в них происходит. Не нужно забывать, что немалая часть нынешних насельников монастырей – те, кто ушел в монастырь в начале перестройки, когда был этот бум покидания мира верующими молодыми людьми, т. е. это люди, становление которых происходило в атеистическое время. Многие из них так и не получили духовного образования, при этом все при наличии высшего (светского атеистического) образования получили сан священника. Чтобы не быть голословной, приведу слова Патриарха Кирилла:
«…Но всякая ли монашеская обитель является центром духовной жизни? Для меня это большой вопрос. Я имею личный опыт управления епархией и могу сказать, что далеко не в каждом монастыре в полной мере можно увидеть духовное благополучие. Очень часто монастырское начальство стремится к тому, чтобы решить какие-то материальные вопросы, — многое необходимо восстановить, построить, отремонтировать, позолотить, насыпать дорожки, посадить цветы, устроить подсобное хозяйство. Все это нужно, но очень важно, чтобы монашествующие люди не превращались просто в работников, когда исполнение хозяйственных послушаний затемняет самое главное — духовную жизнь человека. Поэтому работа в монастырях по воспитанию молодых монашествующих и послушников очень важна, и у нас есть прекрасные примеры такой работы. Но, к сожалению, повсеместной заботы о духовном состоянии монашествующих мы не имеем. Поэтому считаю большой и важной задачей Церкви усилить духовную составляющую монастырской жизни.
Очень важно, чтобы насельники монастырей получали богословское образование, подчеркнул Святейший Патриарх. «Приезжаешь иногда в монастырь, спрашиваешь: сколько насельников закончили семинарию — оказывается, меньшинство. Спрашиваешь иеромонаха, почему не хочет идти в семинарию. А он отвечает: "Да зачем она мне нужна, эта семинария? " У него нет потребности в богословских знаниях, а отсутствие этих знаний порождает различного рода предрассудки. Мы знаем, что иногда из монастырей проистекают какие-то совершенно чудовищные, опасные для жизни Церкви идеи».
http://www.patriarch...db/text/581416.html
5. Lucia : Re: Протоиерей Георгий Городенцев: «Следует остерегаться от обвинений монашества»
2010-09-13 в 02:36

Уже такое решение - стать монахом делает человека на ступень выше прочих.
4. Прихожанка : АВТОРУ
2010-09-13 в 00:34

Отец Георгий! Вы утверждаете, что «монахи до сих пор остаются более совершенными по отношению как к мирянам, так и к священству». Кем проводилось такое исследование? На основании чего сделан такой вывод? Монахи, равно как и миряне, и священники, бывают очень разные. Чтобы делать вывод о степени совершенства современного монашества, нужно знать монастырскую жизнь изнутри. Увы, монастырская жизнь (конечно, в большей степени это относится к женским монастырям), чрезвычайно озлобляет и ожесточает. Вряд ли это идет на пользу духовному совершенствованию монашествующих. Нигде, как в монастырях, так не развиты зависть, наушничество. Нередко в монастырь попадают люди, которые много грешили в домонастырский период жизни, и далеко не всем удается избавиться от этих грехов. К тому же обмирщение монахов, о котором Вы говорите, само по себе сопряжено со множеством грехов. Сравнивая известных лично мне монахов, а точнее - иеромонахов, и «белых» священников, я бы сделала выбор в пользу последних. Осуждать монахов в обмирщении, конечно, не следует (Бог им судья), но и делать вывод об относительном совершенстве современных монашествующих, по сравнению хотя бы со священством, думаю, не стоит. Наверное, не следует говорить и о более высокой степени духовного совершенствования и «белого» священства в целом. И там, и там всякого хватает. Одному Богу известно, кто совершеннее. Простите.
3. Прихожанка : Владимиру
2010-09-13 в 00:01

По-моему, Вы сами себе противоречите. Из приведенной Вами цитаты следует, что без молитвы «вера постоянно опустошается, истощается и превращается в ничто». А дальше – «не нужно больше молиться, это трата времени, это ни к чему не приводит». Можно успешно совмещать занятие добрыми делами, творение добра с молитвой. Время на молитву можно найти не в ущерб добрым делам, а за счет действительно пустой траты его на бесполезные дела, которые, к сожалению, всегда имеют место в нашей жизни.
2. Владимир : Внимательно!
2010-09-12 в 19:13

Известный о. Павел Великанов взял интервью в Италии. Они давно уже идут этим путём. Внимательно! Вот что ответили отцу Павлу: "искушаемый диаволом активный священник продолжает жить, он говорит о Боге, говорит о Боге постоянно и много, но не говорит больше с Богом, у него прерывается разговор с Богом. Он побуждает других к молитве, он возглавляет богослужение, но сам лично не говорит с Богом, не молится. И именно поэтому его вера постоянно опустошается, истощается и превращается в ничто. Потому что источник нашей веры, источник нашего служения — это внутренний наш контакт с Богом, наш разговор с Богом, наше общение с Богом. Если этого нет, всё остальное рушится".

Я хочу сказать, что я знаю священников и монахов на Западе (с Востоком я знаком мало), которые говорят, что не нужно больше молиться, это трата времени, это ни к чему не приводит. Лучше заниматься добрыми делами, творить добро.
1. Екатерина Домбровская : Лия - лишь путь к Рахили!
2010-09-09 в 12:03

Вообще-то по Писанию сначала Лия - долго и трудно, а уж потом, как венец Рахиль - высшее, желанное и прекраснейшее.
Все в духовной жизни построено по иерерахическому принципу лествицы, а не сочетания неких параллелей деятельного и созерцательного подвигов. Низшее - деятельность - путь к высшему - к созерцанию. Если туда не ведет - все можно перечеркнуть.
Нам же опять подсовывают подмену: мол, все это сосуществует параллельно. Но параллелизм - лишь внешний, видимый мирским зрением, а духовный глаз не приемлет параллелизма.
Напомню, что старцы великие всегда наставляли отличать качественно ДЕЛО от ПОДЕЛЬЯ: делом считали молитву и внутреннее духовное делание-крестораспятие, а поделье - все остальное: начиная с плетения корзин.
Примеры из отечников о монахах проповедовавших в блудилищах - не аргумент. Так как УМАЛЧИВАЕТСЯ ГЛАВНОЕ: проповедовать в блудилищах шли СОВЕРШЕННЫЕ, стяжавшие Рахиль. А супругам Лии там делать было еще нечего, как только искушаться самим.
Все сегодня нам стараются уравнять, выложить горизонталью, навязать параллели: с инославными, Лию уровнять с Рахилью: мол, обе хороши, хотя и разные.
Это по учению Церкви есть неправда!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме