Полностью согласен со Святейшим Патриархом, что гармоничное сочетание общинной жизни и уединения - это древнейшая традиция нашего делания. Неоднократно предпринимались попытки в этом отношении противопоставить Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Но на самом деле никакого противопоставления между ними не было. С древности идет традиция сочетания умного делания и внешнего служения. Монахам необходимо и то, и другое.
Вспомним Арсения Великого, который воспитал сыновей царя Феодосия Великого - Аркадия и Гонория. Он сочетал и умное делание, и воспитание наследников царского престола. В свое время он попросил совета, что ему делать, тогда Господь сказал ему, чтобы он бежал от мира. Он сначала ушел в монастырь, а потом бежал из монастыря в пустыню, где подвизался в безмолвии. Когда он жил в монастыре, произошел один случай. В монастырь издалека пришли монахи, желающие повидать Арсения Великого. Они пришли к нему, а он им ни слова не сказал. В результате монахи ушли он него в большом смущении. Смущенные монахи пришли тогда к авве Моисею. Он их принял радушно, беседа была доброжелательной, он поставил им монашеское угощение, очень скромное. Потом, когда их спросили, кто им больше понравился, - Арсений Великий или авва Моисей, то они в один голос сказали, что авва Моисей. Затем монахи стали горячо молиться и возопили: «Господи, покажи нам, кто из них более совершенный». Тогда они увидели, что над отцом Арсением витает Святой Дух, а за отцом Моисеем стоят ангелы. Опытные старцы рассудили, что отец Арсений более совершенный, потому что за ним был Сам Бог - Святой Дух.
В Церкви всегда присутствовали эти два делания, и наше время не исключение. У нас есть старцы и духовные монахи, которые непрестанно пребывают в молитве. Вспомним слова Канона Андрея Критского: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится». Одни люди, в том числе и монахи, склонны больше к уединению, другие же - к социальному служению. И если даже монах выступает по телевизору, то в этом нет ничего плохого, в этом нет греха, лишь бы он говорил разумное, а не молол чепуху. Выступление по телевизору тоже может быть внешним деланием ради спасения других людей, вспомним авву Моисея.
В наше время умное делание совершать чрезвычайно трудно, ибо ныне много препятствий к нему, много соблазнов, от него отвлекающих, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди склоняются к более легкому деланию, к социальному служению. Поэтому порой и кажется, что в Церкви идет обмирщение, даже среди монашества. Я бы не стал преувеличивать степень обмирщения, иногда люди делают полезное дело. В наше время слишком много соблазнов, поэтому стяжать даже малые добродетели и совершать умное делание и духовное совершенствование в наш век чрезвычайно трудно.
Ныне, когда многое отвлекает, легче заниматься благотворительностью, мирскими делами и социальным служением, чем умным деланием и самосовершенствованием. Я не хотел бы говорить о нынешнем состоянии нашего монашества, ибо я не монах, и мне неудобно рассуждать на такие темы. Но я верю, что и в наше время есть подвижники среди монашества, в первую очередь, потому что монашество есть наиболее совершенные делатели в Церкви Христовой. Хотя действительно, сейчас происходят такие процессы, когда все ухудшается - и монашество, и священство, и миряне. Последние времена наступают, соблазнов много, все гораздо хуже, чем раньше было. Но, несмотря на процесс всеобщего обмирщения, монахи до сих пор остаются более совершенными по отношению как к мирянам, так и к священству.
Вообще следует остерегаться от обвинений монашества. Стоит вспомнить Патриарха Иоанна Милостивого, который несправедливо осудил одного монаха, после чего ему приснился сон, в котором его обличил Господь в том, что он осудил невиновного. Дело в том, что в его епархии подвизался некий монах Виталий, который посещал блудилища, где читал проповеди. Так он многих блудниц обратил к вере, многие из которых бросили свое постыдное занятие. Естественно, что пошел слух о том, что монах этот посещает блудниц и совершает с ними непотребное. Многие считали этого монаха блудником. И когда к Патриарху Иоанну приходили с требованием наказать этого монаха, то Иоанн, помня свой сон, говорил, что не будет осуждать этого монаха, ибо такое осуждение есть грех.
Когда один из послушников спросил Амвросия Оптинского: «Отче, а почему сейчас так мало хороших монахов?», то преподобный ответил ему: «Потому что мало хороших послушников». Забыл тот послушник, что монахи происходят из послушников. Поэтому надо избегать соблазна впасть в грех осуждения монашества. Нам бы справиться со своими грехами, а не обвинять монашество в обмирщении.
Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»