Кризис, нами переживаемый, более всего отражается в нашем сознании как ощущение перекошенности всего и вся. Перекосы в оплате труда: тяжелый труд стоит копейки, а бездельники получают миллионы! Перекосы в СМИ: о женитьбе (или смерти) какого-то мало-мальски известного спортсмена или артиста говорят часами, а о насущных жизненно важных проблемах несколько секунд; большинство граждан законопослушны, а телевидение показывает сплошной криминал. Перекосы в экономике: важнейшие производства разрушаются из-за отсутствия финансирования, а банки процветают.
Но для многих, если не для всех, граждан России весьма актуальными являются перекосы в системе образования. Где, как и чему учить ребенка, чтобы он мог хорошо устроиться в жизни. И вот в ответе на этот вопрос проявляется ужасный перекос общественного сознания. В первую очередь многие весьма искаженно понимают, что значит «устроиться в жизни». Для многих молодых людей и их родителей кем-то заготовлен и усиленно поддерживается образ молодого офисного бездельника (молодой офисной бездельницы) с хорошей зарплатой, с возможностью ездить за границу, с карьерным ростом и пр. и пр. Это связано с великим заблуждением, происходящим от утраты народом исторического чувства и элементарной рассудительности. Когда, в какие времена нашему народу жилось легко и беззаботно? Ответ - никогда! Это означает, что то, что мы имеем сейчас - это иллюзия, причем очень опасная.
Булки ведь по-прежнему не растут на деревьях, и молоко не течет в реках. Хлеб добывается великими трудами и потом. Доить коров - это тоже тяжелый труд. Т. е. любой производительный труд связан с тем, что Бог определил, изгоняя Адама и Еву из Рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Если мы поддадимся соблазну уклоняться от тяжелого земного труда, то на какое-то время «заграница нам поможет»: нам дадут булки и молоко и мясо. Нам уже это все дают за нашу нефть и за наш газ. Только это будут (и сейчас так!) генетически модифицированные булки, «окорочка», мясо, нам придется пить химическое молоко и есть суррогаты. А рождаться у нас будет все больше и больше детей с патологией, ненормальных, с врожденными уродствами.
Справедливости ради следует заметить, что мы и без ГМО губим себя весьма успешно. Многие уже сейчас предпочитают купить на ужин несколько бутылок пива и чипсы, вместо того, чтобы приготовить себе нормальную еду. Сигаретный дым люди предпочитают чистому воздуху, а пьяный дурман - трезвому рассудку.
Но вернемся к проблеме образования. Какие принципы должны быть положены в его основу? Первый и самый важный - образование должно быть таким, чтобы обеспечить возможность независимого существования государства. Только при этом условии возможна нормальная жизнь народа и каждого человека в отдельности. Могут ли это обеспечить юристы и экономисты совместно с офис-менеджерами?! А если к ним присоединятся топ-менеджеры, биржевые маклеры (спекулянты) и все те, кто заняты в сфере услуг?! Ответ очевиден: нет!
Безопасность государства обеспечивают воины, оснащенные современной боевой техникой. Армия должна быть накормлена, одета, обучена и воодушевлена на защиту Отечества. Все это дорогое удовольствие, которое обеспечивается трудом земледельцев, рабочих, инженеров и ученых. А дух армии определяется тем, во что верят и за что готовы сражаться её воины. Для армии России нет иной духовной альтернативы, кроме Православия.
Система образования, следовательно, должна работать на обеспечение безопасности государства: готовить грамотных земледельцев, высококлассных рабочих, квалифицированных инженеров и талантливых ученых. Система образования должна (но всячески этому противодействует) приобщать учащихся к духовно-нравственным идеалам традиционных религий - в первую очередь для большинства это Православие, которое даёт высший смысл земному бытию человека, как предуготовление его к Вечности. Предусмотрел ли Господь то, что не все в этой земной жизни будут «лидерами», учеными, богатыми и «успешными»? Да, конечно! Апостол Павел, говоря о распределении даров Божьих для служения Церкви, четко обозначает: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:28-30).
Аналогично Бог дает каждому его дарования и для мирского служения: кому-то дар лечить, кому-то дар учить, кому-то золотые руки, кому-то светлую голову. Перекосы возникают тогда, когда человек ищет угодить себе, а не Богу. При этом он занимает, как правило, чужое место, оставляя свое предназначение как недостойное, презренное. На чужом месте, как на чем-то украденном, счастья найти нельзя. Все время приходится доказывать, что оно твое по праву - отсюда конкуренция, недоверие ближнему, рассматривание всякого, как врага стремящегося отобрать тобою захваченное. Чужое место кажется хорошим, потому что на нем больше богатства, роскоши, власти или иного чего-то привлекательного, легкого, приятного. Но здесь за все приходится расплачиваться угрызением совести, что изматывает и опустошает душу человека.
Так само по себе высшее образование не дает счастья, если человек к нему не предназначен. Знания надмевают, и владеть ими по праву и с пользой для всех может только тот, кто имеет к этому призвание. А иначе - комплекс неполноценности и раздутая амбициозность. А главное - нелюбовь к своей профессии.
К сожалению, на протяжении всех последних лет государственный орган, ведающий образованием в России (Министерство образования, Министерство образования и науки) проводя прозападную политику, не только не способствовал разумному устроению образовательной системы, но создавал и усиливал перекосы. Разрушена, по сути, система ПТУ и среднего профессионального образования, раздута система частных вузов. При этом происходит выпуск огромного числа каких-то менеджеров, юристов и экономистов, количество которых не соответствует реальной востребованности в обществе. Это уже на стадии обучения приводит к пониманию: работать после окончания вуза придется там, где удастся «пристроиться», а не по специальности.
Нет нормальной системы педагогического образования. Созданная система перекосов в оплате труда уже привела к тому, что в школы выпускники педагогических вузов не идут - заработная плата молодого учителя не позволяет сводить концы с концами. Формируемое СМИ в обществе отношение к учителю прекрасно продемонстрировал новый развратный сериал «Школа», кем-то специально приуроченный к году учителя. Президент Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании Госсовета правильно отметил болевые точки системы российского образования. Однако, то, каким «авторитетом» пользуется Министерство образования и науки у граждан, и та разрушительная прозападная идеология, которая лежит в основе деятельности этого министерства и его чиновников, - все это не позволяет надеяться на существенное улучшение ситуации. Реформам этого министерства не доверяют!
Естественно, что в стране вопреки и помимо официальной политики Минобрнауки идет своя жизнь и на местах исправляют то, что делается криво из центра. Насущные потребности всех сфер нашей жизни заставляют искать выход из специально создаваемых перекосов. Многие чиновники, руководители производств, учителя, родители и учащиеся обращаются к Богу, и Бог не оставляет без внимания их мольбы. Поэтому во многих регионах не без успеха идет сотрудничество государственных институтов с Церковью, в том числе и в сфере образования. Там, где это имеет место, там наблюдается и разумный подход к формированию адекватной структуры образовательных учреждений.
Дай Бог, чтобы призыв Президента был услышан и среднее специальное и высшее профессиональное образование получили должное развитие. Нет смысла опасаться, что сокращение числа мест в вузах, как таковое, приведет к деградации нашего народа, к стагнации производительных и духовных сил общества. Опасаться надо того, что политика, проводимая Минобрнауки, в принципе не способна отвечать чаяниям нашего народа, не способна обеспечивать его развитие. Опасаться надо того, что полезные начинания будут извращены, как это произошло с «экспериментом» по введению в российских школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Есть опасения, что чуждые духу нашей культуры чиновники от образования, выделенные средства растратят на формирование новых диспропорций, создадут дополнительные напряжения в обществе, породят межэтнические и межрелигиозные конфликты.
Нам же остается надеяться, что несмотря на все происки недоброжелателей, Господь «яко должно» вразумив нас, выправит перекосы и явит нам, паче чаяния нашего, милость Свою в земном устроении нашего Отечества.
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, специально для «Русской народной линии»