Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Оболганный Первоиерарх

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

04.09.2010


Диакон Владимир Василик о подвиге Патриарха Сергия …

«Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», -  заявил в интервью "Русской народной линии" доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

Как отметил диакон Владимир Василик, Патриарх Сергий ясно видел, что советская власть пришла надолго, и что с ней необходимо выстраивать какие-либо отношения, строить с ней диалог. «Что-то удавалось от нее получить, что-то нет. Временами казалось, что советская власть вообще не настроена на то, чтобы терпеть само существование Русской Православной Церкви, и местоблюститель Сергий с горечью говорил - когда-то они душили нас, но выполняли свои обещания, теперь они душат и не выполняют», - продолжил диакон.

«Его позиция была такова: сохранить каноническое единство Русской Православной Церкви, не дать ей целиком уйти в подполье. Сам он переживал аресты и ссылки, и в страшные годы террора сам ежедневно ожидал ареста в своей маленькой однокомнатной квартире, где помещалось все управление Московской Патриархии. Тем не менее, время показало, что позиция местоблюстителя, а затем Патриарха Сергия, была самой правильной. Вначале - присоединение западноукраинских, западнобелорусских и прибалтийских приходов, что сделало РПЦ силой, с которой волей-неволей приходилось считаться еще перед войной. Затем - Великая Отечественная война, те страшные испытания, которые выпали на долю русского народа, и которые многих привели к вере и по ту, и по эту стороны фронта. Не считаться с этим власть не могла - с открытием тысяч приходов на немецкой стороне фронта и религиозным возрождением в советской России», - добавил отец Владимир.

О.Владимир заметил, что возрождение Сталиным Московской Патриархии, структуры духовных учебных заведений, открытие храмов  - шаг во многом вынужденный. «Но эта вынужденность связана не только с давлением союзников и не только с фактором возрождения церковной жизни на оккупированных территориях. Многое стало сдвигаться и в сознании кремлевских вождей. Они, и, прежде всего, Сталин, стали переходить к более рациональному, более национальному мышлению, к тенденции сохранения традиционных русских ценностей, в том числе Русской Православной Церкви для укрепления советской государственности. С этим во многом и связано историческое событие 4 сентября 1943 года - встреча Сталина с местоблюстителем Сергием (Старогородским), митрополитом Николаем (Ярушевичем), митрополитом Алексием (Симанским), с которой и началось возрождение Русской Православной Церкви, восстановление института Патриаршества, избрание Патриарха», - подчеркнул диакон.

«Во многом эти исторические события связаны именно с личностью митрополита Сергия, личностью, действительно неправильно понятой и оболганной. Покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) совершенно справедливо говорил, что нам еще предстоит раскрыть масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия и понять то бескровное мученичество, которое он переживал», - сказал отец Владимир.

«Разговоры о «еретичности» его сочинений смешны. Еще до революции в своих трудах, - в частности, в православном учении о спасении, - он отстаивал именно чистоту Православия. С точки зрения чистоты вероучения, его следует назвать одним из безукоризненных русских богословов ХХ века», - подчеркнул диакон. 

«В этот день следует с особым настроем и особой сосредоточенностью молиться об упокоении Святейшего Патриарха Сергия, духовно-исторический выбор которого был сродни выбору святого благоверного Великого князя Александра Невского. Характерно, что и Святейший Патриарх Кирилл, говоря о Святейшем Патриархе Сергии, высоко ставит его подвиг и сравнивает его со святым князем Александром Невским. Потому что Патриарх Сергий выбирал между внешним рабством и внутренним растлением, между коммунистическим Востоком и безбожным нацистским Западом. Стоит вспомнить хотя бы его проникновенные послания времен Великой Отечественной войны: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. ... Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания ... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг»», - процитировал послание отец Владимир.

«Благословением местоблюстителя был благословлен подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Во многом его духовным наследием мы живем и сегодня. Вечная ему память», - заключил диакон Владимир Василик.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 70

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

70. одиноков : 69. мария
2010-09-08 в 21:18

Читал, сударыня, читал. Многие цитаты наизусть помню. И носки грязные стирать необходимо даже великим писателям. Но, честное слово, при чём здесь жидовство Е.Петрова?.. Если Вы имеете в виду банальное безбожие и утрату подлинного национального достоинства, которыми было больно большинство советских писателей, то следует всё-таки помнить, что жид - это еврей, исповедующий иудаизм.
Примите ответый поклон.
69. мария : @68. одиноков : 64. мария
2010-09-08 в 20:31

Знаете, складывается впечатление, что Вы ни "стульев", ни "телёнка" не читали. А ещё у В.Катаева советую прочесть, как его отец учил Бунина стирать грязные носки...
Засим позвольте откланяться.
68. одиноков : 64. мария
2010-09-08 в 19:09

Прошу прощения у невольных читателей моего комментария. Он адресован персонально Марии, и другим его можно не раздумывая игнорировать.

Уважаемая Мария, заинтригованный Вами, поспешил тщательно перелистать "Окаянные дни". Теперь спешу поделиться своими находками. Выясняется, что не страницы, а всего несколько строк посвящены там В.Катаеву. Читаем: "Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: "За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки..." (очень надеюсь, что Катаев так-таки никого и не убил за ради ботинок... - В.О.)
Вышел с Катаевым, чтобы пройтись, и вдруг на минуту всем существом почувствовал очарование весны..."
Ну, что цинизм - понятно, особенно на фоне всего того кошмара, где всё это происходило. (Я думаю, Вы согласитесь, что и сам автор "Дней", человек чрезвычайно острый на язык и желчный, говаривал в те дни и не такое. И любой бы, наверное, этого окружающего окаянства не вынес...). Но странно другое, не правда ли: почему Бунин не спустил этого циника с лестницы, а вышел с ним, видите ли, пройтись и подышать весной... Однако, я так, признаться, и не понял, как на основании этого эпизода брат В.Катаева - Е.Петров - превратился в Вашем сознании в жида. Но если уж быть последовательными, предложу Вам другой отрывок из "Окаянных дней". Иван Алексеевич пишет:

"Вечером с Н. в синагоге. Так все жутко и гадко вокруг, что тянет в церкви, в эти последние убежища, еще не залитые потопом грязи, зверства. Только слишком много было оперы, хорошо только порою: дико-страстные вопли, рыдания, за которыми целые века скорби, бесприютности, восток, древность, скитания -- и Единый, перед Коим можно излить душу то в отчаянной, детски-горестной жалобе, за душу хватающей своим криком, то в мрачном, свирепо-грозном, все понижающемся реве".

Скажите, можно ли на основании этих строк и Бунина записать в жидовство?..

Знаете, Мария, уж лучше Вы про имяславие давайте...
67. Nemo : 62. С Шараков
2010-09-08 в 17:16

Спасибо. Тогда пишИте Вы.
66. Сергий Агапов : 61. L
2010-09-08 в 16:55

Уважаемый L, если термин «сергианство» придумали люди, которые не подчинились Патриарху Тихону, то почему «сергианство, а не «тихонство»? Они что, обладали даром прозрения?
65. мария : @ Исправление в 64. мария
2010-09-08 в 16:02

Прошу извинить, в № 64 имелся в виду, конечно, персонально Валентин Катаев (что не отменяет его кровного родства с Петровым)
64. мария : @59. одиноков : 58. мария
2010-09-08 в 15:42

Многоуважаемый г-н одиноков, тот мой № 58 был, ответом на вопросы ко мне. Как можно заметить, я не даю себя увлечь здесь в зажигательную дискуссию (вообще говоря, в наше время совершенно необходимую) об Имяславии.
Если бы Вы читали Е.П.Катаева (не детские, а последние его опусы), Вам было бы несложно произвести идентификацию. Впрочем, советую Вам, по крайней мере, пересмотреть посвящённые этому персонажу страницы "Окаянных дней" Бунина, и, уверена, Вам всё станет очевидно.
По сути статьи см. мой первый комментарий.
63. С Шараков : О. Владимиру Василику
2010-09-08 в 15:38

Дорогой о. Владимир! На форуме есть Сергей Ш. и С. Шараков - это разные лица! Ваша реплика непонятна. Повторяю мою мысль: не митрополиту Антонию критиковать о. Павла Флоренского - понимание Крестных страданий Спасителя митрополитом выходит за рамки православного Предания. Вообще, работы Флоренского носят философский, а не богословский характер. Флоренский обращался к современному ему опту философии, науки, искусства. Конечно, у него много неправомыслия. И дело даже не в этом - неправомыслие мы можем найти у кого угодно. Тут подходят слова Вл. Лосского, сказанные в адрес Оригена: богословие Оригена лишено апофатики. Вот то же и у о. Павла. А так-то...очень достойный мыслитель... Уж если нашли добрые слова для о. Александра Меня, то Флоренский более заслуживает... простите... По поводу Магии: у Флоренского было особое понимание магии. Традиционную магию он критиковал, как недолжное вторжение в духовную сферу. По поводу слова "магия" есть целое обсуждение. Флоренский в понятие магия вкладывал вот что: это связь живого с живым. Речь идет о культе. Культ существовал и до христианства. Вот именно то формально общее, что есть во всех культах, Флоренский и назвал магией.
62. С Шараков : nemo
2010-09-08 в 15:24

К сожалению, таких статей не знаю. Работы есть, но все они на уровень труднее, чем Доброхотов. По Лосеву есть фундаментальная работа Гоготишвили "Непрямое говорение" (она посвящена нетолько Лосеву), но она совсем трудная.
61. L : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-08 в 12:31

@Как бы нам не хотелось, но, увы, термин «Сергианство» прочно вошел в наш лексикон, и никому в голову уже не придет спросить, а кто такой этот Сергий, и что он такого натворил, всем ясно, что термин этот носит осуждающий смысл@ - так могут рассуждать только те. кто не привык задумываться. а так - все знают, что этот термин придумали зарубежники, которые не подчинились патриарху Тихону. Если этот термин столь прочно вошел в ВАШ лексикон. то почитайте книжку митр.Ташкентского Владимира "Слово. растворенное любовью".
60. Сергий Агапов : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-08 в 09:16

Глубокоуважаемый отец Владимир, позвольте высказать несколько мыслей по поводу вашей статьи. Я, увы, грешный первые сведения о Патриархе Сергии и его борьбе за власть с священномучениками: Патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром, митрополитами Казанским Кириллом, Ярославским Агафангелом, Петроградским Иосифом почерпнул из книги Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви» изданной при участии профессора-протоиерея Георгия Митрофанова. Естественно, как вы понимаете, мое отношение к Патриарху Сергию после этой книги не могло быть, мягко говоря, уважительным. Тем не менее, я с интересом ознакомился с вашей статьей и с уважением отношусь к выраженному в ней мнению. Но позвольте, уважаемый отец Владимир, указать вам, по моему мнению, существенную нестыковку в ваших рассуждениях о выборе пути Святейшего Патриарха Сергия. Вы пишите: «Патриарх Сергий выбирал между внешним рабством и внутренним растлением, между коммунистическим Востоком и безбожным нацистским Западом». Выбор между коммунистическим Востоком и безбожным нацистским Западом первосвятителем, чьи духовные чада защищают свое отечество, даже и обсуждать не стоит, патриарх ни в каких обстоятельствах не мог бы поступить иначе. Но ваша фраза: «Патриарх Сергий выбирал между внешним рабством и внутренним растлением», показалась мне несколько двусмысленной. Если вы подразумеваете под внешним рабством фашистских агрессоров, то это и так твердо ясно и понятно из последующего. Да и пребывание в плену у внешнего врага, ни в коей мере не означает необходимое внутреннее растление, пример тому нахождение Руси под татарским игом, или Вавилонское пленение Израиля. Но если, же вы подразумеваете под внешним рабством большевицкое безбожное пленение, то тогда у читателя может создаться мнение, что отказываясь от него, Святейший Патриарх выбрал внутреннее растление? Но это не согласуется с содержанием вашей статьи. Хорошо. Внутреннее растление Патриарх отверг, но почему тогда он выбирает внешнее рабство в первом случае, решительно отметая его во втором? Но, может, вы считаете, что благословение на защиту отечества, автоматически ведет во впадение во внешнее, коммунистическое рабство? Я с этим никак не могу согласиться. До Берлина с оружием в руках дошли явно не рабы. Мне кажется, уважаемый отец Владимир, что эта досадная путаница произошла потому что, по непонятной мне причине вы не захотели написать, что у Святейшего Патриарха Сергия был еще один выбор. Очевидно, вы сами немного сомневаетесь, что этот выбор Патриарх не то, чтобы не мог сделать, но то, что этот выбор был бы по его силам. Выбор этот тот, который выбрали его оппоненты в борьбе за церковную власть. Выбор священномученичества. О нет, я грешный, трусливый, постоянно совершающий иудин грех предательства Спасителя, нет не иудин, я делаю это бесплатно, угождая своим страстям, я не смею укорять нашего Первосвятителя в недостатке стойкости и храбрости. Не дай Бог кому-нибудь в истории снова встретить этот ужасающий выбор. Но как следует из цитаты, приведенной нашей уважаемой lucia: даже «сохранение церковной организации в России достигается путем мученического пожертвования добрым именем вследствие компромиссов с советское властью». В своих комментариях вы упомянули о похожем выборе нашего Святого Патриарха Тихона, сказавшего: "Пусть погибнет мое имя, была бы спасена Церковь", так же и в статье вы привели слова Иоанна (Крестьянкина) о бескровном мученичестве Патриарха. Очевидно, что эта ваша работа о Святейшем Патриархе Сергии не будет у вас последней. По моему мнению, уважаемый отец Владимир, необходимо указывая об этих страшных путях стоящих тогда перед Патриархом, указывать и этот тяжкий выбор мученичества.

Но я твердо готов поспорить с теми, кто утверждает о том, что именно Патриарх Сергий и спас нашу Церковь, и, даже выиграл Великую Отечественную войну. Такие мнения тоже мелькали на Русской народной линии. Мне всегда у таких людей хочется спросить: «А что, наши новомученники не предстояли незримо перед нашими алтарями и не защищали церкви от поганых осквернителей? А что, наши новомученники не помогли разве вместе с сонном святых одержать победу нашим воинам в войне? Не получится ли так, что воздавая обильную дань трудам и подвигу Святейшего Патриарха Сергия, мы, невольно умалим подвиг священномученичества его оппонентов? Разве только подвигом одного патриарха Сергия, наша Церковь избежала «внутреннего растления». Да и вполне ли наша Церковь очистилась от последствий страшных и вынужденных компромиссов с безбожной властью? Особенно актуален этот вопрос в связи с поднимаемым ныне многими патриотическими силами новым толкованием слов «Несть бо власть, аще не от Бога". Как бы нам не хотелось, но, увы, термин «Сергианство» прочно вошел в наш лексикон, и никому в голову уже не придет спросить, а кто такой этот Сергий, и что он такого натворил, всем ясно, что термин этот носит осуждающий смысл. Мы можем, конечно, заявлять о «небытной ереси сергианства», но вряд ли нам когда удастся придать этому слову положительный оттенок. Не подумайте, уважаемый отец Владимир, что я пытаюсь здесь опровергать ваши выводы. Отнюдь. Мое отношение к Патриарху Сергию уже другое, чем по прочтении книги Льва Регельсона. Это произошло благодаря нашей мудрой Дорогой редакции, которая опубликовала чудесную статью «Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)
http://www.ruskline....giya_stragorodskogo/
Советую всем ознакомиться с ней. И, несмотря на то, что протоиерей Стефан Ляшковский служил при немцах, и покинул вместе с ними свою родину, все равно проникаешься чувством, что Патриарх был исповедником. Но те не менее ставить окончательную точку в «Сергианстве» еще, к сожалению, рано. Как совершенно справедливо вы заметили при обсуждении статьи «Памяти протоиерея Александра Меня»: «…вместе с добрыми словами в адрес батюшки необходимо сказать и о его ошибках и заблуждениях, не бросая тени на его личность, но, напротив, помогая ему, пусть и после смерти. Если мы, хотя бы отчасти, ликвидируем последствия его неправильных слов и дел, то это, несомненно, лучше для него и за гробом, полезно для его души, предстоящей пред Нелицеприятным Судиею». Решая лично для себя вопрос, мы, очевидно, не должны забывать и о словах священномучиника митрополита Кирилла приведенных в комментарии 49 Иваном: «Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать духовного руководства удовлетворения духовных своих нужд потребностей с совестию, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Всё, что не от веры, - грех. Ложь нельзя исправлять ложью". Давайте же задумаемся о последствиях выбора Патриарха. Когда мы оглядываемся сегодня на историю нашей Церкви, вспоминаем великих подвижников, воздвигнутых Матерью Церковью, видим их духовных чад молящихся по многочисленным, вновь открывшимся церквям и помогающим нам укрепляться в Христовой вере, мы говорим да. Не напрасны были жертвы первосвятителя Сергия. Но вспоминая неуклюжую стратегию покойного митрополита Никодима, который своим неуемным, позорящим нашу Святую Церковь «сергианством, ввел в грех подобострастного преклонения перед латинянами и другие братские церкви, поневоле задумаешься о страшных словах Патриарха Тихона: "Пусть погибнет мое имя, была бы спасена Церковь". Неужели нынешние объятия нашего священноначалия с руководителями разных еретических сообществ действительно крайне необходимы для спасения наших душ? Я понимаю еще митрополита Никодима, который под угрозой давления КГБ на Церковь выполнял пожелания богоборца и предателя Никиты Хрущева, хотя и с излишним рвением. Но нынешние саммиты, обеды, концерты, объятия и лобзания с еретиками это что? Опять великая жертва для блага верующего народа? Все ли мы делаем, чтобы не погибло имя святейшего Патриарха Сергия? Мне кажется, нет. Неужели бессовестное растление наших детей священником Александром Борисовым, свидетельствующего детям не об истинности Церкви христовой, а об истинности баптистской церкви происходит по приказу антинародного режима, и делается для спасения имени Патриарха Сергия? Да нет же. Наоборот. Это вбивается гвоздь в крышку гроба, в котором будет похоронено доброе имя первосвятителя.
http://mission-cente...2010-01-12-14-00-43
А межрелигиозные саммиты, собираемые в угоду властям, и где отвергается заповедь Божия о совете нечестивых? И таких гвоздей, к сожалению, мы вбиваем час от часу все больше и больше, забывая слова Афанасия Великого, о том, что мы должны служить не времени, а Богу. А вот пример и еще более духовного растления, это когда безусый хлюст из Парижа, заявляет, что он причащается с католиками, не предавая при этом православную веру? Да он не то, что гвоздь, он целую вязанку дров приготовил всем нам, которые закрывают глаза на безобразия, творящиеся в нашей церкви. Как бы нам, молчащим, не пришлось бы вместе с этим хлюстом получить в геенском огне вдобавок еще и эту вязанку. Поэтому, если мы хотим защитить имя Патриарха Сергия мы так же должны твердо защищать то, для чего патриарх и пошел на эту голгофу мученического пожертвования добрым именем. Только твердо, защищая веру отцов, мы имеем на это право. Помогай Бог. Простите меня недостойного. Сергий Агапов. Москва.
59. одиноков : 58. мария
2010-09-07 в 21:29

Надо же, впервые встречаю женщину-имяславицу, да ещё такую задорную :-) Чувствуется, человек почитал книжек. Сударыня, столько шума, что можно подумать: уроки исихазма явно пошли Вам на пользу... Кстати, договорились Вы до очень забавных вещей, назвав жидом за компанию с Ильфом Евгения Петровича Катаева (лит.псевдоним Петров, родной брат не менее знаменитого Валентина Катаева).
А по теме статьи-то что-нибудь сообщите, наконец? Или нам и дальше предстоит топтаться вокруг Булатовича?
58. мария : @46. Сергей Ш. : 42. Анониму
2010-09-07 в 19:13

Простите, но я бы Вам советовала поосторожнее выражаться - или Вы намеренно подражаете жидам Ильфу и Петрову?
Да будет Вам известно, что святогорский иеромонах Антоний (Булатович) получил от св.прав.Иоанна Кронштадского со словами: "Вот тебе в руководство", его книгу (как раз ту, где Св.Отец и написал: "Имя Божие есть Сам Бог"), а после в одном из писем (сохранилось факсимиле) св. Иоанн предрёк: "Афонским инокам - венцы мученические". Что и сбылось не только на пострадавших во время и после погрома монахами, но и на самом о. Антонии.
Он был убит красноармейцами в родовом имении. Мощи его недавно были обретены НЕТЛЕННЫМИ. Весьма почитается земляками и священноначалием Сумской епархии.
57. Эрик : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-07 в 18:54

Спасибо диакону за:
1) расширение СССР на запад, оказывается, усилило мощь русской церкви.
(меня гложут сомнения, уж не церковь ли военным путем присоединяла к СССР новые епархиальные области на Западе? Может, диакон уточнит?)
2) коммунисты побаивались расширевшейся за счет присоединения западных епархий церкви.
3) ветераны войны стали воцерковленными верующими, что для власти представляло собой неоспоримо внушительную силу.

Сколько всего нового, дабы поддержать авторитет одного человека!
56. мария : @43. Диакон Владимир Василик : Марие
2010-09-07 в 18:48

Насчёт понимания о.Павлом Имяславия написала в предыдущем комментарии. Простите, отче, а Вы сами читали труды оо. Антония и Илариона? (вот, к примеру известно, что митр.Антоний, безобразно отзывавшийся о сих подвижниках, сам не читал, по крайней мере, пресловутую книгу о. Илариона, и, надо думать, судя по его снобистскому отношению к святогорцам, и апологетических трудов о. Анотония тоже)
55. Аноним : Артур
2010-09-07 в 17:20

@Донатисты комнатные...@
а еще бывают садовые и лесные.
54. Русский Сталинист : 51. 53. Артур 52.Александр Изгоев
2010-09-07 в 17:10

Аминь!
53. Артур : 52. Александр Изгоев :
2010-09-07 в 16:32

Аминь!
52. Александр Изгоев : 51. Артуру
2010-09-07 в 15:40

...Царствие ему Небесное!
51. Артур : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-07 в 14:54

Донатисты комнатные...

Вечная память Святейшему Патриарху Сергию!
50. Иван : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-07 в 13:52

Уважаемый о. диакон - Вы действительно имеете степень церк. историка? Вы демонстрируете какое-то странное невежество для ученого человека.
Вы пишете:
"больше всего имяборцев поощряли... достаточно сомнительные богословы типа Флоренского".

Где это и когда о.Флоренский поощрял имяборчество?! Он всегда выступал на стороне имяславцев и даже был автором формулировки: "Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя".
49. Иван : д. Владимиру Василику
2010-09-07 в 13:46

РПЦЗ никогда и нигде не писала о "ереси сергианства". Стыдно этого не знать. И новомученики, и РПЦЗ - все говорили о "грехе сергианства".
И они были совершенно правы. Тот же святитель Кирилл Казанский, ничтоже сумняшеся, использовал термин "сергианство". РПЦЗ и посейчас не отказалась от критических позиций по отношению к "сергианству". И на объединение пошла только после того, как на Соборе РПЦ 2000 года были прославлены "непоминавшие" новомученики.
Вы же своими статьями возвращаете отношения двух частей Русской Церкви к положению до 2000 года. Реально работаете на раскол. Во всяком случае, даете хороший "козырь" в руки тем "ипцшникам", которые не хотят выходить из раскола, потому что в РПЦ МП "до сих пор прославляется м. Сергий".

Кстати, я читал книгу Журавского. Прочтите же и Вы в оригинале письма самого свт. Кирилла Казанского, где святитель писал: "Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства. Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать духовного руководства удовлетворения духовных своих нужд потребностей с совестию, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Всё, что не от веры, - грех. Ложь нельзя исправлять ложью".

Неужели и в этой цитате Вы не увидите "реального антагонизма" между святым иерархом и пререкаемым?
48. Nemo : 47. С. Шараков
2010-09-07 в 13:13

Спасибо. Нет ли у Вас статей по философии имени? Ведь, скажем, труд самого Лосева читать тяжело даже филологу, не легче читать и многих современных (н-р, А.Доброхотова). Вы излагаете ясней и при этом не упрощая. Это очень ценно.
47. С. Шараков : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-07 в 11:24

1. имяславие весьма неоднородно: есть Булатович, есть Флоренский, есть Булгаков, есть Лосев и другие. единого понимания имяславия среди указанных лиц мы не встретим. Если у Флоренского, Булатовича можно заметить магическое понимание Имени - имя самобытно - то у Лосева такого мы не находим (только в первых упоминаниях некоторые фразы, которые потом не повторяются).
2. тогда надо решить для себя вопрос: а каково имяславие само по себе, то есть, что объединяет всех имяславцев? Это особое отношение к Имени. есть два основных подхода - номинализм и реализм. номиналисты говорят о том, что язык - плод человеческой деятельности; что универсалии рождены языком. имяславцы как раз против такого подхода. А что такое язык? Какова природа языка? И вот здесь, одинаково отталкиваясь от номинализма, имяславцы дают неодинаковые ответы. Есть западение в магизм - слово самобытно. Но не только ведь это.
3. Если мы обратимся к Булгакову, то найдем такое понимание формулы имя Божие есть Бог: "Бог" здесь не существительное, а именная часть сказуемого, то есть, имя Бога божественно. то есть, Имя относится к божественным энергиям. Вспомним полную формулу: имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя. На что похоже? правильно: энергии - сфера благодати - божественны, но не есть Бог.
4. четко отрефлектированное учение об Имени мы находим у Лосева. Поздний Лосев черным по белому пишет: язык суть плод человеческой деятельности. Что же, олтказался под старость от имяславия? Ничуть. Имя - это не человеческий язык. Это сфера эйдоса - по религиозному, благодати. Почему Имя? Потому что Имя - это то, в чем божественные энергии открываются человеку. Всем открываются!!! Но в разной мере. Человеческий язык - это интерпретация Имени. Все человеческие культуры - это интерпретации Имени. Есть адекватная интерпретация, абсолютная, данная Богом - Православие, а есть относительные - все остальное. Другими словами, Имя Божие есть Бог означает: все, что делает человек, он делает в ЧЕМ-ТО. Нельзя придумать слово в пустоте. Вот, мол, давайте это животное коровой назовем, а можно было бы и утюгом и нет никакой разницы. И вот: с одной стороны, человек сам придумывает слова, с другой, он их придумывает в чем-то, он уже от чего-то зависит. К примеру: глина только до известной степени позволяет манипулировать собой. Так и все в этом мире.
5. Имяславие есть за что критиковать. Беда только в том, что первые критики имяславцев - Троицкий, Храповицкий и др. были номиналистами. Троицкий, например, так номиналистически, и прочитал Отцов - Святителя Василия Великого и св. Григория Нисского. Вот, мол, так-то и так-то - люди придумали язык. Если не иметь философской подготовки, не знать Платона с Аристотелем, то так можно читать Отцов. Но Отцы не были номиналистами!!!
46. Сергей Ш. : 42. Анониму
2010-09-07 в 09:14

Да-а, хилый какой-то имяславец пошел, от полемики бежит... 100 лет назад посмелее были. Что общего между схимонахом Иларионом (Домрачевым) и иерогусаром Антонием (Булатовичем)?
45. Диакон Владимир Василик : Сергею
2010-09-07 в 09:03

Дорогой Сергей Шараков.
Спасибо за указание. Я уже понял.
Есть и другой отзыв митр. Антония о "Столпе" - букет нераспустившихся ересей".
44. Диакон Владимир Василик : Борису и Александру Изгоеву
2010-09-07 в 08:59

Уважаемые участники дискуссии!
Напоминаю. Согласно правил форума РНЛ,
в комментариях не допускается
хула на Церковь,
нападки на Священноначалие и духовенство, пропаганда ересей и сект,
оскорбления авторов и участников дискуссии.
43. Диакон Владимир Василик : Марие
2010-09-07 в 08:56

Марие.
Простите, произошла опечатка. Поощрял "имяславие", конечно, а не "имяборчество"
Соль состоит в том, что в имяславии была известная правда, но экстремисты типа о. Антония Булатовича выразили ее в невозможных для православного догматического сознания формах. Не случайно имяславцев поддерживали теософы и сомнительные богословы типа Флоренского. Интересно, что он написал в своем письме из Соловков: "Я всегда был магом".
42. Аноним : @40. Сергей Ш.
2010-09-07 в 00:35

Можете меня никуда не отсылать, т.к. не я вопросы задавала. Не думаю, что моё личное мнение настолько же интересно остальным читателям РНЛ, насколько Вам. Впрочем, вот оно: полностью подписываюсь под свято-отеческим богословием по этому поводу, изложенным о. Антонием и о. Иларионом.
41. Тина : Александру Изгоеву
2010-09-06 в 22:59

Однако, если нечем ответить, некоторые наши братья прибегают к откровенному хамству. Это я про Ваш ответ Борису. Если не согласны - оппонируйте, а хамить-то зачем?
С уважением. Тина
40. Сергей Ш. : 39. мария
2010-09-06 в 22:53

Ну, извините. Так я Вас к С.В. Троицкому могу отослать, Булатовича раскритиковавшему. Вы как-нибудь по-своему, доходчиво и кратко, можете? Например, имя Божие и имя Иисус - это одно и то же, или нет?
39. мария : @38. Сергей Ш.
2010-09-06 в 21:33

По поводу Имяславия отсылаю Вас к первоисточникам, напр., "Иеромонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус".
38. Сергей Ш. : 37. мария
2010-09-06 в 20:25

Простите, что Вы называете исихастским православием? Афонских мужичков, друг друга за бороды таскавших? Исихаст там был один - преп. Силуан, так он от них (имяславцев) спрятался. И, если Вы сторонница имяславия, может хоть Вы мне объясните, что Вы имеете ввиду под именем Божиим (которое есть сам Бог)?
37. мария : @ 27. Агапит
2010-09-06 в 19:43

В том-то и ужас, как взглянем на синод - протестантское изобретение, не известное Православию прежде Петра. Он-то (в своём большинстве, всё-таки не целиком, но сила была за "главенствующими" членами) и благословлял реформы, в т.ч. языковую, он-то совершенно зверским образом и разгромил исихастское православие на Афоне, он-то и принял с распростёртыми "благоверное временное"...
36. мария : @24. Диакон Владимир Василик : Марие
2010-09-06 в 19:24

>А что до имяборчества, разве Вы не знаете, что больше всего имяборцев поощряли квазитеософы типа Гиппиус и Мережковского и достаточно сомнительные богословы типа Флоренского, о "Столпе" которого митр Антоний скзаал: "Букет нераспустившихся ересей"?<
Мнения гиппиус-мережковских по этому вопросу не знаю да и не интересуюсь. Что касается о.Павла, он, насколько мне известно не поощрял имяборчество, а поддерживал Имяславие (увы, с несколько ему свойственным оккультным оттенком). Митр. Антоний не является в данном случае авторитетом как самый рьяный погромщик Афонской братии, заступник масонов (если не сам?) вплоть до официально высказанного мнения, что христианин может быть масоном до 18 градуса и проч. и проч.
И, пожалуйста, подтвердите документально Ваши слова о священномученике Петре: >В третьих, он мог из ссылки венуться, но НЕ ХОТЕЛ. - Очень уж тяжело на воле было Первосвятителем быть.<
35. Александр Изгоев : 34. Борису-дёгтеносу
2010-09-06 в 17:50

Вы откуда к нам сюда свалились, уважаемый?
Вам же мало недели отдыху!
Вместо того, чтобы тут гадить, не пойти ли Вам поокучивать какие-нибудь другие более иссохшиеся почвы и долы?
34. Борис : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-06 в 16:20

Трудно сказать, насколько митр. Сергий был прав или неправ. В любом случае он сохранил внутренняя святая святых Церкви от политической мишуры и Церковь воспитывала великих подвижников, имена которых у всех на слуху. А современная "несергианская" церковность растлилась общением с дегенеративным миром политиков и воров, что привело к быстрой деградации и церковного и нецерковного общества. По плодам их узнаете их, плоды той церковности - Серафим Вырицкий и Амфилохий Почаевский, плоды этой - рокпроповедь Кости Кинчева. Пастырь может платить дань разбойникам, но не должен допускать волков к овцам. Смешение мира греха и мира Церкви ведет к тому же, к чему привело смешение Сифидов и Каинитов. Эта азбука, которую усердно стараются забыть.
33. С Шараков : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-06 в 11:38

Уж если говорить о сомнительности богословия Флоренского, то о сомнительности богословия Храповицкого тоже сказать следует.
32. одиноков : 27. Агапит
2010-09-06 в 11:29

"И всё же грехи и ошибки митр. Сергия, его сервильность, о чём справедливо упоминает РПЦ(З), лучше покрыть не осуждением, а любовью и поминальной молитвой за него".

Что, благодарение Богу, и произошло, и происходит среди иерархии и паствы РПЦЗ. Сдвинут огромный и тяжкий камень, позволивший объединиться нашей Церкви. Оставались ещё маргиналы-витальевцы, которые отрицали преемственность патриаршества после св.Тихона на том основании, что не вся полнота Русской Церкви участвовала в избрании всех последующих патриархов. Но после объединения Церкви и избрания патриарха Кирилла и эти злые голоса постепенно умолкли.
Вечная память патриарху Сергию! И большая благодарность о.Владимиру за эту статью.
31. lucia : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-06 в 11:07

они не способны оценить великие заслуги митрополита , которому удалось. несмотря на сатанинскую ненависть большевиков к религии. сохранить громадную церковную организацию и,следовательно. предохранить русский народ от двух тяжких бедствий - от полного безверия и от патологических форм сектантского мистицизма. Они не понимают того, что сохранение церковной организации в России достигается путем мученического пожертвования добрым именем вследствие компромиссов с советское властью. Эмигранты, подобные моему сыну, не пожелавшие отделиться от своей Матери-Церкви, ставшейЦерковью-Мученицей, и. оставшиеся в подчинении у митрополита(потом патриарха) Сергия. давно уже подвергаются несправедливым нападкам за это; поэтому их стойкая преданность Матери-Церкви, странным образом даже и в свободной. казалось бы. Западной Европе. требует большого самоотвержения и может тоже привести к мученичеству.((Н.О.Лосский. Воспоминания)
30. Василий Николаев : "Ин суд человеческий, ин суд Божий"
2010-09-06 в 10:10

Братья! Не будем предвосхищать суд Божий и судить скорым судом человеческим. Мы, дети комфорта и любители беспечного сна, не знаем всех обстоятельств жизни Патриарха Сергия. Святейший будет держать отчет не перед нами, а перед Богом. Мы же, по смирению перед Его Промыслом, не должны судить деяний Патриарха, а должны предать всё в руки Божии.

От себя добавлю, что будущий Патриарх Сергий, будучи в заключении, сочинил удивительный Акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», написанный в стихотворном размере. Это Акафист в стихах, соответствующий как православному канону, так и классическим нормам стихосложения.
29. Владимир Невярович : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-06 в 01:33

Марии: "А стоит ли забывать, кроме известной декларации и узурпации местоблюстительского достоинства, ещё и другие "весьма серьёзные ошибки и даже падения, вплоть до уклонения в обновленчество", как, например, "редактирование" и перевод на русский язык богослужебных текстов и, наконец, имяборчество (борьбу против Божественного Имени)?"
Стоит, как и отпевание лейтенанта Шмидта и многое иное, что насобирают ещё недоброжелатели первосвятителя. Кто без греха, пусть первый бросит камень. Среди непоминающих был, к примеру и небезызвестный прот. Валентин Свенцицкий, которому пред земной кончиной Духом Святым было открыто его заблуждение. Я где-то читал, что сам митрополит Антоний(Храповицкий) откровенно признался, что если бы он был в России на месте (тогда ещё) митрополита Сергия, то погубил бы Церковь.Есть в истории такие великие фигуры, многие поступки которых бывают недоступны понимания тех, кто исходит лишь из своих приземленных представлений . Так, гений Петра Великого смогли по достоинству духовно оценить далеко не все, а лишь такие духоносные личности, как свт Митрофан Воронежский, свт Димитрий Ростовский,а позже св. пр. Иоанн Кронштадтский.Очень рекомендую Вам посмотеть прекрасный фильм Валерия Золотухи, на который я ссылался в прошлом сообщении.
28. Сергей Ш. : 24. о. Владимиру Василику
2010-09-06 в 01:01

Простите, о. Владимир, у Вас видимо опечатка: квазитеософы типа Гиппиус и Мережковского и достаточно сомнительные богословы типа Флоренского больше всего поощряли имяславцев, а не имяборцев.
О "Столпе" митр. Антоний (Храповицкий)написал забавный отзыв (как на магистерскую диссертацию): "Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял. Думаю, магистра дать можно". (см. воспоминания о митр. Антонии архим. Киприана (Керна)).
27. Агапит : Андрею на 15 и Марии на 8.
2010-09-05 в 23:16

С комментом Андрея трудно не согласиться, а вот что касается Марии: работы по русификации богослужебных текстов проводились митрополитом с благословения тогдашних Церковных властей (Св. Синода), а имяславие и сейчас определено как заблуждение, борьба против него велась также ещё царским Синодом с применением полицейских мер.

И всё же грехи и ошибки митр. Сергия, его сервильность, о чём справедливо упоминает РПЦ(З), лучше покрыть не осуждением, а любовью и поминальной молитвой за него.
Иерархи-современники (непоминающие) всё высказали митрополиту при жизни, и вот они имели на это право.
Мы же можем лишь соглашаться с ними или нет.
Я соглашаюсь, но предпочту помолиться о Патриархе Сергии, чем злословить.

А нынешние Владыки пусть сделают выводы.
26. Русский Сталинист : Re: Оболганный Первоиерарх
2010-09-05 в 23:10

Патриарах Сергий так ненавистен известной части граждан тем, что в годы ВОВ, когда решалась судьба нашего Отечества, он занял однозначно патриотическую позицию, в первый же день войны сказав своё пастырское слово.
А им бы очень хотелось, чтобы он стал церковным Власовым и начал строчить пасхальные здравицы в адрес господина рейхсканцлера Адольфа Гитлера и призывать божью благодать на "доблестных германских солдат, несущих на своих штыках свободу России", как кое-кто из РПЦЗ.
Но он не оправдал их высоких надежд- потому клевета и глумление над ним продолжаются вплоть до наших дней, чему данная ветка- наглядное свидетельство.
Обалгивание и оклеветание Патриарха Сергия продолжается.
Но неизбежно настанет тот день, когда Россия и русский народ воздадут ему должное сполна и Правда о нём окончательно восторжествует.
25. К.Олег : 16. Житинский Сергей
2010-09-05 в 23:03

"Все, что сделал митрополит Сергий, Господь обратил во благо, Русская Церковь сохранена. Но было ли это его заслугой, мы не можем сказать..."
Где же ответ?
Как часто мы желаем узнать одно, а спрашиваем совершенно о другом.
Не от того ли , что сами себе эти вопросы не задаем? Сами - то что именно хотим узнать?
Если автор укажет Вам где вы не правы, и Вы с этим согласитесь, обретете ли Вы покой? Сейчас вот предложат доводы и аргументы , которые Вас убедят - обретете ли мир в душе? Ведь вопросов только прибавится. Ум наш суетливый постоянно требует одного - необходимо совершенно другое.
В цитируемой Вашей фразе заключен ответ и так бывает почти всегда. Если потрудимся над собой , то великое множество вопросов не придется и задавать. И вопросы о митрополите Сергии в первую очередь.
С уважением.
24. Диакон Владимир Василик : Марие
2010-09-05 в 22:55

стоит ли забывать, кроме известной декларации и узурпации местоблюстительского достоинства, ещё и другие "весьма серьёзные ошибки и даже падения, вплоть до уклонения в обновленчество", как, например, "редактирование" и перевод на русский язык богослужебных текстов и, наконец, имяборчество (борьбу против Божественного Имени)?

Уклон в обновленчество был. В этом Сергий каялся публично пред свят. патриархом Тихоном. На русский в ту эпоху переводили все кому не лень. И став местоблюстителем он это не поощрял.
А что до имяборчества, разве Вы не знаете, что больше всего имяборцев поощряли квазитеософы типа Гиппиус и Мережковского и достаточно сомнительные богословы типа Флоренского, о "Столпе" которого митр Антоний скзаал: "Букет нераспустившихся ересей"?
23. Диакон Владимир Василик : Андрею
2010-09-05 в 22:49

Еще в 1923 г. святейший патриарх Тихон говорил: "Пусть погибнет мое имя, была бы спасена Церковь". Как считает профессор Свято-Тихоновского Богословского Университета Борис Александрович Филиппов, местоблюститель Сергий лишь продолжал линию святейшего Патриарха Тихона.
Насчет лжи... У каждого из нас - своя мера свободы. Парадоксально, но она уменьшается по мере восхождения к власти.
Мирянин более свободен чем дьякон, дьякон - чем иерей, иерей - чем архиерей. Понятно, это связано с ответственностью.
Мера свободы святейшего патр. Сергия была весьма и весьма мала И если ему приходилось выдавать желаемое за действительное и приукрашивать реальность, то он делал это в процессе торга с властью, спасая позиции Церкви Другое дело, что власть часто нарушала свои обещания (см. статью). Но здесь местоблюститель Сергий был не властен.
22. Русский Сталинист : Стыд и позор!
2010-09-05 в 22:42

Что за позорное судилище устроили виртуальные советоборцы над нашим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Сергием?
Ни стыда, ни совести, каких только гнусностей не понаписали ("узурпация", "ересь", "лгал").
Вот яркий пример, того, как слепой пещерный воинствующий антисоветизм неизбежно мутирует в неприкрытую русофобию и антицерковную пропаганду.
За всё написанное придётся дать ответ, помните об этом.
Жаль, что в таких обильных количествах публикуются гнусные комментарии, содержащие неприкрытые "нападки на Священноначалие и духовенство".
21. Диакон Владимир Василик : Сергею Житинскому
2010-09-05 в 22:36

Во первых, ссылка не работает. Во-вторых, википедия в достаточной степени антицерковный ресурс (посмотрите, что они написали о святейшем патриархе Пимене), так что с ней - осторожно. В третьих, - митр.Петр, если и высказывал некое недовольство, то Заместителя Местоблюстителя митр.Сергия не отстранял. В третьих, он мог из ссылки венуться, но НЕ ХОТЕЛ. - Очень уж тяжело на воле было Первосвятителем быть. В - третьих, что значит - "сотрудничество с антихритианской властью " - поконкретее желательно. ПРЦ и РПЦ никогда не находилась вне контакта с государством, - как при Государе Императоре, так и при Временном Правительстве, так и при Советах. Так рассуждать могут только профессора в кабинетах, не отвественные за паству и принятие решений.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме