Оболганный Первоиерарх

Диакон Владимир Василик о подвиге Патриарха Сергия

0
2768
Время на чтение 4 минуты

«Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», - заявил в интервью "Русской народной линии" доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

Как отметил диакон Владимир Василик, Патриарх Сергий ясно видел, что советская власть пришла надолго, и что с ней необходимо выстраивать какие-либо отношения, строить с ней диалог. «Что-то удавалось от нее получить, что-то нет. Временами казалось, что советская власть вообще не настроена на то, чтобы терпеть само существование Русской Православной Церкви, и местоблюститель Сергий с горечью говорил - когда-то они душили нас, но выполняли свои обещания, теперь они душат и не выполняют», - продолжил диакон.

«Его позиция была такова: сохранить каноническое единство Русской Православной Церкви, не дать ей целиком уйти в подполье. Сам он переживал аресты и ссылки, и в страшные годы террора сам ежедневно ожидал ареста в своей маленькой однокомнатной квартире, где помещалось все управление Московской Патриархии. Тем не менее, время показало, что позиция местоблюстителя, а затем Патриарха Сергия, была самой правильной. Вначале - присоединение западноукраинских, западнобелорусских и прибалтийских приходов, что сделало РПЦ силой, с которой волей-неволей приходилось считаться еще перед войной. Затем - Великая Отечественная война, те страшные испытания, которые выпали на долю русского народа, и которые многих привели к вере и по ту, и по эту стороны фронта. Не считаться с этим власть не могла - с открытием тысяч приходов на немецкой стороне фронта и религиозным возрождением в советской России», - добавил отец Владимир.

О.Владимир заметил, что возрождение Сталиным Московской Патриархии, структуры духовных учебных заведений, открытие храмов - шаг во многом вынужденный. «Но эта вынужденность связана не только с давлением союзников и не только с фактором возрождения церковной жизни на оккупированных территориях. Многое стало сдвигаться и в сознании кремлевских вождей. Они, и, прежде всего, Сталин, стали переходить к более рациональному, более национальному мышлению, к тенденции сохранения традиционных русских ценностей, в том числе Русской Православной Церкви для укрепления советской государственности. С этим во многом и связано историческое событие 4 сентября 1943 года - встреча Сталина с местоблюстителем Сергием (Старогородским), митрополитом Николаем (Ярушевичем), митрополитом Алексием (Симанским), с которой и началось возрождение Русской Православной Церкви, восстановление института Патриаршества, избрание Патриарха», - подчеркнул диакон.

«Во многом эти исторические события связаны именно с личностью митрополита Сергия, личностью, действительно неправильно понятой и оболганной. Покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) совершенно справедливо говорил, что нам еще предстоит раскрыть масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия и понять то бескровное мученичество, которое он переживал», - сказал отец Владимир.

«Разговоры о «еретичности» его сочинений смешны. Еще до революции в своих трудах, - в частности, в православном учении о спасении, - он отстаивал именно чистоту Православия. С точки зрения чистоты вероучения, его следует назвать одним из безукоризненных русских богословов ХХ века», - подчеркнул диакон.

«В этот день следует с особым настроем и особой сосредоточенностью молиться об упокоении Святейшего Патриарха Сергия, духовно-исторический выбор которого был сродни выбору святого благоверного Великого князя Александра Невского. Характерно, что и Святейший Патриарх Кирилл, говоря о Святейшем Патриархе Сергии, высоко ставит его подвиг и сравнивает его со святым князем Александром Невским. Потому что Патриарх Сергий выбирал между внешним рабством и внутренним растлением, между коммунистическим Востоком и безбожным нацистским Западом. Стоит вспомнить хотя бы его проникновенные послания времен Великой Отечественной войны: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. ... Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания ... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг»», - процитировал послание отец Владимир.

«Благословением местоблюстителя был благословлен подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Во многом его духовным наследием мы живем и сегодня. Вечная ему память», - заключил диакон Владимир Василик.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. О. Владимиру Василику

Дорогой о. Владимир! На форуме есть Сергей Ш. и С. Шараков - это разные лица! Ваша реплика непонятна. Повторяю мою мысль: не митрополиту Антонию критиковать о. Павла Флоренского - понимание Крестных страданий Спасителя митрополитом выходит за рамки православного Предания. Вообще, работы Флоренского носят философский, а не богословский характер. Флоренский обращался к современному ему опту философии, науки, искусства. Конечно, у него много неправомыслия. И дело даже не в этом - неправомыслие мы можем найти у кого угодно. Тут подходят слова Вл. Лосского, сказанные в адрес Оригена: богословие Оригена лишено апофатики. Вот то же и у о. Павла. А так-то...очень достойный мыслитель... Уж если нашли добрые слова для о. Александра Меня, то Флоренский более заслуживает... простите... По поводу Магии: у Флоренского было особое понимание магии. Традиционную магию он критиковал, как недолжное вторжение в духовную сферу. По поводу слова "магия" есть целое обсуждение. Флоренский в понятие магия вкладывал вот что: это связь живого с живым. Речь идет о культе. Культ существовал и до христианства. Вот именно то формально общее, что есть во всех культах, Флоренский и назвал магией.
С. Шараков / 08.09.2010, 11:38

4. nemo

К сожалению, таких статей не знаю. Работы есть, но все они на уровень труднее, чем Доброхотов. По Лосеву есть фундаментальная работа Гоготишвили "Непрямое говорение" (она посвящена нетолько Лосеву), но она совсем трудная.
С. Шараков / 08.09.2010, 11:24

3. Re: Оболганный Первоиерарх

1. имяславие весьма неоднородно: есть Булатович, есть Флоренский, есть Булгаков, есть Лосев и другие. единого понимания имяславия среди указанных лиц мы не встретим. Если у Флоренского, Булатовича можно заметить магическое понимание Имени - имя самобытно - то у Лосева такого мы не находим (только в первых упоминаниях некоторые фразы, которые потом не повторяются). 2. тогда надо решить для себя вопрос: а каково имяславие само по себе, то есть, что объединяет всех имяславцев? Это особое отношение к Имени. есть два основных подхода - номинализм и реализм. номиналисты говорят о том, что язык - плод человеческой деятельности; что универсалии рождены языком. имяславцы как раз против такого подхода. А что такое язык? Какова природа языка? И вот здесь, одинаково отталкиваясь от номинализма, имяславцы дают неодинаковые ответы. Есть западение в магизм - слово самобытно. Но не только ведь это. 3. Если мы обратимся к Булгакову, то найдем такое понимание формулы имя Божие есть Бог: "Бог" здесь не существительное, а именная часть сказуемого, то есть, имя Бога божественно. то есть, Имя относится к божественным энергиям. Вспомним полную формулу: имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя. На что похоже? правильно: энергии - сфера благодати - божественны, но не есть Бог. 4. четко отрефлектированное учение об Имени мы находим у Лосева. Поздний Лосев черным по белому пишет: язык суть плод человеческой деятельности. Что же, олтказался под старость от имяславия? Ничуть. Имя - это не человеческий язык. Это сфера эйдоса - по религиозному, благодати. Почему Имя? Потому что Имя - это то, в чем божественные энергии открываются человеку. Всем открываются!!! Но в разной мере. Человеческий язык - это интерпретация Имени. Все человеческие культуры - это интерпретации Имени. Есть адекватная интерпретация, абсолютная, данная Богом - Православие, а есть относительные - все остальное. Другими словами, Имя Божие есть Бог означает: все, что делает человек, он делает в ЧЕМ-ТО. Нельзя придумать слово в пустоте. Вот, мол, давайте это животное коровой назовем, а можно было бы и утюгом и нет никакой разницы. И вот: с одной стороны, человек сам придумывает слова, с другой, он их придумывает в чем-то, он уже от чего-то зависит. К примеру: глина только до известной степени позволяет манипулировать собой. Так и все в этом мире. 5. Имяславие есть за что критиковать. Беда только в том, что первые критики имяславцев - Троицкий, Храповицкий и др. были номиналистами. Троицкий, например, так номиналистически, и прочитал Отцов - Святителя Василия Великого и св. Григория Нисского. Вот, мол, так-то и так-то - люди придумали язык. Если не иметь философской подготовки, не знать Платона с Аристотелем, то так можно читать Отцов. Но Отцы не были номиналистами!!!
С. Шараков / 07.09.2010, 07:24

2. Re: Оболганный Первоиерарх

Уж если говорить о сомнительности богословия Флоренского, то о сомнительности богословия Храповицкого тоже сказать следует.
С. Шараков / 06.09.2010, 07:38

1. Местоблюститель Петр митрополит Крутицкий

Местоблюстителем Патриаршего престола до 1937 года был не митрополит Сергий, а св. новомученик митрополит Петр (Полянский). Он не одобрял действий митрополита Сергия по выстраиванию отношений с советской властью: "Мне сообщают о тяжелых обстоятельствах, складывающихся для Церкви в связи с переходом границ доверенной Вам церковной власти. Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_(%D0%9F% D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) То есть законная церковная власть не разделяла того управления, которое осуществлял митрополит Сергий. Все, что сделал митрополит Сергий, Господь обратил во благо, Русская Церковь сохранена. Но было ли это его заслугой, мы не можем сказать, так как документы свидетельствуют о непослушании законному местоблюстителю, сотрудничестве с антихристианской властью, разрыву отношений с "нелояльными" священниками, и пр. Прошу объяснить автора, где я неправ.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28