Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иерей Сергий Дмитриев: «Реагировать на кощунство надо только законным образом»

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 17.12.2010


Священник проанализировал проект документа об отношении РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви …

Вчера, 16 декабря, президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II, 1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и других людей. Подобное противление Творцу разрушают установленный Им порядок мироздания, приводят ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения.

В связи с принятием в первом чтении проекта документа об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в ее адрес, мы попросили председателя Тверского союза православных мирян, настоятеля прихода Блаженной Ксении Петербуржской в Твери иерея Сергия Дмитриева ответить на следующие вопросы: «Следует ли Русской Православной Церкви реагировать на кощунство и клевету? Если следует, то каким образом она должна реагировать на подобного рода выпады?»


«В Православии существует два подхода к тому, как следует реагировать на кощунства. Первый подход – пассивный. Он сохранился с советских времен, когда священнослужителю нельзя было выходить за церковную ограду, ему разрешалось только сидеть в храме с бабушками и общаться с ними. Второй подход – активный, когда люди выступают публично, разъясняют, стараются вести православную миссию. Конечно, активный православный человек не может смиряться с тем, что хулят Церковь и Бога, он должен каким-то образом противодействовать этому. При этом реагировать на кощунство надо только законным образом. В этом противодействии нельзя действовать без разбора средств. Незаконные методы даже не стоит применять.

В случае с Александром Невзоровым надо понимать, что это публичный человек, которому надо было себя показать. Невзорову всё время надо быть на острие провокаций, без этого он не может, видно, ему так легче жить. Его забыли, поэтому он стал получать меньше дивидендов, и не только материальных, но и тех, которые тешут его гордыню, поднимают его "авторитета", прежде всего, разумеется, в его собственных глазах. Поэтому любая критика в его адрес помогает его пиарить. В данном случае надо суметь разъяснить, зачем он выступает с кощунственными речами и какие при этом преследует цели.

В России вроде бы сложились хорошие отношения у Церкви с государством, по крайней мере, у Московской Патриархии с государством, но на самом деле не видно, что у Церкви есть возможность хотя бы равноценно ответить и отстаивать свои интересы, высказывать свою точку зрения. Как быть в случае Невзорова, собраться и побить его? Думаю, что этого не следует делать. Надо разъяснить публике, что этот человек выполняет специальный заказ.

Вообще может сложиться впечатление, что Церковь бессильна перед кощунниками. Я так не считаю. У Церкви есть мощное оружие - это молитва. Не стоит забывать сказанное в Ветхом Завете: "Мне отмщение, Аз воздам". Если мы будем мстить человеку, а не разъяснять ему свою позицию, то тогда зачем Господу приводить его к порядку, если мы сами это делаем. Отвечая на кощунство, надо показать, что идея, которую человек высказывает, есть богохульство. При этом не стоит переходить на личность богохульника, следует критиковать хулу. В противном случае, мы уподобимся тем мусульманам, которые считают, что если кто-то нарисовал карикатуру на их пророков, то этого человека непременно надо убить. Хотя, конечно, не просто так кощунники нападают на Православие и не задевают ислам, вероятно, они побаиваются гнева мусульман, а может, имеют какой-то интерес. 

Конечно, можно проводить какие-то протестные акции в ответ на кощунство, но ни в коем случае нельзя устраивать погромы. Можно также обращаться в судебные органы с иском на кощунников, но не знаю, будет ли от этого польза. Известно, как работают суды, надежды на них никакой. Если и обращаться в судебные органы, то только в том случае, если дело вызовет общественный резонанс, как это было с выставкой "Запретное искусство".

К сожалению, в Церкви распространен подход, когда люди предпочитают жить тихо и спокойно, лишь бы их не трогали, не высовываясь. Это неправильный подход. Церковь должна быть активной, а то она просто будет терять свои позиции. Мне кажется, что с приходом Святейшего Патриарха Кирилла в жизни Церкви стал приветствоваться именно активный подход. В Евангелии сказано: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16:15-17). И ничего не говорится о том, чтобы священнослужитель собрал вокруг себя в храме своих любимых прихожан, обожающих его, и проповедовал бы только среди них. Надо заняться внутренней миссией на каждом приходе в каждой епархии с тем, чтобы номинальные христиане воцерковлялись. Сколько из 70% христиан, крещенных, но не воцерковленных, за Христа пойдут на смерть? Сложный вопрос.

Недавно Святейший Патриарх Кирилл встречался с сотрудниками Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, которых призвал заняться работой по нейтрализации выпадов против Церкви. Он дал коллективу Отдела конкретные и четкие указания по этому поводу, отметив, что реакция Церкви на богохульные вещи должна быть обязательно, тем более в наше время, когда информация распространяется мгновенно через Интернет, в условиях, когда не всегда понятно, кем делаются информационные взбросы. Церковь должна их отслеживать и на них реагировать. Реакция Церкви должна быть быстрая и правильная. Если людям четким и понятным языком разъяснять суть кощунства, тогда эта реакция дойдет до их сознания».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. alex : кривословие/монолог
2010-12-18 в 04:32

А как относиться к выставке в храме мч. Татьяны.
Активно? Бросать камни, подать в суд и т.д.?
Или пасивно?

Кто "быстро и правильно людям четким и понятным языком разъяснять суть-то". А то "эта реакция до сознания" не доходит. Что делать то?
3. Коля : Законно и активно
2010-12-17 в 23:08

На намеренное публичное богохульство и клевету в отношении Церкви надо реагировать, во-первых, законно, а во-вторых, активно. Первый и лучший способ противодействия тут - личный пример, соблюдение самими верующими законов и правил приличия, воздержание от реагирования по принципу "око за око, зуб за зуб". Но при необходимости следует и обращаться к властям с требованием использовать силу закона в отношении нарушителей закона. В полной мере следует использовать статью 282 УК РФ. Православные сами не должны унижать достоинство, возбуждать ненависть и вражду в отношении приверженцев других религий, а также атеистов. Но пусть и атеисты прекратят лить грязь на Церковь и оскорблять православных верующих. Перед законом у нас все равны или атеисты равнее прочих?

Приведу слова апостола Петра: "Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет 2:11-17)
2. Светлана : «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим.16:17).
2010-12-17 в 20:48

К вышеназванному хочу добавить слова Павла:
: «Но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (Рим. 16: 19)?
«Этими словами апостол Павел предостерегает римских христиан от лжеучителей. Он желает, чтобы они сразу же замечали их ложь и коварство и умели противостоять им. Совет быть «просты на зло» значит: не делать другим зло, то есть не знать его и не уметь делать» отвечает иеромонах Иов (Гумеров). (простите за опечатку)
- .
1. Светлана : если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
2010-12-17 в 19:55

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32).
Хула на Духа Святого - упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей , которая подается Духом Святым, при ее очевидном действии для человека.
Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати.
«Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей» - гоиеромонах Иов (Гумеров).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме