8 декабря папа Римский Бенедикт XVI совершил традиционный обряд почитания Пресвятой Девы Марии на Испанской площади в Риме. В нем приняли участие мэр Рима Джанни Алеманно, кардинал-викарий Агостино Валлини, ряд представителей церковных братств и ассоциаций. Догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы провозгласил Папа Пий IX в 1854 году, однако его корни, утверждает католическое издание, «уходят в древние традиции благочестия первых веков христианства». «В святоотеческих творениях Матерь Божья восхваляется посредством терминологии, выражающей свободу Девы Марии от первородного греха», - утверждает «Радио "Ватикан"».
Как заявил католический богослов-мариолог Стефано Де Фиорес, «необходимо избегать двусмысленности - не путать Непорочное Зачатие, касающееся личности самой Девы Марии в первый момент ее существования, с девственностью Марии, которая является плодом ее осознанного жизненного выбора, сделанного уже в том возрасте, когда она прошла определенный путь. Непорочное Зачатие - не привилегия Девы Марии, которая ее от нас отдаляет. Прежде чем говорить об отличии, нужно сказать о равенстве: оно выражается в том, что и Мария, и мы искуплены Христом. Мы искуплены посредством овобождения от греха, в то время как Мария была сохранена от первородного греха. Иными словами, Иисус был совершеннейшим посредником для Марии: Он не подождал, пока она падет, чтобы затем ее поднять, - Его искупительная благодать была столь сильна, что она оградила Марию от греха».
«Мария была предварена благодатью совершенно неповторимым образом, - уверяет католический богослов. - Но эта благодать не отнимает свободы, потому что Бог, создав нас свободными, не может относиться к нам так, как если бы мы не были свободными. Поэтому от Марии потребовалось согласие на воплощение Сына Божьего. Она могла бы сказать и "нет": а поддержанная благодатью, она ответила "да", отдав себя в полное, совершенное распоряжение, не обремененное никаким грехом, как утверждает Второй Ватиканский собор. Полнотой своей человечности она смогла приобщиться к Богу, посвятив всю свою жизнь Слову Бога, обетованию о ее Божественном материнстве».
«У римо-католических богословов как-то не очень хорошо с хронологией, - заметил по этому поводу диакон Владимир Василик. - Если они считают, что Голгофская жертва распространяется на все времена и на прошлое и на настоящее, то возникает следующий искусительный вопрос: почему таким же образом не были искуплены, например, Авраам, Исаак, Иаков и прочие? Почему искупительная жертва Христова не воздействовала на них в момент их смерти, и они не сразу вознеслись в рай? Проблема же состоит в следующем: с одной стороны, мы почитаем Богородицу как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, как высшую из всей твари, как истинную Деву, истинную рабу Господню. С другой - мы исповедуем, что единый ходатай и посредник - Богочеловек Иисус Христос, давший Себя в жертву за нас. И соответственно не может быть иных посредников, иных соискупителей, кроме Него. А между тем, Католическая церковь исповедует, что Дева Мария является соискупительницей, что её моральные страдания на Голгофе вменяются в искупительную жертву и ставятся наравне со страданиями на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Это является очевиднейшей богословской неправдой».
«Очень тонкий вопрос относительно первородного греха. С одной стороны, понятно, что православное сознание, как сознание любого традиционного христианина, противится протестантскому хамству, протестантским представлениям о Пресвятой Богородице. С другой стороны, мы, безусловно, не можем признать того, что существовали те люди, на которых не распространялась искупительная жертва Христова, и мы не можем признать того, что эта жертва хронологически имела обратное действие и могла явить свои плоды за 50 и более лет до её свершения. Это является очевидным нонсенсом. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое первородный грех. Римо-католическое богословие, начиная от блаженного Августина, делает первородный грех некоей виной, с которой рождается человек, изначально обреченный на погибель, который может быть спасен только неким Божественным предопределением ко спасению. Вопрос о первородном грехе и изъятии из него Богородицы является вопросом антропологии, является очевидной антропологической ошибкой и той ловушкой, в которую попало католическое богословие, приняв тезис блаженного Августина о том, что после падения мы не можем даже пожелать добра, поскольку человек абсолютно парализован грехом. Тогда и возникает вопрос: как же в этом случае быть с Пресвятой Богородицей, которая явно и очевидно явила свою волю к добру, спасению и соучаствовала в спасении всего мира своим добровольным согласием, когда сказала: "Се раба Господня, буди мне по слову Твоему". Очевидно, ложным является предположение о том, что человек после грехопадения не имеет свободной воли. Это предположение надлежит разрушить, также надо разрушить и предположение, что человек рождается изначально грешным и виновным», - отметил православный ученый.
«Слово "грех" имеет множество значений - ошибка, заблуждение, некое падшее и неправильное состояние. В слове "грех" не обязательно присутствует элемент преступления. А римо-католическое богословие изначально делает человека преступником», - добавил отец Владимир.
«Что касается православного учения о Пресвятой Богородице, которое изложено в учениях великих отцов Церкви - святителя Григория Богослова, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Иоанна Дамаскина и других, то оно состоит в следующем: благодаря постепенному очищению потомков Авраама, благодаря непрестанному подвигу, накоплению святости из поколения в поколение, стало возможно появление такого чуда среди рода человеческого как Пресвятая Дева Богородица, которая сосредоточила в себе всю ветхозаветную праведность, - изложил отец Владимир. - Пресвятая Богородица постоянно боролась даже с неправедными помыслами и собрала в себе сокровища святости и чистоты. Она не имела на себе личного греха, верно служила Господу во все дни жизни своей. В то же время, для воплощения Слова Божия необходимо было сошествие Святаго Духа, её предочищение, о чем недвусмысленно свидетельствует служба Благовещения, в частности, канон праздника. Пресвятая Богородица, как и все прочие люди, безусловно, нуждалась в искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа, и её предстояние перед Крестом носило характер её личного подвига, её личного спасения. Это не распространялось на весь род человеческий, хотя в лице Иоанна Богослова Господь вручает её молитвенному предстательству весь род человеческий. Но это не означает, что Пресвятая Дева сораспиналась со Христом на Голгофе. По воскресении Господь явился к ней одной из первых и обрадовал её Радостью Воскресения. Пресвятая Богородица, как и апостолы, присутствовала при Пятидесятнице и получила дар Духа Святаго. Это означает, что она в этом нуждалась, и это было необходимо для дальнейшей жизни и проповеди. Соответственно, Пресвятая Богородица, как и другие люди, приняла плоды искупительного деяния Господа нашего Иисуса Христа. Сама её смерть показывает, что она не изъята от общей судьбы рода человеческого и того повреждения, которое во весь род человеческий было привнесено грехопадением Адама. С другой стороны, дар Воскресения и дар Искупления Господа нашего способствовал, как верует Православная Церковь, её воскресению и телесному вознесению в небесные обители».
«Существует замечательная книга В.Н.Лосского "Всесвятая" - прекрасная антология православной богословской мысли, посвященная этим тонким вопросам. Именно они в значительной степени и отделяют Православие от католичества. Нас здесь разделяет очень и очень многое, прежде всего, вопрос о свободе воли и характере первородного греха. Однако, этот вопрос оказался затемненным, из-за многочисленных экуменических компромиссов, политкорректности и дипломатии. Но для Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия, для преподобного Иустина (Поповича), для В.Н.Лосского этот вопрос затемнен не был», - заключил диакон Владимир Василик.